Обман с обменом

Но уже сегодня несчастными стали те горожане, кому судьбой выпало нелегкое время тяжких испытаний квартирного обмена. Не зря говорят, что пара переездов как один пожар, но поговорка эта родилась в то время, когда у людей было просто новоселье, перебирались из землянки, барака, малометражки - в квартиру.
Обмен - это отдельная история хождений по кабинетам за справками, согласований всех желаний обменщиков и требований закона. Как свидетельствуют риелторы, чистая продажа - редкий случай. В основном выстраиваются обменно-последовательные цепочки из 3-7 собственников и владельцев квартир. Чуть изменились у одного обстоятельства, например, чья-то теща вдруг заявляет: "Нет, все же не поеду из своего района, не хочу жить на Ворошилова, если 20 лет прожила на Волгоградской!" - и обломки этой цепочки хоронят надежды и чаяния десятков людей, многим из которых прежняя жизнь уже стала невыносимой, а единственный свет в окошке - переезд.
Квартирный вопрос способен испортить жизнь любого человека. Тем жальче тех, кто не успел его решить до наступления эпохи перемен.
Бессмысленный запрет
Первомартовский ЖК внес много нового. В основном, много новых понятий. И мы живем в переходную эпоху. Поэтому мне больше всего понравились в "жилищной конституции" вот эти слова, подсказывающие всем заинтересованным лицам, как следует себя вести, выстраивать свою работу в трудный период начала реформы: "При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости”.
Эти рекомендации особенно ценны вот в каком случае: если до 1 марта обмен приватизированного жилья на неприватизированное хоть и с проблемами, но осуществлялся, то уже четыре недели чиновники изо всех сил уверяют население, что такой обмен запрещен напрямую Жилищным кодексом.
Недавно меня упрекали в кемеровской администрации, что "не прочитал ты кодекс до конца, а пишешь!". Ну, взял и прочитал снова. До последней скучной строчки. Нет там такого.
Меж тем председатель жилищного комитета администрации Кемерова Елена Вохмина безапелляционно в "газете своего города" заявляет: "Нет, нельзя!" Это на вопрос кемеровчан о возможности разменять трехкомнатную квартиру на "двушку" и "гостинку".
А что есть в ЖК? Там есть о том, что "наниматель жилого помещения по договору социального найма... вправе осуществить обмен занимаемого им жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю".
Как видим, ни о каких приватизированных и неприватизированных жилых помещениях в ЖК и речи нет. Чиновники Кемерова просто излагают Жилищный кодекс доступным им языком. Так можно сапожный гуталин называть маргарином. У меня был один такой однополчанин-наркоша, он полгода гуталин на хлеб мазал, а поскольку ему продолжали не верить, то наглотался еще гвоздей. Через восемь месяцев его таки комиссовали. Только он никому не навязывал свое видение и понимание еды. И общались с ним в основном врачи. С нашими вершителями жилищных процессов самое бы время плотно общаться прокуратуре, но как туда достучаться? Там тоже ждут правительственных рекомендаций, хотя законы у них уже есть, и прямая рекомендация есть - решать вопросы людей исходя из добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Вертикаль здесь не проходит
В Кузбассе пока нет обладателей договоров социального найма по требованиям нового ЖК. Потому что правительство их еще не разработало.
Прежний договор соцнайма заключался между жильцом и РЭУ, как правило, в устной форме. Недавно появившиеся письменные договоры между РЭУ и жителями - просто попытка оформить отношения на бумаге. Новый же договор соцнайма заключается между собственником жилья (Комитетом по управлению муниципальным имуществом, Комитетом госимущества Кемеровской области) и гражданином-нанимателем. Возможно, комитеты назначат управомоченные лица быть наймодателями. Но пока этого нет.
В Кузбассе пока нет и фондов государственного и муниципального жилья в толковании нового ЖК. Они находятся в стадии формирования, и процесс этот будет завершен только к 1 января 2007 года, с окончанием бесплатной приватизации жилья. До этого времени было бы разумно и справедливо разрешить людям провести различные обмены. Было бы гуманно призвать кого возможно, поторопиться, растолковать им, что потом это сделать будет гораздо сложнее, потом мы начнем жить по новым, более жестким правилам.
И особенно кропотливо эту работу следовало бы проводить в Кемерове, где большой объем жилищного фонда составляют малометражные изолированные однокомнатные квартиры, которые до нового ЖК назывались общежитиями-"гостинками". Странным образом городские чиновники, гораздые сломя голову исполнять другие законы, никак не хотят придать "гостинкам" соответствующий статус. Уже месяц в Кемерове плюют на эту часть ЖК РФ, на федеральное законодательство. Для отслеживания и пресечения таких случаев пренебрежения федеральными законами в каждом регионе президент Владимир Владимирович Путин посадил своих представителей...
Сотням или тысячам кемеровчан отравляет жизнь такое положение вещей? Нет смысла считать, если очевидно, что это положение отвергает принципы добросовестности и разумности. Можно сказать, что чиновники просто тянут время. Через 20 месяцев чем больше в их распоряжении окажется жилищного фонда, тем надежнее защищено их рабочее место. О сокращении кадров не может быть и речи: "Смотрите, какие у нас площадя!".
Они крадут время жизни людей. Это страшное преступление против счастья и любви - лишение людей возможности жить вместе или, наоборот, отдельно. Это не уголовное преступление, это безнравственный проступок. Провозглашенная реконструкция "гостинок" - легкий фарс. Все равно что нищему дать фальшивые деньги, вложить камень в протянутую руку.
Если кому-то кажется, что это все общие слова и гипертрофированные обвинения, то пару историй я вам предложу легко. Не сходя с места.
Ни съехаться, ни разъехаться
12 января вступили в силу два решения Центрального райсуда города Кемерово "обязать администрацию города выдать разрешение на обмен жилыми помещениями". Это два решения, четыре жилых помещения, двенадцать жизненных историй, зашедших в тупик Комитета по жилищным вопросам администрации Кемерова.
Именно двенадцать семей принимали участие в цепочках двух обменов. Два иска лишь видимая часть людских надежд и чаяний.
Первый иск про обмен КГТ на Ленинградском - 14 на комнату в квартире с подселением на ул. Гагарина - 157. Молодая семья не желает жить в коммуналке, выбрала "гостинку". Другой стороне обмен нужен, чтобы таким образом перевезти маму из Анжеро-Судженска, комната с подселением их устраивает больше. Причин для отказа в обмене суд не нашел. Представители администрации сумели только сказать в свое оправдание, что за несколько месяцев не сумели рассмотреть документы.
17 февраля судебные приставы Центрального района возбудили исполнительное производство. Ответчики-должники добросовестно извещены, что в случае неисполнения судебного решения их организация карается исполнительским сбором в 5000 рублей. Это обычный кнут, чтобы должник пошевеливался, чтобы он не крал драгоценное время жизни у других.
Но решение суда не выполнено до сих пор. Администрация города, ее ответственные руководители уже могли быть оштрафованы шесть раз по 5000 рублей. Они безнаказанны, а значит - безответственны.
Аналогичная история с обменом квартиры на проспекте Ленина на КГТ по Октябрьскому - 40. Ну, как еще распавшаяся семья может разделить однокомнатную "хрущевку"? Продать, разделить деньги и пойти купить на свои деньги халупу на Шахтстрое, что ли? Объяснения чиновников в суде те же самые: не успели рассмотреть, пусть попробуют снова. А начни сначала, скажут: уже новый ЖК, обмены запрещены. В общем, скрепляйте семью снова и живите, как вам г-жа Вохмина своим бездействием намекает.
Во втором случае тоже ничего не исполнено. Два дня я дозванивался до Елены Михайловны Вохминой и получил через приемную два ответа. Разрешения на оба жилых обмена до сих пор не подписаны. Договоры соцнайма по новому ЖК в городе пока не оформляются.
Штрафовали ли чиновников? Нет пока, как сообщили в подразделении судебных приставов. Но требования предъявляли, вот-вот вопрос решится. Законом срок на исполнение установлен 2 месяца, то есть до 17 апреля вопрос может решиться.
Если юристы жилкомитета не извернутся, а они это могут, буква за букву, крючок за крючок.
100 долларов для бабушки от Гайдара
Как мечталось-то о хорошем: будет чиновник чинить произвол - пойдешь в суд и найдешь правду. Оказалось, что иногда правду можно найти, а что с ней делать дальше? Не мычит и не телится, со справедливого приговора как с козла молока, если он не исполняется.
На прошлой неделе состоялось очередное судебное заседание по принуждению администрации дать разрешение на приватизацию "гостинки". Иск подан по месту расположения ответчика - в Центральный суд. Но решено переправить дело в Ленинский суд, по месту нахождения КГТ. История продолжается. Кемеровчане непременно победят... в Верховном суде РФ. Там обязательно удивятся местным нравам.
Заканчивая жилищную тему, хотелось бы просветить кузбассовцев, не знающих, что кроме чиновничьей правды есть и правда закона насчет оценки жилья по рыночным ценам.
С 1 января 2005 года нотариусам предписано оформлять наследуемое жилье по рыночным ценам. Обыкновенная история: дед умирает - бабушка наследует его долю, если не все жилье. Реже бывает наоборот. И вот эту избушку на курьих ножках или полнометражную четырехкомнатную квартиру теперь надо пожилой вдове (вдовцу) принять по наследству. У нотариуса. Тот просит принести справку о рыночной стоимости жилья. Бабушка идет привычным путем в БТИ, а там ей говорят, что справку дадут мигом, как только вдова заплатит 4000 рублей за оценку жилья да еще такси оплатит для проезда туда и обратно.
Бедные бабушки. Никто вам не скажет, что благодаря Гайдару теперь есть независимые оценщики с лицензией. Они вам ту же законную, настоящую справку для нотариуса сделают за 500 рублей, не будут драть восемь шкур, как государство со своими госценами. Нет оценщика в своем маленьком городе - поезжай в Кемерово, зайди в редакцию "МК", и я за руку вас отведу к оценщику. Даже если потратитесь на билеты, все равно сэкономите 3000 рублей на гостинцы внукам, на рассаду или "на смерть", или на сапоги, чайник, побелку.
Это будет разумно, гуманно и справедливо.
Комментарии читателей Оставить комментарий