“Конкордия” под контролем КГБ

“Конкордия” под контролем КГБ
В этом году муниципальный ансамбль старинной музыки “Конкордия”, основанный в 1981 году, отмечает свое 25-летие. В начале 80-х концертные программы этого коллектива (такие, как “Русский музыкальный салон пушкинской поры, “Венчание Придворного Обихода”, “Дворянское гнездо”, и другие) для многих явились откровением. Ведь то, что предлагал слушателям ансамбль, для нескольких поколений россиян было абсолютно неизвестным. Позднее возникли духовно-певческая школа и Центр русской духовно-певческой культуры “Конкордия”. Накануне юбилея мы побеседовали с основателем и художественным руководителем “Конкордии” заслуженным деятелем искусств РФ Михаилом Рубцовым.
— Как возникла идея создания ансамбля “Конкордия”?
— Когда человек многое накапливает, ему потом необходимо с кем-то делиться накопленным. Я занимаюсь русской музыкой по идее. Мы сами, живя в России, понятия не имеем, что у нас было и чем мы владели. С 18 лет собираю певческие сборники, изданные до 1917 года. Мною было собрано огромное количество материала во время учебы в Санкт-Петербургской консерватории и работы в качестве помощника настройщика, который обслуживал элиту — интеллигентские семьи старого Петербурга. Как известно, в советское время ни в каких центральных книгохранилищах подобных материалов не было. Певческие сборники даже никто не брал в скупку, потому что каждый из них открывался гимном “Боже, царя храни”. В 1925 году по приказу Крупской была сожжена вся библиотека Придворной певческой капеллы. В Смольном тоже все было выметено.
По специальности я дирижер, поэтому для того, чтобы показать накопленные уникальные материалы, было принято решение о создании ансамбля. Первые шаги были очень сложны. Свою деятельность мы начинали далеко от центра, в ДК Гагарина. Там же был создан клуб филофонистов — коллекционеров грампластинок. Волгоградская интеллигенция выбиралась из щелей и собиралась там. Когда здесь мы делали первые программы, представители КГБ сидели на всех наших концертах. Можно сказать, я был врагом народа. Когда я в то время показал начальнику областного управления культуры (не буду называть его имени) эмигрантские записи хоров Петра Васильевича Спасского, Русского кафедрального собора в Париже, Сергея Жарова и т.п., он назвал их антисоветчиной. Нашу афишу, которую создавал Владислав Коваль, запрещали, так как на ней были изображены два символа “Конкордии”: Владимирская икона Богоматери и эмблема — подсвечник в виде двуглавого орла со скипетром и державой. Нам повезло, что нас поддержал Московский патриархат и лично Владыка Питирим.
— Почему ансамбль получил такое название?
— Не я был волен выбирать название. Мне надо было обозначить направление коллектива, но в восьмидесятые годы назвать его ансамблем русской православной или духовной музыки было немыслимо. Пришлось назвать его ансамблем старинной и современной музыки. Одна из наших программ, в которой принимали участие замечательные актеры Зоя Соколова и Петр Зайченко, носила название “Театр-сад “Конкордия”-1906”. Как известно, театр-сад “Конкордия” — это первая театрально-концертная организация в нашем городе, основанная Андреем Шуваловым в 1882 г. Именно с нее началась культурная жизнь города. Так вот, после этой программы все вдруг начали называть наших хористок “девушками из “Конкордии”. Вот так само собой пришло это название.
Сейчас “Конкордия” — это ансамбль старинной музыки. Под понятием “старинная музыка” я подразумеваю всю российскую музыку до большевистского переворота 1917 года (слова “революция” я не понимаю).
— Расскажите об особенностях хорового исполнения до 1917 года.
— Нам сейчас очень сложно представить, как пели “смолянки”. Надо помнить, что практически все женщины дворянского происхождения были “смолянками”. И в эмиграции они сохранили певческие традиции хора Смольного института. А, например, хор Сергея Жарова — это образец того, как пели в синодальном училище. Одной из особенностей хорового пения на Руси была кантилена (напевность музыки, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. — Прим. авт.), присущая русской душе. После 1917 года малышей с детского сада стали приучать к маршам, весь репертуар даже сегодняшних школьных уроков пения построен на них. А марш вышибает всякий мыслительный процесс, развивает ноги и чувство стадности. Кантилена же развивает художественное мышление, художественный взгляд на окружающий мир. У нас одна из программ называется “Старинные российские колыбельные”. Мне удалось собрать 50 колыбельных песен. За все советское время с трудом удалось насчитать только пять. А ведь именно с колыбельных песен происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре.
— Ваша супруга Нина Стукановская, автор певческого представления “Душа эмигранта” о регенте хора Войска Донского, русском офицере Сергее Жарове, в декабре получила приз зрительских симпатий на конкурсе “Провинциальная муза”.
— Нина Стукановская является выпускницей нашей школы, в которую она пришла в десятилетнем возрасте. У нее за плечами Малая и Большая Конкордия, Серебряковское училище и дирижерско-хоровой факультет во ВГИИиКе. Что касается приза зрительских симпатий, то это очень интересный момент. Я сам был в жюри “Провинциальной музы”, но за жену не голосовал, потому что это вопрос этики. То, что Нине присудили приз зрительских симпатий, стало для меня потрясением. Она собрала 330 зрительских голосов из 500 возможных.
— Раньше “Конкордию” часто можно было видеть и слышать по местному телевидению.
— Все концертные программы были записаны или нашим, или Российским телевидением, кроме последней программы “Душа эмигранта”. А теперь в городе закрыли музыкальное вещание, на нашем телевидении разогнали всю музыкальную редакцию, остались только новости и коммерческие проекты. Раньше нам платили деньги, чтобы мы записали программу, теперь хотят, чтобы было наоборот.
— Расскажите о концертной программе, которая будет показана 1 марта в муниципальном музыкальном театре.
— Об этом сложно рассказывать, так как это надо слушать. Программа называется “Последние песни Российской Империи”, идет она с 1995 года. Это, можно сказать, конкордийный бренд, экспортный вариант. Приглашаем всех ценителей хорошей музыки.
Комментарии читателей Оставить комментарий