С “Улыбкой” по жизни!

Трудно представить хоть один масштабный праздник в Волгограде без детско-юношеского хореографического ансамбля “Улыбка”. Этот коллектив является желанным гостем не только в нашем городе и области, но и за пределами России. В гастрольной карте “Улыбки” — Франция, Италия, Финляндия, Испания, Германия, Венгрия, Болгария, Чехия, Китай и т.д. 2006 год для “Улыбки” юбилейный — он отмечает свое двадцатилетие. Отмечать это событие будут в ноябре. А пока ансамбль готовится представить волгоградскому зрителю свою обновленную программу 24 марта в ЦКЗ в 18 часов. О своем коллективе и не только рассказала создатель, художественный руководитель, воспитатель, педагог, балетмейстер ансамбля, выпускница Ленинградской государственной академии культуры, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Петровна Миронова.
—Татьяна Петровна, расскажите, как создавался ансамбль “Улыбка”.
— В Свердловске, который сейчас называется Екатеринбургом, у меня был очень хороший коллектив высокого уровня “Улыбка”, тоже постоянно выступавший на Центральном телевидении и за границей. Когда я оттуда уехала, той “Улыбке” было уже 10 лет. Свое название коллектив получил благодаря нашему “фирменному блюду” — детскому номеру, который танцевался под (напевает) “От улыбки станет всем светлей...” Шаинского в обработке Гараняна. А 20 лет назад 27 марта мы здесь набрали мальчиков и девочек. Сначала их было 100. Они были разделены на три возрастные группы. Мне сказали: “Сделаешь к ноябрю программу, значит, будем тебе зарплату платить, не сделаешь — не будем”. Я до ноября сделала целое отделение, и меня с концертмейстером приняли в штат “взрослой” филармонии. И в ноябре мы показали концертную программу.
За все время существования коллектива через наши руки прошло более четырех тысяч детей. Сейчас в нашем коллективе свыше четырехсот человек. И это только танцующие. А есть еще играющие, поющие люди, административный аппарат, костюмерный цех.
— Тяжело создавать и управлять таким большим коллективом?
— Создать все можно быстро на энтузиазме, а потом управлять, находить средства для развития — это проблематично.
— Чтобы научиться танцевать, к вам может прийти каждый ребенок?
— Да, каждый. Сейчас мы берем всех, кто по состоянию здоровья может заниматься танцами. Но в течение определенного времени происходит естественный отбор. Ведь не каждый родитель может три раза в неделю возить своего ребенка к нам, не каждый ребенок может выдержать нагрузку чисто физически. Набор мы объявляем не каждый год, потому что у нас два балетных класса, и в них идет полная загрузка по минутам. Места нет. Даже иногда приходится в авральном порядке заниматься в коридоре, когда резко надо готовиться к концерту.
— На каком этапе занятий можно говорить об успехах, одаренности ребенка в танце?
— Наверное, об этом можно судить уже с первого дня. Но бывают и такие случаи, когда у ребенка, который никогда не подавал никаких надежд, на третьем году обучения начинается резкий прорыв. Бывают такие дети “позднего зажигания”, поэтому мы стараемся не отчислять никого года три-четыре. Хотя бывает и такое, что ребенок не может справиться с физической нагрузкой, а она постоянно увеличивается. Уже после трех лет обучения дети начинают активно концертировать, ездят на фестивали, гастроли. А с 14—16 лет у них появляется трудовая книжка.
— В исполнении “Улыбки” можно видеть разные виды танцев...
— Танцовщики в настоящее время вынуждены владеть всеми жанрами. Если, например, ты владеешь только народным танцем, то применить себя можешь лишь в народном коллективе. У нас же много проектов, где нужно и то и другое. Поэтому мы стараемся своих ребят обучать всем видам. Мы приглашаем специалистов из других стран, устраиваем мастер-классы. Несколько лет назад приезжала американка, в прошлом году — специалист по фламенко, недавно был приглашен специалист по индийскому танцу. Индийские танцы — это, конечно, чересчур специфично, не думаю, что мы будем их танцевать, но они интересны для общего развития. Каждый день ребята занимаются классикой и народным танцем. Через день проходят репетиции.
— У вашего коллектива множество наград...
— Много, полный шкаф. И они все важные. Например, год назад мы ездили в Кишинев на Международные дельфийские игры, мы там представляли сборную России и привезли “золото”. До этого были всероссийские игры, где мы тоже взяли “золото”. Говорить о наградах можно много и долго.
— Татьяна Петровна, вы удостоены общественно-читательской премии газеты “Известия” в номинации “Деятель культуры и искусства”.
— Да. Вручали премию (хотя, это скорее не премия, а приз, потому что в денежном эквиваленте она не выражена и представляет собой диплом и хрустальный сувенир) в Москве, в музее им. Пушкина. Там были очень известные люди, такие как Владимир Этуш, Василий Лановой, в основном москвичи. Я знаю, что из ближайших регионов, из Краснодара, эту премию получил художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.
Премия присуждалась по результатам читательского голосования. И так получилось, что из восьми тысяч голосов шесть с лишним были за меня.
— “Улыбка” много гастролирует за рубежом. Как там принимают?
— Очень хорошо. Например, в этом году мы ездили в Испанию на фестиваль, за билетами на наш концерт стояла километровая очередь. Мы собираем огромные зрительные залы и открытые площадки, рассчитанные на пять тысяч человек. И часто в конце программы зрители аплодируют стоя. Зарубежной публике интересна русская культура. Когда мы были во Франции, после выступления ансамбля к нам подошел старый русский эмигрант и сказал: “Вы Россию всю распродали от и до. Но культура сидит внутри каждого вашего человека”.
Комментарии читателей Оставить комментарий