]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

“ЗАМЫСЛИЛ Я...”

10:34 26.05.2006

Свою задачу замечательный писатель и публицист видит в возвращении интеллигенции из режима духовной гражданской войны в режим диалога Представлять сегодняшнего гостя,

Свою задачу замечательный писатель и публицист видит в возвращении интеллигенции из режима духовной гражданской войны в режим диалога

Представлять сегодняшнего гостя, пожалуй, излишне. Достаточно только сказать о нем как об авторе таких произведений, как “ЧП районного масштаба” и “100 дней до приказа”... После этого у него вышло несколько десятков других произведений: “Козленок в молоке”, “Замыслил я побег”... Кроме того, на протяжении последних 5 лет этот человек является редактором “Литературной газеты”, вернув ей за это время почти былую славу и былые тиражи. Да, у нас в гостях Юрий Михайлович Поляков.

“ЛИТЕРАТУРКА” — ТРИБУНА ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ

И первый вопрос, с которого мы начали нашу беседу, касался его работы в качестве редактора:

— Юрий Михайлович, так любимая многими “Литературка” была в очень серьезном кризисе, когда вы ее возглавили. Это был кризис идейный или журналистский?

— Прежде всего это был идейный кризис. С конца 80-х она теряла тираж исключительно из-за того, что стала... либерально-моноидеологической. И когда я пришел, то решение было однозначным: “ЛГ” будет такой, какой была в лучшие времена — как она была задумана Пушкиным и с какой целью возобновлена Горьким. То есть это будет газета, открытая всем направлениям мысли, которые есть.

— Для кого ваша газета?

— Наша газета сориентирована на российскую интеллигенцию. Это газета, которая дает возможность высказаться всем деятелям культуры. Главная наша задача — это возвращение интеллигенции, особенно творческой и научной, из режима духовной гражданской войны в режим диалога. Потому что те глобальные задачи, которые перед нами стоят, при таком расколе в интеллигенции не могут быть решены.

— Значит, пришли вы в “Литературку”...

— Если говорить прямо, пошел я туда исключительно по идейным соображениям, потому что я понимал, что в либеральном заговоре молчания вокруг всех других направлений отечественной мысли и культуры надо пробивать брешь...

— Получилось?..

— Да. Более того, сейчас мы достаточно серьезно влияем на то же телевидение. Когда мы, например, устроили скандал о том, что телевидение “замолчало” смерть поэта Юрия Кузнецова, им там серьезно “нахлобучили...” То есть появилась трибуна, с которой можно обращать внимание на некорректность отражения телевидением некоторых вещей: на необъективность информации, на явный “перекос” в одну какую-то сторону.

— А вы надеялись, что сбудется то, что задумывали?

— Мне казалось, что да. К тому времени я вел колонки в “Труде”, “Современнике”, “МК”, и они у меня были самыми рейтинговыми. Это говорило о том, что мой взгляд на ситуацию, мое видение наиболее соответствует взгляду всего общества. А раз так, то если я газету разверну под свои взгляды, я имею шанс ее вытащить из читательской изоляции. Так оно, собственно, и произошло.

“Я ВСЕГДА ПИСАЛ О ТОМ, ЧТО МНЕ НЕ НРАВИЛОСЬ...”

— У вас репутация этакого “последовательного фрондера”: в свое время вы взбудоражили всех “ЧП районного масштаба”, потом вы стали последовательным борцом с нашим отечественным либерализмом... Как сейчас вы смотрите на то, что произошло со страной, и уютно ли вам живется в путинское время?

— Я бы не сказал, что я был фрондером. Я просто всегда был верен традициям великой классической литературы и писал прежде всего о том, что мне не нравится. Тем более что Бог меня наградил сатирическим видением, а от сатирика трудно требовать, чтобы он кого-то активно прославлял...

— Политическая оппозиция не пыталась вас к себе приблизить?

— Я участвовал в некоторых политических движениях. Например, было такое политическое движение “За новый социализм”. Потом у меня был некий альянс с “Единой Россией”, поскольку у меня какое-то время была иллюзия того, что это будет государственническая партия с соответствующей идеологией. Но при очень хорошей идее у них, по-моему, большая проблема с кадрами. Я очень сильно разочаровался, когда обнаружил, что председателем комитета по печати и коммуникациям стал Комиссаров. “ЛГ” квалифицировала сей факт как клинический случай — как в профессиональном, так и в интеллектуальном плане. Разве можно делать такие назначения, не посоветовавшись с профессионалами? Что касается Путина, то... если сейчас сравнить, в каком положении мы были в 2000 году, и то, что сейчас, — конечно, разница большая. К тому же у меня есть с чем сравнить: я пришел буквально на руины “ЛГ”, и я знаю, сколько у меня сил ушло на то, чтобы сделать ее более или менее живым организмом. А ведь что такое “Литературная газета”? 50 человек сотрудников, 1 дом... И то каких усилий мне это стоило!.. А теперь представьте себе — страна человеку досталась в таких же руинах, если еще не круче... И как это все сразу сделать? Одна из самых основных на сегодня проблем у нас, на мой взгляд, — это отсутствие адекватного самоощущения, отсутствие нормальной государственной идеологии, отсутствие нормальной позитивной картины собственной истории государства и всего остального. Это все было “замечательно” разрушено. Был подсунут очернительский миф. Посмотрите, фильмы какие понаснимали к 60-летию Победы! Это же оплевывание себя, просто невозможное в других странах! Это все говорит о том, что степень коллаборационизма нашей гуманитарной интеллигенции, что с этим, я думаю, связаны очень большие проблемы. И именно этим, я думаю, объясняется то, что Путин во всех своих серьезных обращениях и посланиях постоянно обходит тему культуры. У меня даже статья “Зачем вы, мастера культуры?” начиналась так: “Вы будете смеяться, но в “Послании Президента Федеральному собранию” нет ни слова о культуре”. Так вот, вы будете смеяться: и в этом “Послании” тоже нет ни слова о культуре. Я думаю, что это не от недопонимания, а как раз от понимания того, что в этой сфере настолько все тяжело, что прежде, чем что-то сказать, надо понять, что с этим делать! Потому что, на мой взгляд, даже деторождение проще поднять, чем переориентировать нашу творческую интеллигенцию с саморазрушительной идеологии на нормальную созидательную.

— Это, наверное, хроническое.. .

— Да, это всегда было, помните у Бердяева: “у этих там “дорогая Германия”, у других там “любимая Франция”, а у нас всегда — “проклятая Россия”. Это всегда было, но были и те, кто стоял на охранительных позициях. В чем, например, был смысл славянофильства? В укреплении государства: они требовали возвращения к истокам народным...

ПИСАТЕЛИ И ПИПы

— Если обратиться к вашей писательской деятельности, то складывается впечатление, что популярность ваша несколько волнообразна. Всплеск популярности в 80-х, потом некоторое затишье, сейчас снова ваши книги являются одними из самых рейтинговых. С чем это, на ваш взгляд, связано?

— Совсем провального времени у меня не было... Даже в самые тяжелые для нормальной литературы (например, в 1993-м, когда людям совсем уж было не до чтения), у меня очень неплохо разошелся “Демгородок”... Другое дело, что тогда, во-первых, в отношении меня была такая информационная блокада, а во-вторых, у издателей, с которыми я тогда сотрудничал, была не очень хорошая система распространения, и мои книги расходились, в основном, в Москве и Питере, а до регионов они, как правило, не доходили. Сейчас ситуация другая. Сказалось, конечно, то, что читатель уже перенасытился развлекательной литературой. То, что я называю “ПИПовская книжная продукция”. ПИП — это персонифицированный издательский проект. Есть серьезная литература, которая развивает язык, двигает жанр, занимается социально-нравственным, является своего рода сейсмографом политической жизни... А ПИПы — это просто книжная продукция, это уважаемая профессия, но она к литературе не имеет никакого отношения. Точно так же, как кроссворд...

— А как вы относитесь к Акунину?

— Акунин — это наиболее приличный вариант “ПИПа”: образованный, пишет простым, но достаточно грамотным языком. У нас идет продуманное и абсолютно спланированное вытеснение из общественного сознания писателей “ПИПами”. Потому что “ПИП” политически не опасен. Вы слышали от Акунина, чтобы он хоть раз дал какой-то комментарий к политической жизни в стране, каким-то экономическим процессам в стране? Никогда! Он будет говорить про своего Фандорина, еще про что-то, про то, какая у него трава на лужайке перед домом, куда он с женой съездил отдохнуть... То есть главная задача писателя и литературы, как ее всегда понимали в России — будить мысль и совесть современников, — нет этого у него... Зато в день его
50-летия чуть ли не все газеты центральные вышли с его портретом на первой полосе! В 85-летие Солженицына вы много видели его портретов на первой полосе? Я не видел. Умер Розов. Вообще промолчали. Было 175-летие Лескова. Замолчали... А 50-летие Акунина, понимаете ли, — это целое событие! Это что, случайно? Конечно, не случайно! И вот как раз задача “ЛГ” напоминать об этом. Мы пытаемся вернуть нормальную иерархию в сознание по крайней мере учителей. Потому что уже у многих даже преподавателей высшей школы поехала крыша. Они думают, что раз такая теперь литература, то давайте ее анализировать. А чего ее анализировать-то? Это чисто книжная продукция. Ведь в чем отличие писателя от ПИПа? Писатель, даже самый плохой, он все равно пытается разобраться в мире и в себе. Это его задача. А потом он уже думает про гонорар и проч. А ПИП, он прежде всего думает о том, что эта книга должна продаться. Их как-то даже некорректно сопоставлять.

“ГЕРОЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЖИВЫМ...”

— Ваши главные герои... Кто они для вас? Как вы их выстраиваете?

— Понимаете, в жизни ведь нет героев в чистом виде. Любой героизм — это какое-то ситуационное состояние. Другое дело, что для этого должно быть что-то внутри. Я хоть и гротескный, но реалист, использую какой-то свой жизненный опыт, и я считаю, что твой герой должен быть в первую очередь живым. А значит, он не может быть насквозь положительным...

— Как вы относитесь к экранизации своих произведений?

— Я считаю, что все это неуправляемый процесс. И все попытки вмешаться ни к чему не приводят... Поэтому надо просто довериться Судьбе и ждать, что получится. Вообще каждая постановка или экранизация — это новое прочтение. Мало того, что произведение переводится из одной знаковой системы в другую, так это еще и другое видение. Главная задача экранизации, на мой взгляд, — это заставить того, кто не читал, прочитать, а того, кто читал когда-то, — перечитать...

— Юрий Михайлович, а как строятся ваши отношения с читателями?

— Я часто встречаюсь со своими читателями, много писем приходит. Вот недавно пришло письмо от одной дамы, которая сказала о том, что очень благодарна мне за бережное отношение к природе (после прочтения “Грибного царя”), за то, что я знаю все названия и т. д. “Но, — сказала она, — все-таки не следует называть стрижами ласточек-береговушек...” Ну, что? Я сразу же сел и исправил — у меня как раз корректура была... И очень ей благодарен.

Темы: Волгоград, Искусство и культура
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Markscheider Kunst, 30 июля, «16 Тонн»
Владимир Селиванов, 19 сентября, «Алиби»
«Если называть вещи своими именами, то Украина столкновение с Россией проиграла, однозначно и бесповоротно. Причем проиграла не сейчас»
Город Толедо в Испании - все, что нужно знать туристу
Политический театр Владислава Суркова
Алексей Горшенев пожелал всем на праздновании 10-летия «Тодда» «не загоняться»
Дмитрий Парышев – глава ЗАО «Курганстальмост»
Валерий Сюткин обнаружил у себя песню «ЛДПР»
Копенgаgен «Феникс»
«Собянинский клан» - как тюменской фирме отошёл многомиллионный контракт
Сборник «AFM Records. 25 Years Metal Addiction» (2 CD)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.