Заработать на законе

Заработать на законе
В прошлом выпуске “Клуба потребителей” мы писали о том, что такое моральный ущерб и как возместить нанесенный физический и нравственный вред. Хоть и считается, что в нашей стране такой вид обращений в суд не особо распространен, некоторые наши граждане уже научились на нем зарабатывать, причем весьма неплохо: все дело в том, что моральный ущерб, несмотря на свое название, измеряется в денежном эквиваленте…
В тот день Марина Т. опаздывала на важную встречу, поэтому бежала по ступенькам подземного перехода стремительно. Не заметив чуть приподнятую плиту одной из ступенек, она споткнулась, упала и сломала ногу. Однако, очутившись на больничной койке, Марина быстро нашла в этом деле виноватых – кто же, как не районная администрация! Ведь именно она должна отвечать за состояние ступенек подземного перехода. «Ненадлежащее исполнение своих обязанностей» и «длительное бездействие» – мелькало в заявлении женщины.
Марина подала в суд и потребовала от администрации материального возмещения: стоимости лечения и нравственных страданий, причиненных травмой. К тому же она была на больничном и не работала – деньги, которые она смогла бы заработать за это время, она также включила в сумму иска. Предоставив все бумаги и подтвердив свои слова документами, Марина выиграла дело, причем, что называется, стопроцентно.
На первый взгляд, иск этот может показаться слегка абсурдным: споткнулась, упала – сама виновата, под ноги надо смотреть. Но подобным образом действовал бы любой европейский гражданин: на Западе привыкли защищать свои права. Часто же в суде попадаются и другие обращения.
– Есть такая категория людей,– рассказывает ведущий юрист ростовского Союза защиты прав потребителей Виктория Терещенко.– Они выжимают моральный ущерб из любой ситуации. Собирают элементарные документы, подтверждающие их слова, и идут в суд. И, надо сказать, нередко выигрывают.
Для этого, правда, нужно иметь недюжинные актерские способности или, действительно, обладать нервным заболеванием. А дальше все просто: малейшее неудобство приводит к «приступу», вызову «скорой помощи» и обращению в суд с уже имеющейся на руках справкой. Протекает ли крыша или прорвало трубу – задержись ремонтники хоть на час, такие граждане вызывают «скорую» и в бумагах непременно просят указать, что причиной недуга послужило несвоевременное устранение неудобств. А дальше с такой справкой можно смело обращаться в суд, нравственные и физические страдания– то налицо.
Часто приходят жалобы и на обслуживающий персонал. Купил человек, например, товар, и вскоре узнает, что пользоваться им ему по какой– то причине нельзя – несет обратно в магазин. А тот не принимает, брака– то нет. Начинается спор, переходящий в скандал, мигрень и повышение давления, а затем – по отработанной схеме: «скорая», справка, суд. И так постоянно, многие люди этим сейчас просто живут.
По словам сотрудников домоуправлений, в каждом районе Ростова сегодня есть определенное количество «жалобщиков», которых там уже знают в лицо. Они ходят на приемы каждую неделю, вылавливают работников инстанций на улице, и в итоге последние готовы удовлетворить любые их требования, даже нарушая закон, только бы они отстали.
– Например, в одном из районов города есть женщина, которая по нескольку лет не оплачивает коммунальные услуги,– говорит Виктория Терещенко.– Так у нее накапливается огромный долг, порядка девяноста тысяч рублей. Она ходит, жалуется, что у нее нет денег, надоедает, скандалит, и в итоге так достает своим нытьем домоуправление, что ей списывают эти долги. При том, что сама она, и нам это достоверно известно, нигде никогда не работала. Тем и живет…
Однако, по словам юристов, подобные иски мало подстегивают домоуправления к выполнению своих обязанностей и ремонту крыш, подъездов и ступенек. Такие случаи единичны: слишком мало у нас пока людей, которые могут найти время и силы побороться за свои права…
Елена ИВАНОВА
Комментарии читателей Оставить комментарий