Мечта Петрова сбылась в Ростове
- Это совсем не те мультики, которые мы привыкли видеть, - так – одни с восхищением, другие с упреком или недоумением – говорят об анимации Александра ПЕТРОВА. Это имя стало широко известно в России восемь лет назад, когда Петров получил премию «Оскар» за созданный им в Канаде анимационный фильм по рассказу Хемингуэя «Старик и море». Тогда же некоторые российские кинотеатры показали другую его ленту – «Русалка», в прошлом году о нем заговорили вновь – т.к. он снова номинировался на «Оскара», и зрители Первого телеканала смогли познакомиться с другим его достижением, представленным на суд американских телеакадемиков, - «Моей любовью» по повести Шмелёва. Вообще фильмы Петрова показывали на многих фестивалях в России и на Западе, их удостаивали наград – и за философское содержание, и за уникальную технику живописного мазка. Но почему-то никогда и никому не приходило в голову сделать программу его анимационных лент… Однако – свершилось. И не где-нибудь, а в Ростове. - Сегодня у меня большой праздник: начинает реализовываться давняя мечта. Этим просмотром открывается серия показов моих фильмов в кинотеатрах России, - сказал Александр Петров, приехавший на встречу со зрителями кинотеатра «Буревестник», инициатора таких программ. А директор «Буревестника» Ирина Кранк добавила, что осуществить мечту прославленного нашего аниматора оказалось на удивление просто: нужно было только позвонить на Первый канал и рассказать о своей идее… То есть найти смелость, чтобы стать первыми… Ну и еще – заручиться поддержкой делового партнера, которым стал журнал «Большой город». После каждого из пяти фильмов программы («Старик и море», «Корова», «Сон смешного человека», «Русалка», «Моя любовь») в зале раздавались аплодисменты. А потом, отвечая на многочисленные вопросы, Петров рассказывал о своем кино и о себе. Что ему «Оскар»? - В душе, - сказал Петров, вспоминая свои чувства после получения кинопремии, - ничего не поменялось. В жизни – поменялось: в Ярославле все произошло так, как нам хотелось. То есть – у нас после «Оскара» появилось свое помещение, своя студия. Если бы фильм получил еще 150 наград в России или в Европе, ничего этого бы не произошло. А вот «Оскар»… Спасибо американским киноакадемикам. Как едва не стал Петросовым - Есть три фамилии, на которых Россия держится: Иванов, Петров, Сидоров. Ваша – Петров. Держитесь ее. Хорошая фамилия. - Мне она тоже нравится. Но не только на трех этих Россия держится. Когда-то я год прожил в Армении - там у меня был первый опыт анимации. Я так влюбился в эту страну, что хотел в ней остаться. Армянские коллеги говорили: «Поменяешь фамилию, будешь Петросовым»… Но – вернулся все-таки… - Почему вы остаетесь в Ярославле? - Я родился под Ярославлем. Считаю его лучшим местом на Земле. - А почему из всех способов художественного отображения мира вы выбрали анимацию? - Вот все просто вроде, а ответа нет однозначного… Так жизнь завела. В Армении, после окончания института кинематографии я попробовал эту профессию. Думал – это временно, думал, что буду писать картины, иллюстрировать книги… Но занимаюсь коллективным делом и не жалею об этом: я воплотил то, о чем мечтал как живописец. Делаю кино, оставаясь при этом художником. Правда, что Петров не рисует на компьютере? - Я старался не попасть под пресс компьютерной индустрии. Это – большой соблазн. Я вижу много анимационных лент, где художников нет: есть пейзажи, герои, словно созданные одним человеком или одним коллективом авторов. Пропал индивидуальный почерк. Мы рисуем пальчиками, вручную. Но компьютер – необходимый инструмент при монтаже фильма. И спецэффекты, какие-то детали к изображению добавляем с помощью компьютера. Я не бегу от новых технологий. Я – за их разумное использование. - Вы рисуете маслом на стекле? - На матовом белом стекле. Снизу – лампы, сверху – краска. Обычно рабочее поле – 30 на 40 сантиметров. Но бывает и больше – 50 на 70 и даже 110 на 80 (в Канаде, когда я работал над «Стариком и морем», мне сделали специальный станок). Когда работаю с большими размерами, то уже кажется, что фреску пишу. Любовь, религия, фрейдизм - Впечатление, что у вас – любовь к дореволюционной России, доходящая до идеализации той жизни… - Я бы никогда не взялся реанимировать давно ушедшее. У Шмелёва любовь показана разная, нам понятная, знакомая, очень современная. Я спрашивал у молодых людей, понятно ли им то, что испытывает их сверстник в «Моей любви», и они отвечали, что да, это все – наше. И начинали рассказывать, как тоже бывали влюблены сразу в двух… Ощущение любви как греха, как беды тоже свойственно каждому человеку. Просто сейчас культивируется освобождение от ответственного отношения к любви. Этот дефицит я и хотел восполнить. - В ваших фильмах о русских, России присутствует религиозная тема, но вместе с тем заметен и фрейдизм. Это – личное или религиозность вам нужна, чтобы показать своеобразие русской души? - Это – личное. Не бог весть какой я христианин. Об этом публично говорить трудно. Но стараюсь двигаться к свету, сколько позволяют силы. Я не снимаю религиозные, православные фильмы (хотя на каком-то фестивале «Моя любовь» была названа лучшим православным фильмом года), но считаю, что человек должен задумываться о духе, вере, Боге, смерти, о том, что делает бессмертными. Почему не соглашался Кайдановский? В ленте «Сон смешного человека» (по Достоевскому) закадровый текст – фактически монолог – читает Александр Кайдановский. Без Кайдановского «Сон» был не сон. Но участвовать в создании ленты он согласился не сразу. Петров уговаривал Кайдановского два года, звонил ему периодически из Свердловска, где шла работа над лентой. - Сначала он вяло отвечал, - вспоминал Петров, - потом – категорично: я не участвую в озвучках, в этой профессии больше не работаю (в то время он уже был режиссер). Фильм сняли. Уговорил озвучить его других актеров, но все – не то, все мимо. И люди сами говорят: «Это Кайдановский лучше сделает». Треснув пару бутылок пива, я приперся к нему домой, отдал кассету и сказал: посмотрите и дайте окончательный ответ. Он начал смотреть и на половине фильма сказал: «Да, буду работать». «Сон смешного человека» Петров называет самой успешной своей лентой: она объездила весь свет, ее показывали на многих фестивалях и принимали всюду очень хорошо. А что деткам? - Ваши мультфильмы – скорее для взрослых. Не думаете снять что-нибудь для детей? – спросили Петрова перед сеансом. - Пробовал я себя в анимации для детей… Что-то не то, не понравилось. Пусть дети подрастают и смотрят эти фильмы. После сеанса вновь прозвучал подобный вопрос. И Петров уже ответил несколько иначе: - Наверно, когда-нибудь что-нибудь сделаю. Но для этого и со мной, и с моей жизнью должно что-то произойти. Я трудно нахожу контакт с людьми, с детьми – особенно. Сын рос – отношения с ним были хорошие. Он вырос. Теперь, может, будет внук, буду учиться находить язык с детьми… - А у вас есть любимые детские мультики? - Наверно, не удивитесь, если скажу, что это – «Сказка сказок», «Ежик в тумане» Норштейна. - Вашими наставниками в студенческие годы были Хитрук, Норштейн. Чему вы у них научились? - Счастье, что жизнь свела меня с такими людьми, как Хитрук, Норштейн. Но сказать, что я прямо так чему-то у них научился… У нас отношения были партнерские. Мы садились и рассуждали о живописи, кино, снах, сегодняшнем утре… Каждый рассказывал свою жизнь, как ее понимает. Что я вынес из этого? У каждого – свои ошибки, и никуда не денешься от того, чтобы наступить на свои грабли, я понял, что невозможно добиться совершенства, полной адекватности того, что у тебя получается задуманному образу. Так было и будет с каждым художником. А если рисовать не хочется - Бывает. И часто, - не стал отрицать Петров. – Что делать? Дисциплина, и больше ничего. Если доверяться вдохновению, можно двадцать лет ждать. Иногда трудно только начать сцену – а там уже заведешься, дело пошло. Бывало, тащишь себя к станку за шиворот и чувствуешь, что получается все не так, нет энергии. Иногда потом вырезаю такие кадры, переделываю. Иногда – не успеваю. В «Старике и море» тоже есть кадр, который я просто ненавижу. Какой? Не скажу. Марина КАМИНСКАЯ Фото автора. Ретроспективная программа анимационных лент Александра Петрова демонстрируется в кинотеатре «Буревестник» по 21 мая.

Wadiia
Комментарии читателей Оставить комментарий