Остался за кадром
Сейчас многие имеют возможность заниматься фотографией. Но мало кто знает, даже среди профессиональных фотографов, что первая в мире фотография появилась 19 июля 1822 года. Французскому учёному Жозефу Ньепсу удалось зафиксировать изображение с помощью света. В процессе создания снимка он испробовал многие материалы и остановился на лаке из сирийского асфальта, растворенного в лавандовом масле. Как утверждает историк Жорж Потонье, можно доказать, что Ньепс получил стойкое изображение в камере-обскуре в 1822 году. Однако лишь одно из его сохранившихся "отражений видимого" может быть определенно датировано 1826 годом. Тогда экспозиция была равна восьми часам, а потому солнце успело осветить обе стороны здания, которое он снимал. С момента создания аппаратов и вплоть до 90-х годов прошлого века принцип их работы практически не менялся. Все они были плёночными, а процесс изготовления фотографий был достаточно трудоёмким. Необходимо было навести резкость аппарата, правильно поставить выдержку, затем в тёмном помещении с помощью реактивов проявить плёнку, а уж потом печатать и сами фотографии. А какое удовольствие было печатать снимки, если удавалось достать хорошую бумагу! Не серенький "Унибром", а, например, фотобумагу для аэрофотосъёмки с голубой подложкой. Реактивы ещё нужно было правильно подобрать. Помню, как гонялись за рецептами проявителей - "известинским", "тассовским". А какое облегчение было в работе в жарком климате Средней Азии, когда раздобыл рецепт проявителя-концентрата! Тогда можно было просто добавить воды нужной температуры, и достигалась оперативность проявки. Учиться этому делу было негде, и основной опыт набирали из практики и на всероссийских семинарах: были когда-то такие мероприятия. Помню, как в начале семидесятых на одном из таких семинаров в Душанбе своим опытом делился корифей фотографии - тогдашний фотокорреспондент АПН Всеволод Тарасевич. Особенно запомнился один его снимок: "Приём в комсомол". На нём трепетная девушка в школьном белом фартуке с благоговением поднимается на сцену, где стоит усталый комсомольский вожак, видимо, какой-то секретарь, с безразличным выражением лица протягивает, слегка потряхивая, билет. На заднем плане висит громадный портрет Ленина. Своей фигурой комсомольский вожак перекрывает этот портрет, и получается, что на всё происходящее Ленин смотрит одним глазом. Тарасевич остудил мои эмоции, сказав: "Мне тоже нравится эта работа, но она никогда не будет опубликована. Так что в этом случае, как говорится, я останусь за кадром". Да, в семидесятые она не могла быть опубликована. Это уж потом появилась вседозволенность публикаций в ряде изданий. А недавно столкнулся с тем, что и сейчас существует определённая цензура, кроме своей внутренней. На днях получил приглашение принять участие в выставке, в которой, как сообщают организаторы, будет цениться неожиданный ракурс в показе представителей власти. - На мой взгляд, у меня такие работы есть, но вы же их не возьмёте, - сказал я. - Мы возьмём даже из бани, - заявил один из организаторов. Ну, в бане я не снимал. На снимке прилично одетые люди. Один стоит, другой поправляет стул. Правда, самого стула не видно, и получается, что один перед другим стоит в поклоне. Ну что в этом плохого, что один хороший человек отвешивает поклон другому хорошему человеку? Недавно узнал, что эту работу для выставки отклонили ещё до просмотра жюри. Наверное, и в наши дни ещё живо выражение чеховского героя Беликова:"Как бы чего не вышло". Хотя вышел же фотоальбом о Владимире Путине - снимки фотокорреспондентов кремлёвского пула, где тогдашний президент запечатлён и с лицом, измазанным кислым молоком, и со следами губной помады. Кстати, несколько лет у Владимира Путина был "личником" (так называют личного фотокорреспондента фотокоры) Сергей Величкин, с которым мы вместе работали в фотохронике ТАСС в Узбекистане. А другой наш коллега, с которым делили призовые места в соцсоревновании (была тогда такая форма подведения итогов), Фархад Курбанбаев - теперь личный фотограф у президента Узбекистана Ислама Каримова. А ваш покорный слуга сейчас пишет эти строки. Из-за того, что не взяли мой снимок на выставку, я не расстроился. Во-первых, предвидел такой результат, а во-вторых, теперь и у меня есть фотография, которая "осталась за кадром". Алексей Ковтун

Комментарии читателей Оставить комментарий