«Европа отчаянно не хочет пускать Россию на свой рынок»

Еврокомиссия отказала «Газпрому» в заключении одной из ключевых сделок по покупке 50% в австрийской газовой бирже Central European Gas Hub (CEGH). Власти ЕС сочли, что контракт не соответствует нормам Третьего энергопакета, который уже создавал для России трудности на европейском газовом рынке. Об этом накануне сообщил зампред правления газовой монополии Александр Медведев. По его словам, в ЕС посчитали, что этой покупкой «Газпром» мог бы «поработить европейский газовый рынок».
«Мы не скрывали своего желания войти в этот хаб. У нас есть понимание, что ликвидность этого хаба зависит от нас. Еврокомиссия, несмотря на желания наших партнеров, начала искать в этом подоплеку, что мы через этот хаб хотим поработить Европу, придать нам какие-то намерения, которых у нас нет», - заявил Медведев, его слова цитирует Интерфакс. Поэтому Медведев счел, что позиция Еврокомиссии «близорука», ведь «ликвидность торгов на CEGH напрямую зависит от поставок российского газа». Теперь ЕС придется самостоятельно «создавать ликвидность хабу», подчеркнул топ-менеджер.
В то же время он обратил внимание на то, что Еврокомиссия для вхождения в хаб поставила неприемлемые условия. «Потребовали отдать и голову, и ноги, чтобы войти в этот хаб. Надеюсь, что рано или поздно деловая логика возьмет верх», - разочарован Медведев. Впрочем в OMV отказались комментировать отказ Еврокомиссии, отметив, что контракты с «Газпромом» все равно будут продолжены. А представитель компании Свен Пуссвальд заявил, что вести переговоры с регулятором должен сам «Газпром», пишет «Коммерсантъ». Между тем официального отказа в сделке пока нет, а в самой Еврокомиссии слова представителя «Газпрома» комментировать также отказались.
CEGH — это важный Центрально-европейский газотранспортный узел, который находится в собственности компании OMV, обладающей 80%, и оператора Венской фондовой биржи Wiener Borse AG, под контролем которой 20% акций. Стоит напомнить, что «Газпром» с 2008 года ведет переговоры по сделке с австрийской OMV. Тогда, согласно подписанному меморандуму, предполагалось продать газовой монополии до 50% акций CEGH. Однако в том же году появилась информация об увеличении участников в развитии хаба в Баумгартене. После этого планировалось передать «Газпрому» и OMV по 30%, а остальным компаниям — по 20% акций. Также была достигнута договоренность по созданию Центрально-европейской газовой биржи для торговли спотовыми и фьючерсными контрактами на газ, что способствовало бы получению «Газпромом» дополнительной прибыли.
В «Коммерсанте» предполагают, что Еврокомиссию могло смутить то, что «Газпром» и без того контролирует около четверти поставок газа в Европу за счет долгосрочных контрактов, а в случае сделки газовая монополия получила бы контроль и над биржевой площадкой.
Между тем зампред правления «Газпрома» прогнозирует, что экспорт газа в дальнее зарубежье в этом году может составить 155 млрд кубометров, а по оптимистичному сценарию — все 158 млрд кубометров. Для сравнения, в 2010 году компания экспортировала в Европу 138,6 млрд кубометров газа. Значит, в этом году рост экспорта составит 11,4-14%, а выручка увеличится до 60 млрд долларов, передает РИА «Новости».
Ранее глава газовой монополии Алексей Миллер заявлял, что экспорт газа в Европу по сравнению с прошлым апрелем вырос на 20,5%, а в мае суточные поставки в дальнее зарубежье превысили на 27,8% аналогичный период 2010 года. Также «Газпром» планирует воспользоваться отказом некоторых стран от использования мирного атома после событий на японской АЭС «Фукусима», пишет «Взгляд». В связи с этим Европе необходимо создавать дополнительные газогенерирующие мощности. Медведев отметил, что до конца года будет определен перечень перспективных проектов с учетом закрытия АЭС.
Доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Вениамин Вутянов прокомментировал для KM.RU отказ Еврокомиссии «Газпрому» в заключении важной сделки.
- У каждого региона и страны есть экономическая безопасность различных видов. Один из подвидов — это энергетическая безопасность. «Газпром» в данном случае выступает поставщиком энергоресурсов, а страны Европы — реципиентами, покупателями данных ресурсов. Соответственно, получается, что «Газпром», будучи поставщиком, понимает по-своему энергетическую безопасность и выстраивает свою систему безопасности, а страны Европы понимают по-своему.
С точки зрения «Газпрома», это такая безопасность, что у нас должны точно этот газ купить, мы его добудем, поставим. А для стран Европы главное в том, что точно газ поставят, а мы будем его покупать. Если «Газпром» понимает безопасность с точки зрения сбыта, значит, он будет пытаться организовывать свои филиалы в тех странах, которые являются покупателями газа. С этой точки зрения он будет реализовывать экспансионистскую стратегию. Страны Европы считают, что чем больше «Газпрома» в Европе, тем больше у него возможностей диктовать цены.
В конце концов, все упирается в процесс ценообразования: кто на него влияет, тот и в большей выгоде, в большей экономии и меньших издержках. Значит, картина такова: «Газпром» пытается как можно больше влезть, а в европейцы пытаются его больше ограничить. Европа выстраивает свою систему энергетической безопасности. Значит, отказ «Газпрому» - это стремление обезопасить себя от влияния этой компании. Если же он получит возможность влиять на ценообразование, то он будет этим пользоваться, в одностороннем порядке повышать тарифы, что не очень выгодно для потребителей.
Генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян высказал для KM.RU свою точку зрения по данному вопросу.
- Мне кажется, что это абсолютно предсказуемый на сегодняшний момент результат, т.к. Европа отчаянно не хочет пускать Россию в лице ее монополиста на газовый рынок на своей территории, видя какие-то угрозы для себя. Я считаю, что эти угрозы преувеличены, как с точки зрения безопасности, так и чего-то еще. Реально тут угрозы могут быть только коммерческого плана, в том смысле, что наличие независимого газового рынка есть хоть и эфемерная, но все-таки сила против возможного диктата цен, это как бы такая форма независимости от поставщика.
Совершенно очевидно, у европейского рынка газа есть власть поставщика с одной стороны, а у российского поставщика есть определенная власть покупателя. «Газпром» диверсифицирует эту власть с помощью возможных поставок в Китай, транспортные проблемы он решает путем диверсификации путей доставки через Северный и Южный потоки. Соответственно, остается только одна точка — укрепить свои позиции — это иметь свою сбытовую сеть в существующих сбытовых сетях. В этом случае «Газпром» минимизирует свои коммерческие и конкурентные риски. Европа, соответственно, этого не хочет, т.к. уменьшение конкуренции всегда отражается на цене. Мне кажется, что такие вопросы можно было бы регулировать и на законодательном уровне.
Надо видеть и политические моменты: Россия — вечный соперник, все-таки ядерная держава. Есть у европейцев страх российской угрозы. Зачем строить у границ систему ПВО, если Россия не является страшной?
Комментарии читателей Оставить комментарий
"misha", судя по латинице, из Израиля, Прибалтики, США?
Тебе самому в пору в первый класс. Историк, хренов.
Так мы здесь короли...:)))АУКЦЫОН на газ устроим.....И украинским братьям выиграть дадим.....
У меня вся техника нерусская...Куда Европа свою денет-знает?Нет.А мы японской будем рады....
Правители....когда начнёте политику от экономики отличать?
Сибирь всю жизнь принадлежала славянам(Ариям)!
это перед войной-то ( второй мировой ) Прибалтика была выкуплена у датчан????
это Финляндия вошла в состав России? я говорил о предвоенных ( опять же перед второй мировой ) событиях
Наверное о пакте молотова - риббентропа напоминать не стоит? А как мы могли забыть вторжение в Афган???
захват Сибири которая никогда славянам не принадлежала это "возврат управления территорий"???? (это в эпоху освоения востока:
Ермак и остальные после него ). Если ты не знаешь кто я, не надо строить глупые предположения.