Работу губернаторов оценят по-новому

Министерство регионального развития к 1 августа представит в правительство доклад о совершенствовании системы оценки эффективности работы органов исполнительной власти. Предлагается существенно сократить перечень показателей, по которому, начиная с 2007 года, оценивалась деятельность в регионах. Причем отметим, что с каждым годом этот список только увеличивался. Как заявил глава Минрегионразвития Виктор Басаргин, в итоге его сократят с нынешних 329 до 249 пунктов, пишет «Российская газета».
В этом году, как отметил руководитель ведомства, перечень показателей также был дополнен новыми разделами, которые вскрыли недочеты в работе в регионах, что позволило сделать важные выводы. Так, например, стало ясно, что большинству регионов не хватает финансовых средств на реализацию программ энергосбережения, что, в свою очередь, постоянно повышает энергопотребление.
Раздел, затрагивающий охрану окружающей среды, показал, что финансирование и управление этой сферой деятельности находятся на крайне низком уровне. Выяснилось, что из бюджета на эти цели идет лишь 0,2%. Как несложно догадаться, это неминуемо ведет к ухудшению экологической ситуации в регионах, а значит, сказывается и на здоровье населения.
Несмотря на то, что в министерство до сих пор поступают просьбы включить в показатели оценки эффективности разделов по лесному хозяйству, культуре и др., Минрегион решил не расширять, а сокращать список. Виктор Басаргин пояснил, что и без того большой список лишь усложняет для возглавляемой им структуры работу по подготовке отчетов. В связи с этим председателю правительства будет предложено убрать 20 пунктов и пересмотреть некоторые из показателей с целью сделать их более объективными и информативными. Исправленные показатели будут применяться уже для анализа работы за 2010 года, в частности, по неэффективному расходу средств в ЖКХ, здравоохранении и образовании.
В то же время в Минрегионе считают, что существующая в настоящее время оценка эффективности деятельности региональных руководителей далека от реальной жизни и носит чисто теоретический характер, поэтому нуждается в пересмотре и переводе в практическую плоскость. В итоге плохая оценка может грозить руководителю региона увольнением. Басаргин считает, что эксперимент по системе оценки эффективности уже должен завершиться. «Работа должна идти по аналогии с камерами видеонаблюдения в ГИБДД, которые до поры до времени работают в тестовом режиме, а потом автовладельцам начинают приходить квитанции. Наша задача – в том, чтобы эти «квитанции» были обоснованными и справедливыми», – подчеркнул министр.
Однако предложенные нововведения – еще полдела. «Следующий шаг – поиск ответа на вопрос: что мешает публичной власти быть более эффективной: Правильно ли распределены полномочия, зоны ответственности? Насколько эти полномочия подкреплены ресурсами?», – поставил цель Басаргин. Далее планируется связать систему оценки со Стратегией развития России до 2020 года. При этом основными станут показатели, которые влияют на рост экономики и инвестиций. В настоящее время многие регионы в этом деле не отличились: в 70% из них инвестиционная активность ниже, чем в среднем по стране. В этот список попали даже те субъекты, которые, по логике, должны привлекать инвестиции. Впрочем, и сам рейтинг инвестиционной активности, как считают в ведомстве, нуждается в исправлении, т. к. в список лучших попадают не те регионы, где хорошо работают власти, а те, где на «отлично» действуют естественные монополисты, плюс те, на которые тратится много средств из федерального бюджета.
Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский прокомментировал для KM.RU предложение Минрегиона:
– Минрегион, по сути, впервые стал выступать с заявлениями политического характера в связи с оценкой эффективности региональной власти. Сама оценка проводится не первый год. Сейчас – лишь очередной цикл, т. к. готовится доклад, который пойдет в правительство, после этого готовится доклад для президента. Как раз июль-август на это уходят. Поэтому у Минрегиона сейчас – как раз горячая пора, связанная с подведением итогов 2010 года. В этой связи до сих пор не было подобного рода заявлений со стороны Басаргина: это – первый прецедент. Я бы связал его с приближением федеральных выборов.
Соответственно, то, о чем говорит Басаргин, – это определенное предупреждение для губернаторов, чтобы они внимательнее относились к тем параметрам, по которым проводится их оценка, поскольку это может приводить к оргвыводам в их отношении. Губернаторы в этой логике должны более эффективно работать на партию власти, что, конечно, не входит в перечень критериев (и не может входить), однако неформально учитывается при принятии кадровых решений.
Что касается самих индикаторов, то тут существует более сложная методологическая проблема, потому что эти индикаторы, в сущности, непригодны для принятия политических решений типа отстранения губернаторов от должности. Об этом постоянно говорится, но дело в том, что сами индикаторы представляют собой огромную совокупность социально-экономических и социологических данных. На самом деле, если по-честному, они не характеризуют работу губернатора, а просто показывают социально-экономическую ситуацию в регионе. Что же касается того, каков вклад самого губернатора, то для такой оценки не существует методологии, которая могла бы четко определить, что сам губернатор делал хорошо, а что – плохо на основании этой абстрактной статистики. Именно по этой причине для принятия кадровых решений эта система не годится.
Понимая это, Басаргин говорит, что надо изменить и сократить эти индикаторы, для того, чтобы привести их в большее соответствие с реальностью, т. е. непосредственной деятельностью губернаторов, а не со всем возможным, что происходит в регионе. Если попытаться пересмотреть эти индикаторы и усилить роль тех, которые так или иначе свидетельствуют о работе губернаторов, то в какой-то перспективе можно делать выводы об эффективности губернаторской деятельности. В этом плане Басаргин тоже прав: необходим пересмотр индикаторов, чтобы на этой основе делать выводы о работе губернаторов, а не тех же федеральных органов, корпораций и т. д., которые также вносят свой вклад, не меньший, чем губернаторы, в социально-экономическое развитие регионов.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Оценка по результатам, а именно так представлена система оценки эффективности работы органов исполнительной власти, порочна уже по определению, ибо любой показатель, представленный или самим исполнителем, или каким-либо контролером, имеет сомнительную достоверность. Это из области психологии составления подобных отчетов.
Достоверность оценки может быть занчительно повышена, если в систему оценки помимо результатов ввести действия, которые создают эти результаты. Что и сделано практически в Европейской и Российской Премии по качеству. Единственно, что не нужно делать при такой методике проведения оценки - это не "натягивать за уши" результаты проверки, как это часто делают так называемые "независимые" отечественные эксперты по Российской премии и объясняющие "так надо"