]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Необходим системный подход к проблеме здоровья школьников»

17:55 26.08.2011
, Виктор Мартынюк
«Необходим системный подход к проблеме здоровья школьников»
«Необходим системный подход к проблеме здоровья школьников»

22% первоклассников признаются абсолютно здоровыми, к 10-му классу таких остается лишь 2,5%

Уже меньше чем через неделю по всей стране наступит новый учебный год. С чем к нему в очередной раз приходит отечественное образование, не пишет только ленивый, однако справедливее было бы обеспокоиться в первую очередь тем, с каким здоровьем наши дети (кто в первый раз, а кто нет) сядут за парты.

Все спорные моменты и болезненные вопросы отечественного образования, положим, можно решить (долго ли коротко ли – другой вопрос), применив сильную и действенную политическую волю. Но в кратчайший срок сделать всех хронически больных детей здоровыми – это уже из области фантастики. Здесь – предмет для разворачивания как минимум долгосрочной общенациональной программы, которая охватила бы в идеале не одно поколение. Потому речь и приходится все больше вести о совершенствовании мер профилактики и корректировке, если можно так выразиться, экологии образования, чтобы сама школа не превращалась в изощренного убийцу. Увы, ряд фактов из недавнего прошлого позволяют применить к «храму знаний» подобный жесткий эпитет.

Предложу эксперимент, доступный каждому. Введем в поисковике слова «школьник умер» – и машина выдаст нам изобилие фактов о смертях: то во время легкоатлетического кросса, то от подтягивания в школьном спортзале, то при подготовке к очередному ЕГЭ, то... Стоит ли удивляться тому, что на родительских форумах то и дело открываются темы об альтернативных классической школе формах образования – от полного домашнего пансиона с экстерном в финале до (кому позволяет положение) частных учебных заведений в России и за рубежом, где за десятки тысяч евро ребенку дадут и образование, и здоровье.

Школа традиционная, к ее чести, также силится стать год от года все более «экологичной»: внедряются оздоровительные методики, добавляются часы на физкультуру, перекраивается программа, едва-едва балансируя на грани между соображениями охраны здоровья и обеспечением необходимым минимумом знаний. Посильно реформируются и дошкольные учреждения. Вообще послушаешь уважаемых и не очень деятелей от образования – все для детей, все для их здоровья делается. Все в курсе про ужасающие показатели, но меры принимаются, и завтра будет лучше, чем вчера.

А пока мы живем сегодня, и цифры, ни от кого не скрываемые, вводят в ступор. В среднем порядка 22% детей, поступающих в первый класс, признаются в ходе диспансеризации абсолютно здоровыми, а вот к выпускному доля абсолютно здоровых снижается до 2,5%, т. е. почти в 10 раз! Военкомы об этом могут говорить часами: в армию уже впору призывать и полуслепых, и полуглухих, и с энурезом – лишь бы автомат из рук не роняли и хоть как-то комплектовали войска. Но прописанный перечень несовместимых с прохождением службы заболеваний не позволяет таких вольностей, поэтому ищутся все новые лазейки, предлагаются все новые отсрочки, перепуганные мамаши кнутом гонят своих чад готовиться к поступлению в вузы едва ли не с 7-го класса, нагружая репетиторами, чада не выдерживают, срываются… И как разорвать этот порочный круг, не знает никто.

Лишь половина из числа старшеклассников в состоянии выполнять требуемые физические нормативы, и это притом, что сами по себе они – лишь жалкая пародия на советские. Доля выпускников с хроническими заболеваниями достигает 70%: чаще страдают органы дыхания, пищеварения, но нередки и психические расстройства, выливающиеся порой в суициды. Справедливости ради, современную школу можно назвать скорее катализатором негативных подвижек в здоровье. Вряд ли можно предположить, основываясь лишь на единичных случаях, что это школьные столовые развивают у учащихся хронические гастриты. А вот регулярные семейные обеды и ужины фастфудом и «перекусы» шаурмой – вполне. Также не школы губят зрение и расшатывают психику через многочисленные гаджеты – от игровой приставки до обычного компьютера.

Однако сбой в механизме обеспечения физического развития детей очевиден и опять же признается на всех уровнях. Так, сами же педагоги приводят цифру, согласно которой лишь 6-7% первоклассников способны беспроблемно усваивать школьную программу. А что остальные 93-94%? Правильно: они также должны усвоить ровно тот же объем, независимо от изначальных возможностей, физических и психологических. И усвоят, конечно же, благодаря честным стараниям педагогов и собственным слабеньким ресурсам.

Конечно, в отличие от того же Закона «Об образовании», который касается действительно всех, по теме детского здоровья всегда можно отмахнуться и сказать, что это, мол, дело прежде всего родителей, а если родителей нет – опекунов. Что дело школы – давать в первую очередь знания. Но дело школы – и беспокоиться о том, чтобы подготовленный ей молодой гражданин мог и качественно воплотить их в жизни на благо своей страны и передать задатки своим детям и внукам.

Да и что еще остается требовать любому порядочному родителю от учреждения, которому он доверяет своего ребенка ежедневно, если уж для влияния на качество самого образования он, как неустанно проясняют чины из Минобрнауки, некомпетентен?

Профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, председатель Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты РФ Евгений Ачкасов в беседе с обозревателем KM.RU поделился своими соображениями относительно путей сохранения здоровья учащихся в школах и вузах:

– К сожалению, эта тема очень болезненная. Есть статистика, она озвучена и практически не меняется уже долгие годы. Кроме этого, есть еще и другая статистика, показывающая рост курящих как среди школьников, так и среди студентов. И это притом, что вообще наше население от поколения к поколению становится слабее, ухудшаются общие показатели. Например, по ряду данных, у представителей современного поколения на 10-15% уменьшилась мышечная сила по сравнению с предыдущими, отмечается уменьшение дыхательного объема, и есть даже такая статистика, согласно которой средний рост по современному поколению понизился на 1-1,5 см.

Отчего такие неблагоприятные показатели? Прежде всего – неблагоприятная экология. Негативное воздействие факторов внешней среды: это, сразу скажу, не только загрязнение почвы, воды, воздуха, но и, например, воздействие шума, негативный психоэмоциональный фон, вибрации. И понятно, что, пребывая в мегаполисе и просто крупном городе, человек получает постоянно большое количество негативных веществ, у него прогрессируют и обостряются заболевания. И если брать, например, Москву, то в разных районах города их картина неоднозначна. Есть такая статистика, согласно которой количество детей, страдающих аллергическими заболеваниями, в Центральном округе Москвы значительно выше, чем в Юго-Западном.

Однако, имея такую информацию, нужно что-то предпринимать. И отдельными мероприятиями ситуацию тут не исправить: необходимы системные подходы к проблеме. Включите телевизор: там звезды, артисты, все кумиры молодежи курят, выпивают. Сериалы и шоу предлагают не лучшие образцы для подражания. Разумеется, необходимы определенные корректировки и в системе здравоохранения, которые способны улучшить мониторинг и профилактику заболеваний, необходимые лечебные мероприятия. Но есть и еще один немаловажный момент. Кто занимается в школах с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, лечебной физкультурой (ЛФК)? Например, если у ребенка – искривление позвоночника, то ему требуются занятия физкультурой не по основной группе, ему нужна лечебная физкультура. Подчас таких специалистов в школах нет. Детей просто освобождают от занятий, и все, но это ведь неправильно! В больницах, в санаториях занятия лечебной физкультурой проводятся для тех, кому она показана, а в школах, где такой общий слабый уровень здоровья, – нет.

Как вузовский преподаватель могу сказать, что и в вузах увеличивается доля детей, нуждающихся в ЛФК. И там – та же история: от физкультуры освобождаешься – и гуляй. В каждой школе обязательно должен быть врач-инструктор лечебной физкультуры. Есть учитель общей физкультуры, значит, должен быть и такой методист. Есть лечебно-физкультурные диспансеры: почему бы не отправлять туда детей, чтобы им там определяли комплексы занятий, а в школе методист на их основе определял бы программу занятий?

Есть и вообще проблема с оценкой состояния здоровья детей в каждой конкретной школе. Возьмем трагические случаи со смертями детей на физкультуре. Это говорит о том, что нет системного подхода в анализе состояния здоровья детей. Да, дети проходят диспансеризацию по месту жительства, но в школах их никто не обобщает. Должно быть развитие системы «школьный врач», развитие направления «школьная медицина». Что сейчас делает школьный врач в школе? Смотрит, ушибся или не ушибся школьник, ранку, если надо, помажет, отслеживает прививки... Но это – более серьезное направление. Такой врач должен иметь и психологическую серьезную подготовку, он должен быть и педиатром, и инфекционистом, иметь навыки хирурга. Должна быть специфическая подготовка.

Школьный врач должен быть и ответственным за пропаганду здорового образа жизни: разъяснять детям вред от табака, алкоголя, наркотиков, проводить системную работу по пропаганде здорового образа жизни. Этим должен заниматься не завуч, не учитель ОБЖ. Это ответственное дело нужно доверять компетентному специалисту.

Темы: Проблемы материнства и детства в России, Дошкольное образование в России, Здравоохранение и медицина в России, Образование в России, Школьное образование в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 30.09.2011, 07:53
    Гость: Александр

    Успокойтесь.За здоровье в РФ никто не отвечает.
    Медицинское страхование в России-"финансовая пирамида"
    для "отмывания бюджетных денег".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.08.2011, 22:27
    Гость: Самоучка

    В советские времена у нас в школе каждый год, в течение нескольких дней работала выездная медицинская комиссия специалистов. Отслеживалось состояние здоровья по всем параметрам. Сейчас этого нет. А ещё, не было пепси, чипсов и прочей западной дряни. А ещё, в холодное время года, не было оголённых спин у девочек. И много ещё какого тупизма не было. Все это появилось в "перестройку".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 27.08.2011, 20:34
    Гость: родитель

    А кто сейчас идёт в педвузы? Это выпускники с пограничными балами по ЕГЭ, так , как они больше никуда с такими знаниями не могут поступить, ну и какие же из них будут педагоги, какие знания? Менять в этой стране надо много чего и в первую очередь отношение к образованию со стороны правительства, а не в лице одного Фурсенко!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 26.08.2011, 22:42
    Гость: ананим

    "реформаторы", верните советскую школу. а еще не нужно детей дерьмом кормить в этой самой школе. У меня трое, могу проследить по годам - учат все хуже и хуже, несмотря на все нововведения. такое впечатление, что очередная придурь, защитившись, пытается свою мелкую заумь внедрить как шедевр педагогической мысли. Резельтат - лоскутное одеяло, а не знания.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (4)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Мошенники выманили у россиянки 444 тысячи рублей через мессенджер MAX
Стало известно одно из требований Путина по Украине на встрече с Трампом
Уиткофф: Россия пошла на уступки по пяти областям Украины
Дональд Трамп и Владимир Зеленский
Трамп провел переговоры с Зеленским в Белом доме
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«То, что ХАМАС осуществил 7 октября 2023 года, мало напоминает благородный революционный террор борцов за независимость«
Почему СССР пугает либералов?
Штрафы по плану: власти нашли способ пополнить бюджет страны
«В1991 году Россия пережила примерно то же самое, что Византия в 1204. И хотя обе страны смогли выжить, но жили отнюдь не прежней жизнью»
«В США должны были судить вновь избранного президента США Байдена за участие в организации массовых фальсификаций выборов»
Максим Аншуков («Ключевая»): «Удивительно то, что Родину любить у многих считается зазорным»
«Моральный кодекс» дал девушке путевку в жизнь
Антон Горбунов «04.04»
Пригожин назвал отношения с Навальным «безответной любовью»
Читмил «Реинкарнация» (EP)
Золотые хиты МУЗ-ТВ, 30 октября, Music Media Dome
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.