Завершено расследование причин крушения Як-42 под Ярославлем

Комиссия по расследованию причин крушения самолета Як-42 под Ярославлем 7 сентября завершила свою работу и в ближайшее время представит результаты на суд общественности. Ожидается, что причиной аварии будет названа ошибка пилотов при взлете лайнера с хоккейным «Локомотивом» на борту.
Как сообщает газета «КоммерсантЪ», члены комиссии пришли к выводу о том, что во время разгона командир экипажа Андрей Соломенцев поставил ступни на педали, притормозив тем самым самолет, а затем, пытаясь оторвать лайнер от земли, уперся в них ногами, что и привело к трагедии. Также было выяснено, что такое поведение пилотов Як-42 при взлете происходит нередко, поскольку многие из них ранее летали на другой модификации — Як-40 — и затем просто прошли переобучающие курсы. Системы управления при разбеге у обеих моделей схожи, но при этом есть существенное различие, касающееся специальных полочек-чашек, на которые летчики могут положить ноги: на Як-42 эта деталь отсутствует. В результате переучившиеся пилоты зачастую держат ноги на педалях, принимая их за «чашки». Однако впервые подобная ошибка привела к столь серьезным последствиям.
«Торможения Як-42 на разбеге, как показали наши опросы переучившихся, случались и случаются. Но «тормозные» действия летчиков до сих пор сходили им с рук. Дело в том, что возникающее замедление пилоты компенсировали режимом работы двигателей и более энергичным «подрывом» передней стойки шасси. Руководство же авиакомпаний и контролирующие органы о проблеме «тормозных взлетов» не знало, поскольку отклонение педалей в сторону торможения бортовыми самописцами самолета не фиксируется. Отметим, что, получили опасную статистику», - приводит издание слова одного из участников расследования.
По утверждению специалистов, эта ситуация произошла и при взлете самолета с хоккеистами «Локомотива». При этом, сама по себе ошибка не должна была привести к крушению, однако в данном случае сошлось слишком много факторов, несовместимых с нормальным полетом. Одним из них стало то обстоятельство, что масса лайнера была близка к предельно допустимой. Также по ходу разбега один из пилотов отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Свою лепту внесли и неровности покрытия вкупе с поврежденными амортизационными стойками переднего шасси.
В сложившейся ситуации, как утверждают эксперты, единственным выходом экипажа было прекращение взлета и экстренное торможение, однако такие меры могли привести к отмене полета и, как следствие, переносу хоккейного матча и штрафным санкциям в отношении авиакомпании «Як-Сервис», владевшей самолетом. В случае же выезда лайнера за пределы взлетно-посадочной полосы, последствия могли быть и вовсе непредсказуемыми. Поэтому командир экипажа Соломенцев, вопреки сомнениям, продолжил взлет, что и привело к аварии.
Отметим, что Межгосударственный авиационный комитет (МАК) оперативно отреагировал на выводы комиссии. Еще не дожидаясь окончания расследования, руководство комитета отправило во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, телеграммы, в которых потребовало «провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета».
Самолет Як-42, перевозивший основной состав хоккейного клуба «Локомотив» на первую игру команды в сезоне в Минск, потерпел крушение на взлете вблизи ярославского аэропорта Туношна. Из находившихся на борту 45 членов клуба и экипажа выжить удалось только бортинженеру Александру Сизову. Второй спасшийся — хоккеист Александр Галимов — скончался 12 сентября в московской больнице. Власти Ярославля пообещали оказать всевозможную помощь семьям погибших и установить на месте трагедии памятный монумент.
Комментарии читателей Оставить комментарий