России нужно восстановить систему профтехобразования

18:12 11.11.2011 , Виктор Мартынюк
России нужно восстановить систему профтехобразования
России нужно восстановить систему профтехобразования

Справка km.ru

По статистическим данным, в 1970/71 учебных годах в СССР количество обучающихся в вузах студентов

Подробнее

Засилье менеджеров, пиарщиков и переводчиков делает нашу экономику неконкурентоспособной

Из некогда «самой читающей» Россия к настоящему времени стала «самой обучающейся» страной в мире. По данным на 2005 год, мы уже опережали по количеству студентов на 10 тысячей жителей и США, и Германию, и Японию.

И вот где эталон абсурда: опережая ту же Японию по данному показателю чуть больше чем в два раза, мы экономически отстаем от восточного соседа на порядок. Какая-то кривая математика выходит — видать, точно такая же, какой обучают будущих «экономических инноваторов» в какой-нибудь платной лавочке. То и дело новостные ленты предлагают нам убедиться в том, что количественные и качественные показатели в российской системе образования оказались обратно пропорциональны. Так или иначе, докапываясь до истоков того или иного катаклизма — природного или техногенного — минуя длинную причинно-следственную цепочку, упираемся все в одно же: там недосмотрели, здесь не учли, где-то еще ошиблись, что-то с чем-то перепутали.

Еще не так давно было время, когда рвущаяся в вузы абитура упорно выбирала 2-3 направления — юриспруденция, экономика-финансы и госуправление. Сейчас же, если верить исследованию РБК, абитуриенты заметно охладели к вышеуказанным позициям. Не иначе как до них, а скорее, до родителей, дошла, наконец, очевидная мысль, что юристов с финансистами сейчас, откровенно говоря, переизбыток — это стало, как кажется, особенно очевидным, когда относительно сытые и стабильные времена сменились кризисом 2008-2009 гг.

Однако звон-то услышали, а откуда он пошел, так и не разобрали. И вот результат. Согласно данным Российского государственного гуманитарного университета, предоставленным РБК, «самый высокий конкурс для бюджетной формы обучения в 2011 году был по следующим образовательным программам: гостиничное дело (136,5 человека на место), реклама и связи с общественностью (93,3), перевод и переводоведение (83,6), политология (71,3) и лингвистика (58)». Ну, положим, стране, в результате такого выбора оставшейся в итоге без собственной фундаментальной науки, армии с ядерным оружием и космоса, критически важно выпустить на рынок знатоков гостиничного дела, чтобы прямо по науке, согласно полученному государственному диплому, обеспечивать комфортное пребывание заграничных господ, переводить на их язык наши сохранившиеся артефакты и — с их на наш — инструкции по обслуживанию. Только такой ли судьбы мы желаем и такой ли достойны?

Вот данные, приведенные агентством по Московскому государственному университету. Факультет иностранных языков и регионоведения — 28,8 человека на место. А вот на химию — царицу промышленности - спрос куда более скромный: всего-то 1,79 человека на место. И это в МГУ. О конкурсах в других профильных вузах можно, наверное, лишний раз не говорить. Да и зачем фундаментальные знания, открытия, внедрение в производство? Зная на великолепном уровне иностранный язык, прекрасно освоим импорт, пригласим экспатов (иностранных управленцев) — и вперед, к инновациям.

И пусть не смущает кого и тот факт, что по некоторым данным среди наших абитуриентов устойчивой популярностью пользуется такое направление, как «прикладная математика» (очень востребованное направление в НИУ ВШЭ, например). Она, увы, не родит новых Колмогоровых и Ковалевских в промышленных масштабах. Она родит умных дельцов, изобретающих идеальные финансовые схемы. А собственно математиков, физиков, биологов, геологов и прочих тех, кто некогда составлял элиту образования, готовят, конечно, и сегодня — преподаватели-энтузиасты. Но кому это интересно, кроме них самих, их учеников и действительно умных заграничных бизнесменов?

Современные тенденции в профессиональных предпочтениях российских абитуриентов в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал директор Московского института развития образовательных систем, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:

- Это довольно естественное распределение интересов, потому что произошли колоссальные изменения в экономике. Мы от ситуации, что была при советской власти, перешли к той, когда сфера обслуживания занимает очень высокий процент. Так что процессы довольно естественны, но они и ужасны, поскольку у нас гигантская страна, удержать которую от развала можно тогда, когда есть достаточно людей, умеющих работать руками, что-то создавать полезное для развития экономики.

Плодами крена в сторону профессий такого рода, в сторону вообще увеличения числа разного рода вузов, готовящих по программам типа «туризм», «связи с общественностью», «перевод», является, например, известная проблема и для бизнеса, и для государства, когда нет профессиональных сварщиков, а в космосе у нас что-то подчас совсем не то происходит, что бы хотелось (в том числе и из-за отсутствия достаточного числа умеющих работать руками). Нужно искать новую форму подготовки специалистов, которые обеспечивают хотя бы минимальные потребности страны. Совершенно очевидная истина, что нормального судостроения не будет без должной подготовки тех же сварщиков, слесарей, представителей других рабочих профессий.

Любой ценой нужно восстановить систему профессиональной подготовки. В частности, можно вспомнить советский опыт. Нужно восстанавливать систему, когда по окончании 9 или 11 класса ребенок может достаточно быстро обрести нужную профессию. Но тут нужно позаботиться об определенных вложениях, важно, чтобы в этом принимали участие государство и бизнес. Я не хочу назвать это системой ФЗУ (т. н. Школы фабрично-заводского ученичества, существовавшие в СССР в 20-40-е годы как основной тип профтехучилищ. - Прим. KM.RU) или как угодно. Я говорю о системе начального профессионального образования, которого, согласно закону «Об образовании», сейчас не существует. Должна быть создана очень гибкая система профессиональной подготовки. Можно присмотреться к опыту Германии, где 20% абитуриентов идут в вузы, а 80% - в очень хорошие профессиональные училища.

Бизнес и государство должны сесть за один стол переговоров и выстроить некую стратегию развития и подъема всей этой системы.

 

Источник: KMnews
Комментарии читателей
06.03.2015, 19:44
Гость: Александр

Путин с первого дня своего президентства маниакально добивался полного перехода наших образовательных стандартов на западные. Все эти ЕГЭ, бакалавриат-магистраты, внедрение системы определения эффективности вузов, одним из критериев которой является востребованность выпускников за рубежом, разрушение системы ПрофТехОбразования ПТУ, реформа РАН, тотальная коммерциализация образования – все это суть путинской образовательной политики и вполне в русле западных канонов.

15.01.2015, 15:41
Гость: Рафик Алиев

Рафик Алиев
Вместе спасём профтех 4
Система подготовки рабочих кадров может успешно функционировать как самостоятельная Государственная учебно-проиэводственная Корпорация, или же как учебно-производственное объединение в составе Министерства труда и социальной защиты населения
в силу обстоятельств получать дополнительную профессию. К тому же в отличие от Министерства образования в центрах занятости Министерства труда и социальной защиты населения сосредотачиваются заявки предприятий на нужных им рабочих. При существующем рынке труда, необходимо обучение и переобучение населения, безработных, вынужденных
А потому целесообразно рассмотреть вариант создания учебно-производственного объединения профтехобразования. в составе Министерства труда и социальной защиты населения.

13.01.2015, 12:52
Гость: Рафик Алиев

Рафик Алиев
Вместе спасём профтех 3
Спасти систему подготовки рабочих кадров России возможно лиш придав ей статус учебно-производственной Корпорации профтехобразования. Профтехучилище (учебно-производственное заведение), в условиях рыночного уклада может успешно действовать только как звено структуры. функционирующей как учебно-производственная отрасль (Корпорация).
В учебных заведениях этой структуры должна осуществляться лишь профессиональная подготовка учащихся, получивших в школе, как основное, так и среднее образование. Учебные заведения профтехобразования создавались, прежде всего, с целью дать учащимся лишь профессиональное образование, и учебной программой предусматривалось преподавание лишь специальных, общетехнических дисциплин и производственного обучения учащихся.
В связи с этим эту структуру целесообразно вывести из состава Министерство образования и науки РФ, где основное внимание отводится не профессиональной, а общеобразовательной подготовке учащихся, что ведёт полготовке рабочих-неучей.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.