У Роскосмоса очередной недолет

Этот год для Роскосмоса почти сразу начался с аварии. В феврале военный спутник «Гео-ИК2» залетел на нерасчетную орбиту. Его судьбу в августе разделил «Экспресс-АМ4». Правда, второй аппарат улетел много дальше нерасчетной орбиты. Вскоре его примеру с точностью до наоборот последовал космический грузовик «Прогресс-М12М». Он не добрался до орбиты и рухнул в горах Алтая. Затем, уже в ноябре, не смогла отправиться к Марсу станция «Фобос-Грунт». И вот – предновогодний «подарок»: разбился спутник связи «Меридиан».
Его запуск с космодрома «Плесецк» состоялся 23 декабря в 16:08 мск. Через три минуты после старта ракету-носитель «Союз-2.1Б», которая при помощи разгонного блока «Фрегат» должна была вывести на орбиту спутник, взяли на сопровождение специалисты космического центра им. Титова. Планировалось, что в 18:28 аппарат полностью перейдет на управление с Земли, но не сработал двигатель третей ступени «Союза». И вместо того, чтобы выйти на орбиту, спутник потерпел крушение.
На «Меридиан» возлагали двойные надежды. С его помощью хотели решать как военные, так и гражданские задачи. Он должен был обеспечить связь судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути с береговыми станциями. С помощью «Меридиана» также намеревались расширить сеть станций спутниковой связи Сибири и Дальнего Востока для развития российской экономики.
Спутник «Меридиан» собрали в Красноярском крае на Железногорском НПО им. Решетнева. Космический аппарат принадлежал Минобороны РФ. Гражданская ответственность при запуске спутника была застрахована в страховой компании «НАСКО Татарстан», зарегистрированной в Казани.
Почти сразу после аварии наученный горьким опытом руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин (ему уже приходилось отчитываться перед Госдумой после августовских неудач) сыграл на опережение. Генерал собрал журналистов и заявил, что «отрасль находится в кризисе». Но здесь он не остановился и пошел дальше. «Наступило время, – цитирует ИТАР-ТАСС Поповкина, – когда нужно будет менять многих руководителей космических предприятий». Однако и это еще не все: «Будут достаточно жесткие организационные выводы, включая (выводы в отношении) меня».
Когда самое главное было сказано, руководитель космического ведомства перечислил причины упадка своей отрасли. Во-первых, это «старение фондов, нужна модернизация»; во-вторых, малая загруженность предприятий отрасли (около 30%); в-третьих, низкий контроль качества производимых деталей; и последнее – потеря кадрового потенциала. «Среднего звена нет, – подытожил Поповкин. – По всей видимости, будем больше доверять молодежи».
Поговорив о причинах, Поповкин перешел к самой аварии. Отвечая на вопрос, почему случилась авария, руководитель космического ведомства продолжил гнуть свою линию: плохо сваривают двигатели. Еще в августе, после крушения «Прогресса», специальная комиссия Роскосмоса объяснила потерю герметичности одного из трубопроводов двигателя некачественной сваркой. В случае с «Меридианом» – то же самое. «Могу сказать однозначно, что причина в двигателе», – приводит слова Поповкина агентство «РосБизнесКонсалтинг».
Впрочем, выводов комиссии по нынешней аварии, судя по скорости развития событий, ждать придется недолго. Если фрагменты «Прогресса» искали примерно две недели, то в случае с «Меридианом» на эту процедуру ушло несколько часов. Как утверждает Роскосмос, части третьей ступени ракеты «Союз» были обнаружены в четырех населенных пунктах Ордынского района Новосибирской области. На месте крушения уже работают специальная комиссия Роскосмоса и военные, полиция в поисках не участвует. Если так пойдет и дальше, то, возможно, первые результаты расследования объявят до Нового года.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Спасибо за коммент Уважаемый Итоник!
На следующий митинг наша партия Свободные Коты Израиля,выйдем с лозунгами:"Свободу КОТАМ!","Вся власть-Усатым!"и "Марчендайзеров-на фонари!"
Ибо нефиг тут!
Сказано же, мщности загружены на 30% - 3.6 месяца работаем, остальное время - картошку окучиваем. Рентгеновскую дефектоскопию уничтожили как класс - в рыночных условиях нельзя пользоваться аппаратами, потребляющими в таких количествах электроэнергию и воду.
Можно заметить, что запуски Роскосмоса, обслуживающие США почти всегда успешны, а запуски в итересах РФ закончиваются провалами.
"Ну это Вы истчо того типа поразмыслите..."
В советское время ходил анекдот- в каком слове из трех букв можно сделать пять ошибок? Не знаете? Ответ - в слове "ещё", если написать вместо него слово "истчо". Теперь это не анекдот, теперь это самое что ни наесть реальность. А вы говорите спутники падают. С такими темпами падения грамотности не только спутники, вообще скоро все рухнет, а останутся одни, типа конкретные, пацаны.
Как все вернуть назад, чтобы ракеты летали куда надо? Да элементарно. Для начала - вернуть меня в ВУЗ в качестве преподавателя. И не нужно мне платить 100 т., которые я получаю сейчас в другом месте, как "эффективный менеджер" :), достаточно будет 70-75, я ради страны готов и на меньшую зарплату. Но никак не на 7 тыс. в месяц. Рублей, а вы что подумали ;(
Вторым шагом надо вернуть нормальных студентов. Для чего гарантировать выпускникам технических ВУЗов первой двадцатки стартовые оклады минимум в 1,5 раза выше, чем выпускникам ФИНки или ВыШки. Это глупо и тупо, когда гробится аппарат стоимостью несколько миллиардов рублей, при этом его делают энтузиасты с зарплатами 20-50 т.р. Нужно сделать оклады в отрасли от 50 до 400 тыс.руб., а руководителю 600 - максимум, но никак не 4 миллиона, это бред и разврат всех остальных!
Ну и третье, - если эти вернувшиеся в производство специалисты скажут, что вот этот станок уже не работает, а надо купить другой станок - таки не рассуждать о бюджете проекта, а купить им другой станок. И не через дурацкие госзакупки по конкурсу, где побеждает дешевейший, а именно тот, который надо.
А иначе все идет к тому, что тарифы на страхование наших спутников будут составлять процентов 30, да и, упаси боже, не хватало еще аварии с пилотируемыми аппаратами... Может проще денег дать в отрасль, а не страховщикам?