Кому в Минобороны нужны «мертвые души»?

Не исключено, что в уже вполне обозримом будущем руководству Минобороны придется держать ответ на самом верху по одному из острейших вопросов боеспособности страны – количеству личного состава. В Комитете по обороне Госдумы решили сопоставить декларируемые и реальные цифры численности состава вооруженных сил. Что называется, «подсчитали – прослезились».
Заявленного руководством главного военного ведомства миллиона военнослужащих нет и в помине, установили депутаты. Недокомплект впечатляет: армии и флоту недостает примерно пятой части служивых. В Минобороны к таким подсчетам, впрочем, готовы давно. Это показала и вполне равнодушная реакция военного руководства: «не так считаете, не тех и не там». И против этого аргумента как будто с лету и не возразишь: военные дела не могут быть предельно открытыми, куда ни ступи – секретно. Однако достоверная последняя информация о количестве личного состава ВС РФ, как оказалось, доступна – во всяком случае, депутатам.
Доступна она и журналистам. Так, журналисты «Независимой газеты» подсчитали, оперируя имеющимися цифрами, общее количество военных на огромную страну (для которой, будем откровенны, и миллиона-то маловато будет); учли даже т. н. «распоряженцев» – офицеров, как будто бы уволенных из ВС, но при этом остающихся на военном балансе из-за того, что государство где-то не успело, а где-то не смогло выполнить перед ними свои обязательства.
Но «подвешенных в воздухе» офицеров, хоть и с натяжкой, все же можно отнести к общему составу, чего не скажешь об уклонистах, а также о тех, кто на отсрочке или не годен к прохождению службы. По сведениям, которые в интервью Интерфаксу озвучил неназванный источник в Комитете Госдумы по обороне, около трети должностей рядового состава в российской армии пустуют. В сухопутных войсках, войсках береговой охраны ВМФ, а также в войсках радиационной, химической и биологической защиты недокомплект личного состава составляет порядка 35%. Выход из ситуации данный источник видит в увеличении военного призыва в 2012 году до 300 000 человек. Признаться, в условиях пребывания России в демографической яме (нынешние 18-летние парни родились каким-то чудом в самые что ни на есть «лихие 90-е») и сокращенного до года срока призыва данная цифра выглядит откровенно утопической. Даже ужесточение ситуации с отсрочками и какие-то успехи в борьбе с уклонистами вкупе с пропагандой едва-едва позволяют более-менее сохранить имеющийся баланс, если списать все неизбежные оговорки.
Безусловно, армия – неотъемлемая часть общества, и проблемы ей свойственны все те же – от банальной халатности до коррупции, которая среди военного чиновничества, как с грустью констатируют в компетентных органах, цветет пышнейшим цветом. Очевидно, что и «мертвые души» кому-то сильно нужны явно не из любви к шуткам или хорошей литературе. Ведь ассигнования из бюджета, и без того более чем весомые, поступают в войска из расчета того самого миллиона. И куда уходит имеющаяся разница, на чьи счета – вопрос, конечно, риторический (пока, по крайней мере, риторический).
Своим видением причин ситуации с недокомплектом в вооруженных силах в беседе с обозревателем KM.RU поделился известный военный публицист, обозреватель газеты «Завтра», капитан запаса Владислав Шурыгин:
– В основе всего – абсолютно неграмотная политика военного руководства, в результате чего профессиональная составляющая армии просто сжалась до мизера. И это произошло не вчера – еще годы тому назад. Когда они поняли, что натворили, тут же заявили, что кадровая брешь будет заполнена за счет призыва. Но никому из руководства, видимо, не пришло в голову, что начать призывать в этот момент они должны были как раз контингент, родившийся в годы перестройки, когда начался спад в демографическую яму. И людей было взять, по сути, неоткуда. Какое-то время обеспечивали комплектацию частей за счет Внутренних войск МВД, ФСБ, погранслужбы, но их, как тришкиного кафтана, в итоге не хватило.
И вот уже на протяжении полутора лет Минобороны не способно полноценно укомплектовать части. Чиновникам приходится выкручиваться, идти на откровенный обман, говорить «все у нас замечательно» и кое-как поддерживать боеготовность хотя бы минимального количества бригад, которые они формировали. При этом уже никто не вспоминает, что когда эти бригады формировали, обещали, что они будут стопроцентно укомплектованными в отличие от тех дивизий, которые нам достались с советского времени. А сегодня 37 бригад укомплектовано на уровне 75-87%, хотя любой военный знает, что при укомплектованности меньше 92% данная часть уже не считается боеготовной. Потому, повторюсь, все происходящее – следствие изначально грубых просчетов.
Как из этого выходить? Думаю, что простого выхода не получится, потому что солдата из воздуха не соткешь, и до момента, когда резко увеличится рождаемость, когда в армию пойдут подростки, родившиеся где-то после 1998 года, пройдет еще 5-8 лет. Остается пока что увеличивать контрактную часть армии, а для этого нужны как минимум два года очень серьезной и большой работы. Но возникает, опять же, вопрос: а кто сейчас будет учить всех этих контрактников, где взять нормальную систему отбора контрактников? Мобилизационная структура разрушена, военкоматы практически представляют собой отделы, где сидит один военком и несколько человек на учете, а вести нормальный отбор просто некому.
Нужна мощная кадровая реформа, чтобы руководить обороной пришли люди, сознающие свою ответственность за принимаемые решения и способные исправить просчеты предшественников.
– Быть может, возвращение к двухгодичному призыву решило бы проблему? Во всяком случае, такие мнения раздаются...
– Это могло бы помочь армии как минимум на год «нарастить массу», но другое дело, что общество примет возврат к такой схеме скорее очень негативно, т. к. в целом в общественном сознании засел негативный образ армейской службы, и работать нужно прежде всего в направлении повышения ее престижа.
– А пока остается просто врать?
– Это – элементарная боязнь за свои кресла. Ведь если гласно признать, что при всех вливаниях, всех реформах и всех заявлениях комплектация войск хромает столь вопиюще – это уже однозначный повод быть признанным не справившимся с обязанностями и потерять удобное кресло. Хорошо, если еще тюрьмы удастся избежать... Вот и врут – выхода другого нет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пусть девушки спасают недобор в армии) Ну а как ещё!?В Израиле служат)Ну если серьёзно , понятно , что недобор , а где взять , раз нету!? От такой жизни и те кто есть женщины родить не могут в основном слабые, больные, без жилья и т.д. Вот и получается, гребли -гребли , нагребли , а защищать-то, не-ко-му!!! Не заметили , как с водой , дитя выплеснули... Верните живыми хоть тех , кого сейчас призовёте!Иначе мы бабушки соберёмся , вооружимся сковородками и пойдём бить изуверов , которые калечат наших внуков!!!
Вооружённые силы нужны для борьбы с внешним противником, а не для проформы. Не важно, сколько призвано. Важно - для чего? Чему они обучаются за год службы? Я считаю призыв такого рода - "мартышкин" труд . Было бы больше пользы и меньше затрат, если организовать 3-х месячные учебные курсы в спеццентрах (возможно на базе воинских частей) по месту призыва. 3-6 месячный призыв, согласно ВУС, и прохождение службы в профильной воинской части. В последующем - запас, с возможностью призыва (прежде всего) в эту часть. Увы, военкоматы утратили свои функции после "реформ". Практически демонтирован механизм мобилизационной структуры страны.
Армией должны руководить специалисты военного дела.Если верховный главнокомвндующий ни одного дня не служил в армии и звание полковника вопреки закону получил путем мошенничества ,а министр обороны мебельный спекулянт,о какой профессиональной ,готовой к обороне армии можно говорить.Выход.Прокатить на выборах выдвиженца Едра и ВЕКа.
А может нам гастарбайтеров призвать? Раздать таджикам и узбекам оружие и вперед. Генералы будут довольны.
По поводу "быстро поправимо" терзает некоторое сомнение, ибо "Если девять беременных женщин собрать вместе, за месяц они все равно не родят" (с), к тому же в последние годы на лицо явное превышение убыли населения над воспроизводством. По вопросу МТБ (мат-тех базы) - в самую точку +5. И еще... ЕГЭшнику не только доверить управление современными ВВТ, но и даже поручить пыль с него смести - себе дороже (смести не сметет, но ведро воды пролить на пульт управления - как два пальца об асфальт). Тенденция, пАнимашь ли.