«Корни детских суицидов надо искать прежде всего в семье»

Сразу несколько самоубийств подростков, произошедшие в последние дни, буквально взорвали родительское сообщество. Ситуация пока пусть и не паническая, однако трагедии, прошедшие вереницей одна за другой, ожидаемо породили массу слухов и домыслов. При этом самоубийства подростков для России – увы, не экзотика. Психологи бьют тревогу: взрослые подчас теряют чуткость к детям, лишают их должного внимания, оставляют наедине со своими проблемами.
«Ссора с родителями» – наиболее частая формулировка в определениях причин детских и подростковых самоубийств. К такому выводу следователи склоняются и при разборе последней трагедии, которая произошла в минувшую среду, 8 февраля, на Варшавском шоссе в Москве. 15-летний школьник выпрыгнул из окна 14-го этажа, оставив родителям записку, содержание которой явно говорило о непростых отношениях в семье. Однако за день до этого самоубийства в подмосковной Лобне с крыши многоэтажки спрыгнули две 14-летние девочки. Трагедия вызвала широкий резонанс, усиленный вопиющей нелепостью произошедшего: девочки всего лишь испугались, что их будут ругать за долгие прогулы, и даже оставили своим родителям, кроме собственно записок, еще и трогательные подарки.
И аккурат к двум случившимся самоубийствам в Москве и Подмосковье Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Саха (Якутия) возбудило уголовное дело по факту самоубийства семиклассника в Якутске. Тут же пресса вспомнила и случай в Улан-Удэ, когда в начале сего года с 7-го этажа городской поликлиники выпрыгнула 14-летняя воспитанница интерната.
Что же власть? Власть ужасается и думает над очередным «комплексом мер». Вероятно, правильных, но неспособных, увы, вернуть утраченные по какой-то чудовищной глупости детские жизни. Пресс-служба уполномоченного по делам ребенка в РФ Павла Астахова еще 8 февраля распространила сообщение, в котором сообщается о том, что президент поставлен в известность о сложившейся ситуации. Приведена и цифра: ежегодно среди подростков фиксируется порядка 4000 попыток самоубийств. Есть и данные статистики, от которых становится просто дурно: по числу самоубийств несовершеннолетних Россия занимает первое место в Европе и одну из лидирующих позиций в мире. В среднем же у нас порядка 200 детей и 1500 подростков добровольно расстаются с жизнью ежегодно.
Об истоках проблемы детских и подростковых суицидов и путях ее преодоления в беседе с обозревателем KM.RU рассказал психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор, экс-руководитель Центра специальных исследований МВД РФ Михаил Виноградов:
– Проблема подростковых и детских суицидов в России просто перехлестывает через край. Мы держим первое место в Европе по таким случаям. Чем можно этому противостоять? Прежде всего семьей. Понятие благополучной и неблагополучной семьи в социальном плане расходится с таковым с точки зрения психологов. Папа – успешный, мама – успешная, бóльшую часть времени они проводят по служебным делам, домой возвращаются поздно, в лучшем случае говорят ребенку вечером «Иди спать» и утром – «До свидания». Сегодняшняя семья в массе своей содержит огромное количество провоцирующих факторов для подростков, для пубертатного возраста. Дети очень ранимы, эмоциональны, им нужны забота, любовь. А родители, будь они коммерсантами либо просто рабочими на трех работах, не могут уделить ребенку должного внимания. Ребенок же должен знать, что папа с мамой его любят, должен обсуждать с ними какие-то свои сокровенные дела, а от него все чаще отмахиваются со словами «Мне некогда», «Я устал(а)», «Я убегаю на работу» и в том же духе. Корни детских суицидов надо искать прежде всего в семье. Если родители будут постоянно помнить о том, что они – родители, уже можно с огромной вероятностью предотвратить возможность трагедии.
Школа тут – плохой помощник. Она неоднородна по социальному составу детей, по возможностям их родителей. В одном классе учатся дети богатые и бедные, тревожные и спокойные. Набирается в классы, как правило, достаточно непростой контингент, а учителя не всегда справляются со своими обязанностями. Тем более что если раньше у нас была качественная подготовка учителей в университетах и институтах, сейчас немалое количество молодых педагогов приходит в школу едва ли не после каких-то «ускоренных курсов» и становятся у ребенка на пути – в буквальном смысле. Т. е. не ведут его по жизненному пути, а встают поперек. Это – очень важный момент. Масса пробелов в системе подготовки и переподготовки педагогов в конечном счете больно бьют по детской душе. Нужно сказать, что и школьные психологи, на которых возлагалось и возлагается столько надежд, также не всегда оказываются компетентными: заканчивают какие-то полугодовые курсы и идут работать к детям.
Что бы мы ни говорили о нашем социалистическом-коммунистическом прошлом, тогда дети были под надзором государства. Дома пионеров, дворцы пионеров, детские кружки, спортивные секции... Детей вовлекали в какую-то общественную жизнь, приучали к социализации в обществе. Дети должны вливаться в общество, это важно. Да, сегодня тоже есть какие-то курсы, какие-то занятия, какой-то спорт, но все это – почти всегда на платной основе. И для класса ниже среднего, для рабочего класса эти услуги часто недоступны. Между тем в Америке государство и благотворительные фонды придают огромное значение формированию здоровой психики у детей, помогая им развиваться, социализироваться: те же спортивные клубы, театральные кружки, все что угодно там можно найти на бесплатной основе. Где-то все расходы берет на себя государство, где-то – частные лица, где-то – неправительственные организации; не суть важно, но для детей это бесплатно. Мы же в 90-х с коммунистической идеологией выплеснули ребенка...
И с этим сопряжен еще один момент. Дети и особенно подростки по-своему воспринимают внешний негатив – социальную и экономическую необустроенность, витающие настроения «ехать из этой страны», которые порой слышат и в разговорах родителей. Все это накладывается на отсутствие заботы и поддержки, наблюдения за тем, как родители сводят подчас концы с концами. И детское самолюбие оказывается неизбежно ущемленным. Ребенку хочется ходить заниматься в спортивную секцию, а родители не могут ее оплачивать. Ему хочется пойти в театр, в цирк – родители не могут потянуть дорогие билеты. Это очень больно ранит детскую душу, и без того подтачиваемую гормональным созреванием.
– Многие обвиняют журналистов в том, что они «подхлестывают» подростков к новым самоубийствам, провоцируя своими публикациями «эффект подражания»...
– СМИ, разумеется, напрямую никак не подогревают подростковую тягу к самоубийствам. Печатные СМИ дети и подростки практически не читают, телевидение почти не смотрят. Есть Интернет, где кроется настоящая беда. До сих пор функционирует, например, сайт самоубийц. Управление «К» МВД России гоняет его создателей, но ничего до сих пор не может с ними сделать. Кажется, в Юбилейном или в Королеве был такой случай: стоят девочки на крыше, взявшись за руки; чуть-чуть в стороне и подальше от края – фигура мужчины. Девочки прыгают вниз, мужчина исчезает. И таких случаев было много. И лишь в одном случае ему не удалось сбежать. Его логика ведь была проста: все, кто на улице, ринутся к девочкам, а он спокойно уйдет. Но однажды ему не дали уйти, задержали. Спрашивают: «Что ты делал там на крыше, рядом с девочками?». Он: «Я хотел прыгнуть». – «Чего не прыгнул?» – «Испугался...» И ничего ему не предъявишь. Он говорил им что-то? Подталкивал к самоубийству? Он их не сталкивал, он лишь присутствовал рядом, сам вроде как хотел прыгнуть... С него взяли объяснительную и отпустили. Предъявить было нечего.
– На какие тревожные сигналы от ребенка должны обратить внимание родители, чтобы предотвратить беду?
– Его задумчивость, уединенность, нежелание ходить в школу и при этом – желание максимум времени проводить в Интернете... Еще раз: лучшая профилактика – личный эмоциональный контакт родителя с ребенком. Ему не надо, чтобы с ним папа или мама сидели весь день: ему достаточно будет и 10 минут, но искренней и настоящей заботы, ласки. Нужно обсуждать с ним все житейские проблемы, искать их решения вместе. Обсуждения проблем при ребенке должны вестись в позитивном ключе: «Мы справимся», «Мы сделаем». Не рвать волосы на голове, не ругать при ребенке жизнь на чем свет стоит. Нужен позитивный фон. Не забывайте, когда надо, приобнять ребенка, погладить его, сказать несколько ласковых слов, пусть и мимоходом. Ребенок постоянно должен ощущать ласку и любовь в семье. К сожалению, сегодня это случается не так часто...
Комментарии читателей Оставить комментарий
Оказывается, причиной депрессии в большинстве случаев вовсе не являются внешние обстоятельства жизни, а за ними стоит сторонняя воля, которая пытается подчинить себе волю и поступки человека. Именно она вынуждает человека идти на самоубийство. Но Знания помогают спасти жизнь! spasizhizn . com
А никто не задумывался о тех, у кого семьи просто нет? Или семья есть, но "виртуальная"?
Был вашим генеральным секретарем. Шож вы его тогда не вычислили?
Если Горбачев честный коммунист, то Вы наверно балерина.
Если семья это матрица общества, то при буржуа3ном обществе и семья буржуа3ная со всеми вытекающими.