]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Тандем придумал не Путин в 2008-м, а Ельцин – в 1993-м

10:17 13.02.2012
, Сергей Черняховский
Тандем придумал не Путин в 2008-м, а Ельцин – в 1993-м
Тандем придумал не Путин в 2008-м, а Ельцин – в 1993-м

Сегодня же в России целесообразной выглядит идея совмещения постов президента и премьера

Функционеры «Единой России» бурно отвергли высказанную лидером КПРФ Геннадием Зюгановым идею совмещения постов президента и председателя правительства на время «переходного периода». Единороссы заявили о несовместимости этих полномочий.

Хотя на самом деле то, что предложил Зюганов, представляется и вполне естественным, и в современных российских условиях во многом оправданным.

Ведь, с одной стороны, полномочия президента РФ, в соответствии с Конституцией, безумно широки, поэтому Россию принято относить к суперпрезидентским республикам. С другой стороны, многие специалисты по сравнительной политологии еще в середине 90-х годов называли Россию «недопрезидентской» республикой.

В отличие от Германии, Великобритании, Италии, Испании и других развитых демократических стран с парламентской формой правления, в России парламент не имеет влияния на исполнительную власть. Но, в отличие от такой, например, классической президентской республики, как США, в России президент не возглавляет исполнительную власть и формально не несет ответственность за ее действия.

Т. е. с одной стороны, именно он, президент России, реально формирует исполнительную власть, определяет кандидатуру премьера и имеет право на его снятие по любому поводу и без всякого повода. С другой стороны, президент всегда имеет возможность демонстрировать отсутствие у него ответственности за результаты деятельности правительства. И когда правительство, проводя президентский курс, заводит страну в тупик, президент может, образно говоря, отбросить премьера, как ящерица – хвост, и принять позу защитника общества, тоже пострадавшего от деятельности правительства. При этом в случае с любым, в т. ч. самым непопулярным решением президент может перекладывать ответственность на правительство, имитируя сочувствие интересам народа.

Да и формально премьер как глава исполнительной власти, действительно, не обязан во всем подчиняться президенту.

В результате возникает стандартная ситуация размывания ответственности. Более того, неудачи правительства по-своему могут быть выгодны президенту, дают ему повод вмешиваться в процесс, отправлять правительство в отставку. Причем получается, что чем большее количество членов правительства президент отправит в отставку, тем более деятельным и заботящимся о стране руководителем он будет выглядеть в глазах населения.

Хотя на самом деле наиболее важные министерства – МИД, министерство обороны, МВД и все силовые структуры – подчиняются президенту. Их руководство назначается непосредственно президентом, и отправляется в отставку тоже им. А сам президент вообще имеет право контролировать деятельность любого министерства, а также вести заседания правительства. Т. е. у него есть реальное право руководить исполнительной властью и лично, и через свою администрацию, но нет обязанности отвечать за результаты ее деятельности.

В законченной президентской республике, где вообще нет поста премьера, президент не только лично руководит исполнительной властью и, соответственно, играет ключевую роль в текущем управлении страной, но и в том случае, когда выдвигается на новый срок, лично отвечает за результаты работы власти перед избирателями.

В парламентской республике управление находится в руках премьера, являющегося лидером парламентского большинства, который тоже отвечает за итоги работы власти перед избирателями.

В России президент имеет возможность руководить всем, но на время предвыборной кампании может демонстративно отстраняться от деятельности правительства, тем более если периодически будет отправлять его в отставку, «доказывая» этим свою заботу о народе. А премьер в рамках оговоренного негласного распределения полномочий может делать все, что считает нужным, но перед избирателями за это вообще не отвечает.

Президент может с одинаковой легкостью и назначать непопулярного в стране премьера, и отправлять в отставку популярного. В 1996 году ныне покойный Черномырдин возглавил правительство, за полгода перед этим получив на парламентских выборах 10% голосов. Кириенко в 1998 году стал премьером, не имея никакой поддержки в обществе и вопреки мнению основных политических сил.

Подобная конструкция вообще родилась не из конституционной логики или политического последовательного моделирования. Она возникла в связи с конкретной ситуацией 1993 года и оформила тогдашние личные договоренности Ельцина с топливно-энергетическим комплексом и Черномырдиным как представителем последнего. Т. е. тандем как форма российского правления появился не в 2008 году. Он появился осенью 1993 года.

Среди развитых стран подобное разведение постов президента и премьера существует только во Франции. Но и там оно родилось вполне конъюнктурно: при создании де Голлем новой Конституции в 1958 году, когда старое парламентское правление пришло к глубокому кризису.

Но, во-первых, де Голль никогда не перекладывал ответственность на премьера. Во-вторых, само по себе это устройство было оформлением персоналистской власти конкретного человека, дополненной практикой его прямых обращений к нации. Власть и ответственность были у де Голля. Премьер был не главой исполнительной власти, а своего рода заместителем де Голля по рабочим вопросам. Парламент формально имел право заблокировать деятельность правительства, но за счет предвыборных обращений де Голля к нации всегда имел в своем составе большинство сторонников генерала. И при этом де Голль всегда ставил вопрос ребром: если ему не будет оказана поддержка в том или ином общенародном голосовании, он уходит в отставку. И когда в 1969 году избиратели проголосовали против его предложений на плебисците, он свое обещание выполнил. Т. е. там конкретный президент постоянно проверял уровень своей поддержки в обществе, исходя из искреннего признания приоритетности воли народа над его конституционными полномочиями.

В последующие же десятилетия разведение постов президента и премьера во Франции неоднократно ставило на грань паралича проводимый властью курс, но, с другой стороны, осуществлялось в условиях существенных возможностей воздействия на премьера со стороны парламента.

В России подобное разделение вообще во многом стало результатом нелюбви Ельцина к текущей управленческой работе. Еще в бытность свою первым секретарем Свердловского обкома КПСС он использовал такую же формулу: имея сильного управленца на посту председателя исполкома, он своим партийным весом пробивал его проекты и обеспечивал им партийную поддержку. И это давало конкретный результат в плане развития области. Подобное Ельцин пытался сделать и в 1992 году, поверив Гайдару и его «реформаторам». А после того как дело закончилось провалом, он стал рассматривать фигуру премьера как форму компромисса с теми или иными группами, и не ждал от премьера особых успехов, рассчитывая лишь на то, что в экономике в последующем не будет значимых ухудшений.

В современной России пост премьера стал элементом политической комбинаторики. Разделение постов предельно размывает ответ на вопрос, кто отвечает за неудачи и чья заслуга в достижениях, переводя этот вопрос в плоскость верований.

Тем более создает неопределенность и вызывает раздражение в обществе проект соединения потенциального президентства Путина с потенциальным же премьерством Медведева: для многих возврат первого был ценен именно возможностью избавиться от второго.

Понятно, почему на идею совмещения постов так болезненно реагирует «Единая Россия»: потому что это идет вразрез с оглашенными ее начальством планами. Но на самом деле такая коррекция сложившейся модели имела бы уже то преимущество, что соединяла бы полномочия первого лица с его ответственностью и давала ясный ответ на вопрос, чего в его политике больше – пользы или вреда. Хотя бы в этом отношении идея Зюганова выглядит как минимум оправданной. Да и в тех же США, к слову говоря, она успешно реализуется уже много больше 200 лет.

Темы: Выборы 2011-2012, Органы власти РФ, Президентские выборы 2012 года
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 14.02.2012, 11:06
    Гость: тов. Александру

    Строит не власть, строят строители. При советской власти я сидел в обветшалой коммуналки в доме построенном военнопленными немцами.
    Читать, писать учат в любой стране, т.к. любой стране при любом строе нужны кадры. И с младых ногтей привык рассчитывать только на себя и никогда на "власть". Что касается "советской", то цену ей дал народ, отвернувшийся с безразличием.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 14.02.2012, 10:14
    Гость: Вольный

    То что я хочу или не хочу, это мои дела,а где я написал неправду? Яза то чтобы соблюдать законы а если они не устраивают общетво, то изменить их через парламентскую процедуру.Так понятно?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 13.02.2012, 20:11
    Гость: док

    К вопросу о вашем толковании п 3 ст 81 Конституции РФ вы несете чушь , ознакомьтесь с Определением Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 13.02.2012, 19:56
    Гость: док

    Вы уважаемый ,на всех форумах как,дурень с бубенчиком носитесь с этим комм .Глава 4 Статья 81

    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 13.02.2012, 19:32
    Гость: Сергей

    есть такое понятие "правовой инфантилизм"-это про Вас.Идите учитесь!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (50)
]]>
]]>
Выбор читателей
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Ива Нова «Белоснежный концерт» (CD+DVD)
Telegram, Дуров, капиталы…
Слава Ефимов «Недоспавшее утро» (интернет-сингл)
Нужна забота, а не ханжество: почему участники травли «бабушки с детской площадки» делают особенным детям только хуже
Почему коммутатор молчит «Грудной сбор» (компакт-кассета)
Ермен Анти, 13 января, Harat’s Pub (Актюбинск)
Укрорейх Зеленского - проект кокусов США
БеZ Б feat. Потомучто «Орбита» (интернет-сингл)
Страх публичных выступлений: как его побороть?
Guardian и Bellingcat защищают сторонников срыва выборов в России
Blues Bastards, 28 мая, «16 Тонн»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.