]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Правое без левого

12:31 6.08.2012
, Сергей Черняховский

Возможна ли в России классическая правая партия на базе православных ценностей?

В качестве выхода из сложившейся в России социально-политической ситуации, близкой к тупику, предлагается создание именно такой партии. С одной стороны, почему ей не быть?

Если в стране есть многосекторное общество, если в стране есть те, кто принимает правые политические ориентиры, если в стране есть поклонники православия… Если первоначально национальная самоидентификация русских, в отличие от национальной самоидентификации в странах Запада, основывалась на смысловой православно-цивилизационной самоидентификации… Почему бы ей не быть?

С другой стороны, возможна ли вообще классическая партия – как правая, так и левая, если в стране неклассическая ситуация? Если в стране нет вообще внятной социально-экономической самоидентификации граждан, если при наличии 70 процентов людей, называющих себя православными, пост соблюдают от 5 до 8 процентов максимум, а все десять заповедей знают всего лишь 2 процента, причем как среди населения в целом, так и среди принимающих имя «православные».

Если еще поинтересоваться, какой процент православных граждан знает содержание Нагорной проповеди и в чем ее отличие от тех же Десяти заповедей, если еще у них спросить, что именно означает «правильно славить», и если еще сообразить кого собственно…

Однако важнее все же иное. «Классическая правая партия на базе православных ценностей» - это собственно что? Понятно, что звучит это цельно, солидно и по-своему красиво. Тем не менее самое понятное в этом определении и есть самое малоосуществимое: классическая партия в неклассическом мире. Правда, можно выстроить партию, пытающуюся защищать сохранение классического мира и противостоять наступлению постмодерна – партию своего рода «антиэнтропийного консерватизма». Более того, во многом это было бы просто полезно. Но отношения в стране неклассические: нет четкого деления на большие противостоящие социально-экономическое или даже религиозные группы.

Партия потому и стала называться «партией» (то есть «part» - частью), что она образуется как продукт раскола. Считается, что было четыре историко-генетических раскола постсредневекового мира, давших начало всем современным партиям: между городом и деревней, между церковью и государством, между центром и периферией, между работниками и работодателями. Правда, можно выделить и особый пятый раскол - это то, что произошло на рубеже 1980-90-х годов в СССР. Тогда все эти четыре раскола, «снятые» в стране в советский период, оказались актуализированы одновременно, что создало уже уникальную ситуацию с предельно невнятными партийными определениями и по существу почти обрекло партии на то, чтобы стать не политическими и не социально-экономическими, а социокультурными. То есть, строго говоря, не партиями, а неким светским подобием конфессий. Члены которых отстаивают не социально-экономические интересы тех или иных групп общества, а, скорее, свои образные и языковые пристрастия, и в силу этого по существу лишены серьезной поддержки крупных общественных групп.

В большинстве случаев они пытаются представить себя «идеологическими партиями» и при всей определенной натяжке социокультурного до идеологического – именно «идеологические партии» практически никогда не добиваются взятия власти. К власти приходят либо клиентелистко-корпоративные, карьерные партии, либо социально-классовые.

Еще сложнее с определением «правой» политико-идеологической самоидентификации. Четверть века назад вообще «правыми» были объявлены сторонники социализма, а «левыми» – сторонники рынка. Со временем определения почти встали на свои места – и правыми стали называть тех, кого обычно в мире правыми и считают – рыночных фундаменталистов. То есть тех, кто объявлял себя «либералами». Но они действительно были лишены того, что составляют многие иные атрибуты правого: патриотизма и принятия традиционалистских ценностей: семья, государственность, вера в бога и т. д., что, собственно, и дает подчас основания говорить о том, что в привычном историческом смысле слова «правой партии» в России не возникло.

В свое время ВЦИОМ провел опрос о ценностно-идеологических пристрастиях граждан России и получил результаты, которые истолковал так, что дал на долгое время основание иронизировать над его представлениями об идеологиях и ценностях, а ему самому – обижаться на эту естественную иронию.

Опрашиваемым было предложено отнести себя к сторонникам трех основных течений: традиционных русских ценностей; левых, социалистических идей; правых, либеральных идей.

Из ответов получилось, что к первым себя отнесли 33% опрошенных, ко вторым – 24,5%, к третьим – 14%. При этом 17% сказали, что ни одна из этих идей их не привлекает, а 12% затруднились с ответом. Из полученных цифр ВЦИОМ сделал вывод о том, что в обществе доминируют вовсе не сторонники социализма или коммунизма, и не сторонники либерализма, а сторонники «национального консерватизма».

Этот результат получился благодаря тому, что все формулировки вопросов были предельно некорректны: «либерализм» прямо в вопросах назывался «правой» идеологией, противореча своим выводам о «русском консерватизме», ни про какой консерватизм вопросов не было. В первом пункте спрашивалось про «традиционные русские ценности» - тем самым они в компанию любителей русской традиции собирали и тех, кто за традицию собственно консервативную, и тех, кто за традицию революционную, и тех, кто за традицию либеральную.

Русские ценности были противопоставлены идее социальной справедливости, равенству, защите интересов людей труда и политической демократии. Социалистические (и коммунистические) идеи – противопоставлены принципу национальной независимости, самостоятельности и сильного государства.

ВЦИОМ тогда предложил опрашиваемым на выбор три «идеологические течения», приписав первому из них все то, что так или иначе входит и в два остальных. И получилось: видит человек слова «национальная независимость» – и что ему делать? Голосовать против или дописывать, что он за «левых, которые создадут сильное государство, обеспечат национальную независимость, социальную справедливость, политические свободы и защиту интересов человека труда»?

То есть по сути респондентам предложили ответить на нелепый вопрос: «Вы за левых или за русских?»

На самом деле традиционно под «правыми» понимаются в основе своей сторонники сохранения сложившихся порядков, которым свойственен культ власти и сложившейся иерархии. Поскольку принято считать, что «левые» - пацифисты, антирасисты, антиклерикалы, антикапиталисты, озабочены развитием свобод (кроме «дикого рынка»), распространением равенства, а «правые» – им оппонируют, создание «классической правой партии» в современной России будет предполагать, что это партия сторонником войны, расизма, клерикализма, капитализма, партия – противник любых свобод, за исключением «свободы дикого рынка», и противник равенства, то есть партия элитарная, основную массу людей считающая некими не достойными права на решение своей судьбы существами.

Можно и такую партию создавать. Только есть три оговорки: во-первых есть сомнения, что те, кто говорят о «классической правой партии» в современной России имеют в виду что-то подобное. Во-вторых, есть большие сомнения, что такую партию поддержат граждане страны. В-третьих, есть очень большие сомнения, что все это можно легко совместить с православными ценностями.

Отсюда вытекает, что обсуждая «классическую правую партию» нужно как минимум более ясно определить, что имеют в виду те, кто об этом говорит. Да, можно ссылаться на опыт более чем реализовавшегося Христианско-демократического союза в ФРГ.

Если бы не два особых обстоятельства.

Во-первых, при всей, казалось бы, определенности названия «Христианско-демократический союз» и («Христианско-Социальный союз» в Баварии») они не были конфессиональными партиями. Ни в плане членства, ни в плане увязывания с той или иной конфессией, потому что изначально ставили перед собой задачу политического объединения представителей двух конфессий – католиков и протестантов.

Хотя вполне естественно, что, скажем, ХСС больше был ориентирован на католиков, поскольку опирался на избирателей католической Баварии. В этом отношении, если представить себе некий аналог такой партии в России, – это должна была бы быть некая «Православно-мусульманская партия», либо «Православно-коммунистический союз», как некое политическое объединение представителей двух ведущих конфессий страны.

Во-вторых, ХДС/ХСС никогда не была классической правой партией в полном смысле этого слова. По избранным содержательным ориентирам партией войны ей никто и никогда не позволил бы быть уж как минимум в первые десятилетия существования ФРГ - расизм в Германии был объявлен преступлением, капитализм они себе представляли в довольно модифицированном виде, и уж ни Эрхард, ни Аденауэр никогда не были сторонниками «свободного рынка», изначально ориентируясь на «регулируемую рыночную экономику» и «социальное государство», точно так же никогда не посягая и на идею равенства.

Разумеется, на фоне сильного левого фланга они оказывались самыми правыми из крупных политических объединений, но в силу того, что собственно правые слишком дискредитировали себя сотрудничеством с Гитлером и оказались уже абсолютно не востребованы в послевоенной Германии.

Христианско-демократический союз вообще был по существу образован на членской базе старой Партии Центра (оттуда, в частности, пришел и Аденауэр), берущей свое начало в середине XIX века. То есть все это в классическом понимании были умеренные центристы, что подтверждали и их политическая история, в течение которой они неоднократно вступали в союз и образовывали коалиции с теми или иными социал-демократическими партиями как в старой Германии, так и в послевоенной.

Поэтому что-что, а «классическую правую партию» в них увидеть крайне сложно. Скорее уж, нужно было бы обращаться к примеру Народной партии в Испании, то есть бывшей франкистской фаланги.

Наконец, очень непросто обстоит дело и с таким определением, как «партия, опирающаяся на православные ценности». Если, разумеется, под последними не иметь в виду исключительно отстаивание принятого в конце IV века нашей эры на Константинопольском соборе Никейско-Царьградского символа веры или даже фундаментальный вопрос о том, от кого именно исходит Святой Дух: только от Бога-Отца или и от Бога-Сына.

Применительно к политической партии речь, скорее всего, даже при разговоре о православных ценностях идет о чем- то другом. О чем же? Вот это и есть главный вопрос, на который еще только предстоит дать ответ. А уж после этого стоит порассуждать над следующим, тоже очень интересным вопросом: совместима ли правая идеология с этими вновь обретенными православными ценностями.

Темы: Православная церковь в России, Внутриполитическая ситуация в России, Политические партии в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 08.08.2012, 21:32
    Гость: косьма

    РПЦ жаждет усилить свои позиции, разумеется не рядовые прихожане. Словесная лабуда, по этому поводу. подчинена не смыслу, но цели.Очевидно будет блокировка с Медведевым.Рядовову "колхознику" от этой модернизации достанется отрез на калоши и крест на все пузо.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 07.08.2012, 15:53
    Гость: Вова в бобе

    Ну, насчет водки, балалайки и медведя не знаю, а вот рясы скорее всего будут малинового цвета...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 07.08.2012, 15:36
    Гость: Ать2, левой..

    Давайте разберемся с терминологией и немедленно получим ответ о сути предлагаемой партии.
    Малость истории..
    Термины Правые и Левые пришли из Национального Собрания (НС) времен Великой Французской революции.
    В НС возникли 3 течения привязанные к определенному месту присутствия в зале заседаний: фельяны (монархисты) - справа, жирондисты (республиканцы) - центр, якобинцы (радикалы) - слева.
    Центр со временем размылся.. и четко выделились 2 силы: правые и левые.
    * Правые выражали интересы монархистов, легитимистов, землевладельцев, высшего духовенства (клерикалов) и это Ответ..
    Так, что и эта правая партия, будет в 1 очередь выражать интэрэсы иерархов Церкви (священо служителей), а лишь потом интересы православного Народа.
    * Левыми признавались те кто ратовал за социальное равенство.. и ошибочно - либералы разного толка.
    Но время - действа расставили все по своим местам и нонче либералов относят к Правым.
    Для сведения, фашисты относятся к крайне Правым.
    * Иные афишируемые дележки партий служат в основном для наведения тени на плетень.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 07.08.2012, 11:30
    Гость: Max

    Про "менталитет" вспомнил, а где же балалайка, водка, медведь на улице?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 07.08.2012, 10:55
    Гость: сКоба

    Новая партия Пенсионеров, Малай, партия патриотическая и свободная и открытая для всех, кто думает о Родине, о судьбе своих потомков, о возрождении былого экономического потенционала, всеобщего высшего образования для внуков и правнуков. Наша партия братства и справедливости, верующих и неверующих, всех, кто хочет возрождения и процветания Отечества. Другие партии только и думают, как стоять у кормушки и есть в три горла.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (35)
]]>
]]>
Выбор читателей
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Возрожденный «Боцман и Бродяга» напомнил об опасности алкоголя
Панк-автобус произвел Туле «Аборт мозга» при помощи «Хайп-феста»
Пятиэтажка «Про пса» (интернет-сингл)
«Многие связывают визит в Израиль госсекретаря США Майка Помпео с организацией убийства иранского ученого Фахризаде»
Тишин «Толька» (интернет-сингл)
Гарри Ананасов и Ко «Ананасовый трибьют»
Пригожин назвал отношения с Навальным «безответной любовью»
Владимир Кузьмин «Легенды русского рока»
Пикник «Веселый и злой»
Российское кино стало угрозой национальной безопасности?
Лилу45 «Восемь»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.