Вашингтон и Москва делят между собой Среднюю Азию

Вашингтон и Ташкент начали переговоры о создании на территории Узбекистана крупной военной базы, утверждает «Коммерсантъ». Правда, новый объект будет именоваться не базой, а «Центром оперативного реагирования»: ведь только что утвержденная узбекским парламентом новая внешнеполитическая концепция страны запрещает Узбекистану иметь на своей территории иностранные военные базы. Однако, по словам дипломатических источников российского издания, знакомых с ходом переговоров, терминология в данном вопросе не столь важна. «Речь идет о крупнейшем военном объекте США в Центральной Азии», – пояснил собеседник издания.
Впрочем, численность американских военных, которые будут постоянно находиться в этом «центре», пока еще обсуждается. Технической же базой объекта на первых порах должно стать вывозимое из Афганистана оружие и техника коалиционных сил НАТО, большую часть которой Узбекистан и получит. Юридическая база для создания нового объекта тоже уже имеется. По данным российского издания, на полях майского саммита НАТО в Чикаго, где присутствовала и делегация из Ташкента, между США и Узбекистаном было достигнуто устное соглашение об обратном транзите военных грузов из Афганистана. В июле оно было оформлено в виде меморандума, который предусматривает возможность передачи узбекской стороне части вывозимых грузов на безвозмездной основе, а части – на временное хранение.
Словом, за какие-то считаные месяцы Ташкент успел диаметрально изменить свою внешнюю ориентацию – вышел из ОДКБ и прямиком ринулся в объятия Вашингтона. Москва, разумеется, ошарашена и негодует. Но все, что она может сейчас сделать, – лишь предостеречь Ташкент от столь опрометчивого, с ее точки зрения, шага. «Нашим узбекским партнерам стоит тщательно проанализировать все возможные последствия расширения военного сотрудничества с США, – заявил российский дипломатический источник издания. – Тогда, возможно, они поймут, что в случае обострения ситуации в регионе после 2014 года безопасность их страны в наилучшей степени обеспечат не США, а партнеры по ОДКБ».
Столкнувшись с «изменой» Узбекистана, Россия теперь пытается закрепиться в Киргизии, и за последнее время, надо признать, Москве удалось добиться на этом направлении немалых успехов. Во всяком случае, посетивший на днях Бишкек первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов сумел достичь с руководством Киргизии договоренностей практически по всем вопросам двусторонних отношений, по которым в последние годы существовали трения.
Как рассказал агентству «Фергана ньюс» источник в киргизском правительстве, прибыв в Бишкек, Шувалов сам заметил, что перед поездкой президент РФ Владимир Путин велел ему «без согласованных решений не возвращаться». До этого около года, напоминает источник, российско-киргизские переговоры шли, что называется, ни шатко ни валко – без видимых результатов. Они сопровождались «сливами» в прессе то о новых, более жестких условиях, которые выдвигает Москва, то о готовности Бишкека продолжить с американцами переговоры о судьбе их военной базы… Лед был сломан в ходе приватной встречи Атамбаева и Путина в Санкт-Петербурге, когда киргизский президент предложил обсудить, как он выразился, вопрос, «туда ли мы вообще идем». Через некоторое время состоялся телефонный разговор между Путиным и Атамбаевым, в котором Путин пообещал прислать в Киргизию своих представителей, полномочных принимать решения. Так был организован визит первого российского вице-премьера.
Источник издания отмечает одну важную деталь. Дело в том, что раз в полгода киргизские власти традиционно проводят политические консультации с США по вопросам двусторонних отношений, и в августе как раз мог пройти их очередной раунд, однако по предложению киргизской стороны в этот раз их решено было перенести на будущее, чтобы никто не мог заподозрить страну в двойной игре.
Что же конкретно было решено в ходе визита Шувалова в Бишкек? В первую очередь – вопрос о долге Кыргызстана России, считает источник в киргизском правительстве. Ранее Россия планировала получить в обмен на списание почти полумиллиардного (в долларовом исчислении) киргизского долга акции военного торпедного завода «Дастан». Теперь решено подписать соглашения о том, что долг списывается без всяких акций: «Дастан» выставят на открытые торги, в которых, как отмечено в протоколе, «Кыргызстан будет приветствовать участие России». Но за акции придется платить живыми деньгами; спор о том, сколько они реально стоят, решит рынок. Возможно, в торгах примет участие Индия, эксплуатирующая подводные лодки советского образца; вряд ли – Турция, поскольку ее ВМФ используют торпеды натовского стандарта, которые на «Дастане» производить не могут. Но, в любом случае, к вопросу внешнего долга Киргизии это отношения не имеет.
Правда, единовременно списать весь долг нельзя, поскольку существуют определенные требования Парижского клуба кредиторов, в который входит Россия. Поэтому его будут списывать частями, но на Киргизию это никак не повлияет. Долг 2005 года – $189 млн – будет списан немедленно после подписания осенью соглашения. По кредиту 2009 года в размере $300 млн проценты будут начисляться только до 2016 года, после этого Киргизия прекращает выплаты по его обслуживанию. Хотя формально он будет списываться равными долями в течение 10 лет, но это – уже чисто технический вопрос для финансистов.
Второй блок вопросов, по которому достигнут прорыв, – военно-техническое сотрудничество. Россия уже несколько лет предлагает объединить все используемые ею военные объекты на территории Киргизии в рамках объединенной военной базы, но условия, на которых планировалось это сделать, были очень жесткими. Москва добивалась того, чтобы договор о размещении базы был заключен на 49 лет, а о его денонсации нужно было предупреждать за 25 лет. Очевидно, что нынешний состав киргизского парламента такой договор никогда бы не ратифицировал. В итоге за образец был взят договор по авиабазе ОДКБ в Канте: он подписывается на 15 лет с правом пролонгации на каждые последующие 5 лет. Это было предложение киргизской стороны, и Россия с ним согласилась. Теперь путь к организации российской объединенной военной базы открыт.
Также были окончательно сняты спорные моменты по строительству в Киргизии новых гидроэлектростанций, отмечает источник. Некоторые СМИ уже написали, что «механизм финансирования совместных проектов пока не определен», но на самом деле это не так. Механизм как раз определен. Новому совместному предприятию будет выдан кредит под минимальные проценты (в отношении проекта по строительству Камбаратинской ГЭС-1 это будет 2,5% годовых). Пока не определена сумма инвестиций, поскольку еще нет технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, но ТЭО строительства должно быть выработано в течение пяти месяцев после подписания соответствующих договоров. Определено, что доли в СП по Верхне-Нарынскому каскаду ГЭС и по Камбарате-1 будут делиться «50 на 50» между Россией и Кыргызстаном (как и предполагалось, строительством Камбараты займется «Интер РАО ЕЭС», а первой очереди Верхне-Нарынского каскада – РусГидро). При этом ключевые решения по бюджету проекта и т. д. будут приниматься правлением и советом директоров компаний консенсусом. Таким образом, мнение киргизской стороны будет полностью учтено, несмотря на то, что все инвестиции вложат россияне.
Итак, Россия на днях сделала важнейший шаг для укрепления своего геополитического присутствия в Киргизии, пойдя навстречу руководству этой страны по всему комплексу рассматривавшихся вопросов. Конечно, достигнутые договоренности еще предстоит оформить межгосударственными соглашениями, но принципиально вопрос решен, и если не возникнет какого-либо форс-мажора, эти соглашения будут подписаны уже осенью. В прессе уже сообщалось, что до конца года Бишкек намерен посетить Путин; как нетрудно догадаться, это – хороший повод для подписания договоров.
Таким образом, если далее все пойдет так, как задумано, если киргизское руководство сдержит свои обещания, в т. ч. выведет к 2014 году американскую авиабазу с аэродрома под Бишкеком, то Россия закрепится в Киргизии. Правда, это будет стоить Москве недешево, но военно-стратегическое присутствие – вообще инструмент явно недешевый. И если Москва, потеряв Узбекистан, хочет присутствовать в Средней Азии и влиять на развитие ситуации в данном регионе, ей придется раскошелиться.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Слюни всё капают с языков пиндосов
Россия потеряла уже всю Среднюю Азию. Скоро она потеряет Сибирь и Дальний Восток. Потом Урал,Татарстан, Башкортостан и т.д.
Процесс отторжения Узбекистана стоит в тренде Велико-российского развала:развал мировой системы антиимпериалистических государств, развал социалистического лагеря,развал Советского Союза,развал СНГ,развал ОДКБ,выборочный Таможенный Союз,развал РФ сначала в плане независимости Кавказа и т.д.
Легким движением руки киргизские баи поставили РФ на колени.Если РФ нужны торпеды то за 20 лет можно было сообразить что их нужно делать в России,так же и с двигателями для вертолетов.Ну хотя бы для эксперимента ввели бы визовый режим с Узбекистаном и посмотрели бы что получится.
Введите визовый режим для выходцев из бывшего СССР и депортируйте нелегальных трудовых мигрантов. А затем пронаблюдайте реакцию в сопредельных "государствах". Прибегут проситься и в таможенный союз и в ОДКБ, а штатовских инспекторов на столбах повесят. Не верится? А вы попробуйте :-)