Учителям – зарплату, студентам – бюджетные места

Владимир Путин провел совещание по модернизации образования в одной из московских гимназий. Обсуждались на нем уже давно ставшие традиционными вопросы. В частности, речь шла о повышении зарплат учителям, нехватке в некоторых регионах школ и преподавательского состава, а также о необходимости повышения квалификации педагогов.
Тема оплаты труда учителей поднимается ежегодно, живо обсуждается, но воз и ныне там. Вернее, он все-таки движется, но как-то уж очень медленно, явно не поспевая за резво несущейся колесницей инфляции. Вот и выходит, что учителя, устав сводить концы с концами, бегут из школы в поисках более адекватного заработка и тем самым усугубляют другую проблему – ту самую нехватку кадров. Нет, конечно, есть еще те, кто продолжает работать за зарплаты, больше похожие на насмешки, и, возможно, надеяться на улучшение ситуации, т. е. люди, для которых педагогика – не просто профессия, а призвание. Хотя некоторым из них наверняка просто некуда уйти...
Между тем глава государства на совещании в гимназии отметил, что «в целом ситуация очень неплохая». По его словам, с задачей поднять зарплаты педагогам до среднего уровня по экономике региона справились 62 субъекта Федерации, обеспечив рост зарплат на 30%. Более того, два региона даже идут опережающими темпами (правда, насколько опережающими, президент не уточнил). Впрочем, статистику все же подпортили Архангельская и Челябинская области, а также Карачаево-Черкесия. В этих регионах, по мнению президента, руководители не держат под контролем «решение этой важнейшей социально-экономической задачи». Он призвал руководство правительства, профильного вице-премьера и министерство образования уделить самое пристальное внимание данной проблеме.
Получается, что «средняя температура по больнице» вполне себе ничего и даже внушает некоторый оптимизм. Однако специалисты отмечают: да, средняя заработная плата педагогов по сравнению, скажем, с показателями пятилетней давности существенно выросла, но при этом она по-прежнему составляет примерно две трети от средней по экономике зарплате.
На совещании Путин также отметил важность повышения уровня подготовки учителей и поручил разработать и принять до конца 2012 года профессиональные стандарты для педагогов-предметников. Спору нет, учителю, как и всякому другому специалисту, необходимо повышать свой уровень и расти над собой, но есть ли у него стимул для этого? Надбавки за квалификацию, прямо скажем, невелики, при этом чем выше разряд учителя, тем больше с него требуют. К тому же его необходимо периодически подтверждать открытыми уроками. А стоит ли тратить силы и нервы, если можно набрать учеников и подрабатывать в свободное время репетиторством дома в спокойной обстановке? Тем более что родителей мало волнует разрядность педагога: они просто хотят получить за свои деньги конкретный результат – чтобы ребенок разбирался в предмете.
Пока президент обсуждал в московской гимназии проблемы учителей, премьер-министр встречался со студентами Петербургского технологического университета, где в свое время работал оператором ЭВМ.
Прежде всего ему пришлось ответить на, пожалуй, самый животрепещущий вопрос – о бюджетных местах в вузах. Прямо скажем, предложение нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова вдвое сократить количество бюджетных мест в российских вузах и увеличить за их счет финансирование оставшихся было резко негативно встречено не только самими студентами, но и рядом экспертов и чиновников.
Дмитрий Медведев поспешил заверить студентов, что правительство не планирует сокращать число бюджетных мест в вузах, но далее последовала оговорка: «вопрос изучается». То есть все-таки такая вероятность сохраняется? Не станет ли это губительным для нашей и без того растерявшей многие свои достоинства системы образования? Так, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что данное нововведение в скором времени превратит Россию в страну третьего мира. С ним согласен первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, отмечающий, что подобная реформа сократит количество бюджетных студентов до 20% (или еще ниже) от общего их числа. Отсутствие же должным образом проработанной системы кредитования приведет к тому, что образование станет привилегией для избранных.
Им возражают ректоры некоторых вузов, считающие, что сокращение проводить нужно, но «с осторожностью». По мнению ректора Воронежского государственного университета Дмитрия Ендовицкого, нужно снижать «неэффективные затраты». Он предлагает в первую очередь сокращать «непрофильные для вуза бюджетные места» – например, на факультетах журналистики или экономико-правовых факультетах в инженерных вузах.
Ректор РГСУ Василий Жуков отмечает, что сокращение необходимо, поскольку количество студентов по сравнению с 1980-ми гг. ощутимо сократилось, а число вузов не менее заметно выросло.
Кстати, касаемо количества вузов Медведев на встрече со студентами заявил, что он – не сторонник радикального сокращения учебных заведений, однако, по его мнению, некоторые можно укрупнить. Например, в отношении военных училищ такая реорганизация уже завершилась: «Вместо многих мелких военных училищ создано 10 крупных центров, и там уже не такие убогие, тяжелые условия... а совсем другой уровень жизни».
По мнению премьера, укрупнение не помешает и гражданским вузам. Так, те учебные заведения, дипломы которых котируются невысоко, можно присоединить к более крупным вузам или же, наоборот, перепрофилировать в средние специальные учебные заведения.
Комментарии читателей Оставить комментарий
хоть в сми не заглядывай, сплошная ложь, какие зарплаты у учителей? этих балаболов обещателей посадить бы на учительскую зарплату!
Средняя зарплата учителей включает в себя и зарплату чиновников. К тому же это за нагрузку в 25-35 часов в неделю, а не за ставку. Это значит за счет здоровья и качества преподавания
Ставка профессора в регионах 17500р. Он естественно своей головой может заработать больше, но 1. опять за счет своего времени и здоровья.
2. платить ему будет не государство, а те у кого деньги. Они же и воспользуются плодами его интеллекта.
Надо думать, что теперь (по негласному указанию) студентов-бюджетников зажмут: будут ставить низкие оценки ("валить" по-черному), чтобы на платное перешли...
если это настоящий доктор наук, то он кроме зарплаты должен иметь ганары за свои изобретения, разработки и т.д. Если этого нет то звиняйте, выкиньте вашу докторскую диссертацию и научную степень в мусорный бак, так как вы ни на что не способны. Если писатель пишет плохие книжки, то они ни кому не нужны. Не нужны такие доктора наук которые после защиты докторской диссертации ничего ценного для науки и общества не сделали.
Что нам указывать на научный персонал, обслуживающий олигархат! Работников «идеологического фронта», так сказать. Если не будет ВШЭ, кто же будет за рынок агитировать! Вы в провинциальном вузе зарплатами поинтересуйтесь!