Московским властям не хватает гастарбайтеров

Странное дело: при том количестве мигрантов, которое наблюдается на улицах Москвы, властям их все еще не хватает. Ради этого они намерены увеличить столичную квоту на иноземную рабочую силу вдвое. Речь, как нетрудно догадаться, идет о легальных гастарбайтерах. Нелегальные же, кажется, никого не интересуют.
О планах расширения квоты газете «Известия» (отметим, что в интервью именно этому изданию заместитель мэра столицы по экономическим вопросам Андрей Шаронов недавно признал, что мигранты уже занимают в Москве треть рабочих мест) рассказал начальник отдела международного и межрегионального трудового обмена департамента труда и занятости Андрей Кубышкин. Еще в августе «две тысячи текущего» года была утверждена квота на 101 500 человек, поведал он, но Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений с января будущего года начнет принимать заявки от работодателей на дополнительные 99 000 гастарбайтеров. Тем самым общий объем легальных мигрантов составит в 2013 году 200 500 человек.
Квоту на будущий год расписали по работодателям еще в мае нынешнего, рассказал Кубышкин. В основном в нее попали приезжие из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Украины и Киргизии. Чаще всего их нанимают строительные компании, ЖКХ и фирмы по уборке помещений – так называемые клининговые. Причины известные – дикий демпинг со стороны приезжих.
Было когда-то такое словечко – «штрейкбрехер». Так называли людей, готовых приступить к работе вместо бастующего постоянного персонала, требующего повышения зарплаты. Занятие это считалось, мягко говоря, малопочтенным. В известной степени это наименование можно применить и к нынешним гастарбайтерам: ведь на их рабочих местах вполне могло бы трудиться местное население, если бы работодатели положили там большую зарплату.
Но обязывать их повышать зарплату никто не собирается. Вместо этого им с начала следующего года разрешено подавать новые заявки на гастарбайтеров. Заявки будут рассматривать городские комиссии при префектурах или же отраслевых департаментах, а потом городская межведомственная комиссия примет окончательное решение, рассказал Кубышкин.
Далее чиновник перешел к вступившему в силу 1 декабря федеральному закону об обязательном экзамене по русскому языку для гастарбайтеров, который, по идее, должен улучшить качество миграции в городе. «К сожалению, низкоквалифицированная рабочая сила с каждым годом все хуже знает русский язык», – констатировал он и подчеркнул, что московские власти не могут заставлять работодателей проверять у мигрантов сертификаты на знание русского языка. Это прерогатива Федеральной миграционной службы (ФМС), выдающей разрешения на работу.
Тем не менее, сказал Кубышкин, Московская трехсторонняя комиссия, возможно, будет рекомендовать работодателям организовывать для уже работающих мигрантов курсы по русскому языку.
Ну а как обстоят дела с экзаменом по русскому языку, который стал обязательным с 1 декабря? Его сдали всего 15 мигрантов, рассказала директор Международного центра тестирования РУДН по русскому языку Светлана Ельникова. Маловато, но зато не провалился ни один. «У нас нет не сдавших. Сейчас в основном приходят те, кто в себе уверен», – отметила она. Основной же наплыв мигрантов педагоги ожидают после Нового года, поскольку разрешения на работу на 2012 год у гастарбайтеров уже есть.
Но вернемся к квотам. С учетом чьих потребностей они формируются? Прежде всего в них отражены запросы городских служб, говорит президент фонда «Миграция XXI век», экс-замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин. По его подсчетам, заранее спрогнозированная цифра 101 000 человек – это потребности города как работодателя. «Это цифра, которая нужна стройкомплексу, ЖКХ, Мосгортрансу; свое хозяйство московские власти обеспечивают, – говорит Поставнин. – Бизнесу из 200 000 достанется примерно половина. Свои потребности он будет покрывать, используя труд нелегальных рабочих».
И здесь у бизнесменов имеются широчайшие возможности: по данным эксперта, в столице на сегодняшний день незаконно трудятся около 2 млн иностранцев. При такой толстой прослойке нелегалов предприниматели могут держать зарплаты на минимальном уровне: все равно тем некуда податься.
С другой стороны, странно, что этими двумя миллионами никто не занимается: не призывает их к порядку, не выдворяет из страны, не запрещает повторный въезд из-за нарушения законодательства. На них просто махнули рукой.
У нелегальной трудовой миграции есть два родителя: власти, глядящие на эту проблему сквозь пальцы, и предприниматели, заинтересованные в нелегальном труде, который не облагается налогами и обходится дешевле. «Мигранты Москве нужны как любому мегаполису, потребности которого силы жителей не удовлетворяют. Но конкуренцию мигрантам в некоторых сферах, таких как строительство или сфера услуг, могли бы составить жители других регионов России», – подчеркнул эксперт фонда «Институт экономики города» Роман Попов.
Чем больше мигрантов, тем острее встает вопрос о межнациональном согласии. Этой проблеме был посвящен состоявшийся в четверг круглый стол, в работе которого приняли участие представители правительства Москвы и известные представители различных этнических групп, проживающих в столице, сообщает «Независимая газета».
Участники круглого стола взялись опровергнуть устоявшееся мнение о том, что миграция приносит с собой повышенный уровень преступности. «Опросы показывают, что сегодня самыми раздражающими факторами являются рост этнической преступности и нехватка рабочих мест, – сказал заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Олег Агеев. – Так называемый фактор «понаехали». Москвич не привык к тому, что ему сложно найти работу. Рынок труда всегда был достаточно большим. Сегодня – иначе. Многие остались без работы после закрытия заводов. Некоторые профессии потеряли актуальность, нужна переквалификация».
Агеев отметил существование странного парадокса: большинство людей в повседневной жизни не сталкиваются ни с нападениями, ни с другими проявлениями агрессии со стороны мигрантов, однако слухи, растиражированные в прессе и обсуждаемые в Интернете, внушают горожанам постоянную тревогу.
Стало быть, опять виноваты пресса и Интернет. Ох уж эти СМИ с Сетью, управы на них нет! Если бы не они, москвичи и не заметили бы, что каждый третий на улице – мигрант, а еще недавно их не было вообще, и не испытывали бы по этому поводу никакой тревоги. Все было бы прекрасно.
Далее мысль развивается. «Опросы показывают, что приблизительно 60% респондентов недовольны межэтническим напряжением, но лишь 5-6% могут привести конкретные примеры. Получается, что существует ожидание этих конфликтов, которое оказывает серьезное влияние на население. Приезжие, впитав подобные настроения, чувствуют, что они тут чужие. И это относится даже к русским, приехавшим из других регионов, – говорит Агеев. – СМИ нагнетают обстановку. Бытует миф, что все приезжие, к примеру, кавказцы, стреляют на каждом шагу. На самом деле видно, что количество правонарушений со стороны мигрантов не такое уж и большое и ненамного превышает те факты, которые совершает местное население».
Стоп! «Ненамного превышает». Допустим, что это так, хотя существуют большие сомнения. Но ведь если бы мигрантов не было, то и преступности их не существовало бы. Так ведь? И потом, с любой преступностью средний человек сталкивается не часто, хоть этнической, хоть не этнической, но это же не означает, что ее нет.
Г-н Агеев призвал средства массовой информации прекратить поддерживать всеобщую истерию и подходить к своей работе более ответственно. «Роль СМИ очень важна: ведь именно они формируют общественное мнение. Все московское сообщество недовольно работой СМИ», – заявил он.
А откуда это известно – про все московское сообщество? Кто-то замерял недовольство? Кто, где, какова была выборка респондентов?.. Собственно, преступность в этом вопросе второстепенна. Люди просто видят, как чужаки завоевывают их жизненное пространство, причем делают это быстро, массово, напористо и с попустительства властей. Вот на чем основано чувство тревоги.
Участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо направить все силы на сближение культур и людей, оказавшихся в одном городе. Хотя здесь не совсем понятно: а в чем смысл такого сближения? Не будет ли оно означать, что местные примирились с нашествием пришлых и готовы впустить их в свою среду? Но в действительности это не так. У хозяина и гостя по определению разные статусы.
Также Олег Агеев считает, что следует развивать привлечение специалистов из других стран, обогащая культуру города. В этом его поддержали и другие участники круглого стола.
Заметим, что «специалистов» из других стран в Москве уже более чем достаточно, особенно плохо говорящих по-русски с метлой в руках, но что-то незаметно, чтобы московская культура хоть как-то обогатилась от этого фактора. Разве что вывесок «Чайхана» прибавилось.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вывод: отправить эти власти к гастарбайтерам!
Г-ну Агееву посоветовала бы сперва хорошо изучить реальную статистику уровня приступности гастарбайтеров , а потом смело опровергать факт их криминальности и опасности.. Среди моих знакомых есть семьи, члены которых серьезно пострадали от рук гастарбайтеров (просто убили, проходящего мимо стройки человека за кошелек) В современном глаболизирующем мире процесс миграции неизбежен. Но миграционная политика должна быть настроена на привлечение образованного контингента , квалифицированных кадров, так называемая " умная миграция" , а не на эту безкультурную саранчу , которая своим хамством разрушатет богатейшую культуру России. Скоро будет редкостью слышать грамотную русскую речь на улице городов России в частности Москвы.
Большая часть мигрантов России - есть инфекция с возможными побочными последствиями от которой следует избавляться.
ну если русские не хотят заниматься культурой а только водку пить и бузить приходится евреям армянам и представителям других народов заниматься русской культурой кому то ж надо а то совсем одичают россияне
прикольно, что "культурой" в России занимаются евреи!
Рамодановский не самостоятелен. Он выполняеет волю ВВ , а вот итоги этой толенрантности могут быть очень плачевны для Росси и в первую очередь для русских.