Процесс над Навальным: безрассудство или беспредел?

Быть может, начавшийся в Кирове процесс над блогером Алексеем Навальным и не станет процессом века, благо век только начался, но то, что он войдет в историю, практически несомненно. Причем во многом благодаря именно самой власти, которой, на первый взгляд, было бы выгоднее, напротив, не акцентировать внимание вокруг личности главы «РосПила» и бывшего советника губернатора Кировской области. Деятельность в качестве последнего Навальному и припомнили – обвинили в реализации схемы, благодаря которой он в сговоре с руководителями ООО «Вятская лесная компания» Петром Офицеровым и КОГУП «Кировлес» Вячеславом Опалевым похитил около 10 000 кубов леса на сумму более 16 миллионов рублей.
Сам Навальный, который, по версии следствия, якобы ввел в заблуждение своего руководителя, губернатора Никиту Белых, и навязал невыгодный контракт, признавать свою вину отказывается и настаивает на политических мотивах своего преследования. В этом ему, надо сказать, очень сильно помог официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин, давший в начале апреля более чем откровенное интервью «Известиям», в котором фактически подтвердил блуждающие в блогосфере догадки. Судя по тому, что товарищ Маркин после этого не был вышвырнут из ведомства с волчьим билетом, можно предположить, что и само руководство СКР, и Кремль вовсе не видят в данной оговорке чего-либо для себя компрометирующего. Мол, ну мы же взрослые все мальчики, всё прекрасно понимаем, чего притворяться…
И эта откровенность власти с обществом действительно завораживает – почище самой сути обвинения и самого процесса. Завораживает и обезоруживает сторонников «Главного борца с коррупцией», выбивая козыри один за одним, как и любая правда, произнесенная с нотками профессионального цинизма. Мол, да, надоел нам ваш Навальный, доставил нам неудобств. Потому и открыли заново доселе закрытое дело, а могли ведь и не открывать. И правда, в таком контексте становится как-то совсем уже неважно, украл Алексей лес или не украл. Главное тут – продемонстрировать готовность действовать без оглядки. Беспредела у нас всегда боялись, а значит – уважали.
В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог и публицист Анатолий Вассерман положительно оценил выбранную властью тактику в освещении «дела «Кировлеса»:
– На мой взгляд, серьезной ошибкой власти была бы как раз ее попытка как-то отвлечь массовое внимание от «дела Навального». Насколько я могу судить по уже опубликованным данным, против Навального накоплено уже достаточно улик, и дело, скорее всего, кончится его осуждением в строгом соответствии с законом. Более того, не исключаю, что вместе с ним на скамье подсудимых может оказаться и губернатор Кировской области Никита Белых, чьим советником был Навальный и чьим служебным положением злоупотреблял, похоже, не только он.
Если бы власть попыталась сделать вид, что ничего не происходит, попыталась проводить заседания суда без привлечения общественного внимания – тогда общественное мнение довольно скоро пришло бы к выводу, что Навальный ни в чем не виноват и что судят его исключительно по политическим мотивам. Поэтому единственно возможный вариант для власти – проводить «дело Навального» максимально гласно и наглядно, чтобы никому и в голову не могло прийти, что власть чувствует себя неуверенно.
При этом я полагаю, что какова бы ни была зарубежная поддержка отечественных преступников, это еще не повод нам прощать их преступления. Опасность для власти может быть только в одном случае – если действительно окажется, что следствие не в состоянии доказать виновность Навального. Но, насколько я могу судить в данном случае, хватит даже не очень квалифицированных обвинителей, чтобы доказать в суде обоснованность позиций обвинения.
В свою очередь, председатель совета Национально-демократической партии, президент «Русского общественного движения», философ и публицист Константин Крылов подчеркнул, что выбранная властью тактика борьбы с Навальным продиктована ощущением безнаказанности:
– То, что сейчас власть явно намерена основательно окопаться на доставшемся ей куске земли и ей более-менее плевать на достаточно до сих пор дорогое западное общественное мнение, достаточно ясно. Поэтому если еще каких-нибудь два года назад власть боялась портретов Навального на обложке Times или еще чего-то в этом роде, то сейчас эти портреты можно лепить сколько угодно и где угодно. Они уже приняли для себя решение, что посадить Навального – это не страшно, что они это переживут. Пережили же в свое время волну протестов против посадки Ходорковского? А уж протесты вокруг посадки Навального и подавно переживут. Схрумкают и не подавятся. С другой стороны, общество у нас сейчас достаточно слабо и ничтожно, чтобы принести власти какой-то существенный вред. Допустим, Навального посадят – и чем мы все можем ему помочь? Принять на Координационном совете резолюцию, решительно осуждающую его пленение? Можем. Объявить его политзаключенным? Можем. Но и только.
Пожалуй, единственное, что могло бы заставить власть серьезно понервничать, – это, например, распространение действия «списка Магнитского» на тех людей, которые Навального сажали. Но все-таки не нужно забывать, что список этот появился не в результате того, что кого-то посадили, а потому что его убили в тюрьме, что куда серьезнее. Так вот если бы он был расширен на тех, кто занимается так называемым российским правосудием – на судей, прокуроров и высших чиновников, которые эти дела санкционируют, – тогда это было бы для них и для власти в целом достаточно неприятным, чувствительным моментом. Но, опять же, и это они смогут в случае чего пережить. В конце концов, «закон Магнитского» был принят в Америке с большим скрипом, в Европе он принят, скорее всего, не будет, а основные богатства нашей элиты находятся в основном именно там.
Так что надо честно признать, что власти могут сделать что угодно с кем угодно, при этом ничего особо не опасаясь. И я прекрасно осознаю, что у нас – оппозиции – просто нет реальных возможностей как-то надавить на власть и защитить тех, на кого она ополчилась. Но что мы можем в данном случае сделать – это не забыть и не простить, и в свое время поименно вспомнить всех тех, кто, как говорится, руку приложил. Сейчас и это, конечно, не Бог весть какая угроза для власти: она сегодня чувствует себе уверенно, ощущает себя сильной. Но ведь придет время, когда она станет старой и слабой. И тогда нужно, чтобы все эти люди были «выковыряны из щелей» и понесли наказание согласно закону за все то, что они совершают сейчас... Вообще плохая память – серьезный недостаток. Есть такая русская поговорка – «Кто старое помянет – тому глаз вон», но у нее есть и продолжение: «...а кто старое забудет – тому оба».
Мнение экспертов KM.RU может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии читателей Оставить комментарий
мне конкретно помог РосЖКХ.
Мы акционеры 7 континента обращались за помощью в прошлом и позапрошлом годум к Навальному , так как он позиционирует себя как Борец за права миноритариев. Он нам даже не ответил, это очередной самопиарщик и негодяй стремящийся любыми путями к власти!
Мы акционеры 7 континента обращались за помощью в прошлом и позапрошлом годум к Навальному , так как он позиционирует себя как Борец за права миноритариев. Он нам даже не ответил, это очередной самопиарщик и негодяй стремящийся любыми путями к власти!
А можно у Вас узнать, вы знакомы с материалами уголовного дела?
Это не подвох, не обвинение, это просто вопрос.
сражаться за правду надо не на сайте