Не надо путать атеизм с ненавистью к своему народу

14:59 16.01.2014 , Павел Святенков
«Дары волхвов» © РИА Новости, Максим Блинов
«Дары волхвов» © РИА Новости, Максим Блинов

Именно ненависть движет теми, кто развязал истерическую кампанию по поводу «Даров волхвов»

Прибытие в Москву православной реликвии «Дары волхвов» вызвало ажиотаж не только среди верующих. Многокилометровые очереди выстроились к храму Христа Спасителя. Десятки тысяч человек поклонились святыне за несколько дней.

Однако сам факт стечения верующих вызвал истерическую реакцию в либеральных СМИ. Посыпались стандартные разоблачения. Дескать, Дары не настоящие. Один известный политический комментатор в своем «Фейсбуке» сравнил верующих с «сурками». То есть скрыто называл их недочеловеками: ведь сурок – животное. Дескать, обеспокоенные сурки начинают бегать в преддверии кризиса. Судороги ненависти к народу и религии поистине удивительные.

Попробуем, однако, разобраться, почему к Дарам приходит столько народу и вообще в чем смысл пребывания в Москве православных святынь.

Напомню, что «Дары волхвов» – далеко не первая реликвия, которую привезли в Москву. Несколько лет назад в России побывал Пояс Богородицы, поклониться которому пришли в общей сложности несколько миллионов человек – не только в Москве, но и в России. Тогда ажиотаж был похож на нынешний, равно как и визг «прогрессивной и рукопожатой» прессы.

Тут прозорливый читатель скажет: вы что же, против атеизма? А я отвечу: да не атеизм это, а ненависть к нашему народу! Те же люди, которые истошно вопят против православия, охотно поклоняются собственным божествам. Но дело даже не в этом. Что происходит в очередях к православным святыням?

Поделюсь личным опытом. Я сам стоял однажды в подобной очереди. Правда, вела она не к святыне, а ко гробу скончавшегося Патриарха Алексия II. Людей было очень много. Я встал в очередь в 22:30, а побывал в храме Христа Спасителя, где был выставлен для прощания гроб с телом покойного, в четыре часа утра. Сразу же после этого в работе Храма был сделан перерыв. Спустя несколько часов состоялись похороны.

Вы спросите: при чем здесь покойный патриарх, ведь он не был святым? Его тело не является объектом поклонения в религиозном смысле. Он – обычный человек, хоть и высокопоставленный. При этом Алексий II не был гением, не был великим церковным администратором, не был сколь-нибудь крупной политической фигурой. Он был патриархом, только и всего. Одним из многих. Рядовым патриархом.

Почему же к нему выстроилась такая очередь? Ведь почти никто не пришел на похороны Солженицына, которого считали моральным авторитетом и совестью нации. А ранее почти никто не явился на похороны Бориса Ельцина, хоть тот и был выдающимся государственным деятелем (пусть и с отрицательным знаком). Несмотря на рекламу и старания СМИ, поклониться первому президенту России пришли лишь несколько тысяч человек, что мало для огромной российской столицы.

Стоя в очереди к гробу Патриарха Алексия II, я не увидел вокруг себя никаких «православных фанатиков», никаких «сурков», бездумно тянущихся к «реликвии». В общем, никакого религиозного дурмана, о котором трубят в таких случаях СМИ. Много женщин средних лет, но много и молодых людей. Двигались перебежками, грелись чаем из ларьков (была зима).

Так что же всех объединяло? Сейчас, после длинного вступления, я попытаюсь объяснить.

Слава тебе, ибо ты дочитал до этих строк, о терпеливейший из читателей!

Было ощущение общности. Было ощущение важности происходящего. Было ощущение, что мы – народ. Вы скажете, что «ощущение» – это еще не аргумент. Но когда сотни, тысячи и миллионы людей чувствуют одно и то же, это является фактом, вне зависимости от того, научен ли этот факт или нет.

Дело в том, что народ – это не только земное собрание людей. Это союз людей со своими мертвыми. Народ – это союз живых людей и ушедших в рай святых. И – через святых – союз с Богом. То есть получается «сословное общество», где живущие играют роль простонародья, святые – аристократии, Бог – Царя.

Так вот, святыни, реликвии и церемонии создают народ в религиозном понимании этого слова, формируют единство, открывают связь со святыми и Богом. Ощущение этого, когда стоишь в очереди, очень сильное. И «стояние в очереди» воспринимается не как давка в советском магазине за колбасой, о чем поспешили заявить многие либеральные СМИ, а как аскетическая работа, как форма молитвы, если хотите. Как труд, который совершает человек ради своего и Божьего дела.

Эту религиозную работу, совершаемую сотнями тысяч, миллионами людей, ощущают не только они сами. Стоявшие в очереди к гробу Патриарха Алексия II говорили, что ночь прошла легко, «никто не устал». И это правда. Чувствуют это и либеральные СМИ. И потому – «веруют и трепещут».

Быть может, я не вполне точно описал вершащуюся религиозную мистерию, «скинию Бога с человеками», но происходит-то именно она. Люди чувствуют невидимый свет, невидимую благодать – и приходят именно к ней. Лишь потом происходит рационализация: «патриарх был хорошим человеком, важно почтить его память». Или: «как же не поклониться Поясу Богородицы, если вокруг него происходят чудеса?»

Чудо – это не когда женщина родила, поклонившись Поясу. Чудо – это само растворенное в воздухе ощущение общего единства и связи с Богом. Эгрегор является, сказали бы мистики. Но мы с вами – не мистики, мы так не скажем.

И не надо ругать либеральных журналистов. Они, подобно свинье из басни, способны видеть лишь лежащие под ногами желуди. Толпу, часами стоящую на холоде. Гоняющих толпу ментов. Толстых (а хотя бы и худых) важных священников. Чинуш, лезущих к святыням в порядке ВИП-очереди...

Но они не видят ветви дуба. Да и обычному человеку, как вы или я, доступен в лучшем случае шорох листьев. Но дуб – есть. Либеральный журналист скажет: «Желуди поддельные», хрюкнет в знак протеста и звонко застучит копытцами.

Но люди идут к дубу не за желудями. За шелестом листьев, за шумом ветвей, за легкой тенью зацепившего в кроне облака.

Это и есть народ. Это и есть религия, дорогие мои.

Не рассказывайте никому. Пусть это останется тайной.

Комментарии читателей
27.04.2015, 22:48
Гость: Андрей

О,Боже!Питье кока-колы? Правда? "Ужас" то какой! Да как так можно?! Так должен был звучать комментарий...

27.04.2015, 22:42
Гость: Андрей

Вот вы пишите:
Вы спросите: при чем здесь покойный патриарх, ведь он не был святым? Его тело не является объектом поклонения в религиозном смысле. Он – обычный человек, хоть и высокопоставленный. При этом Алексий II не был гением, не был великим церковным администратором, не был сколь-нибудь крупной политической фигурой. Он был патриархом, только и всего. Одним из многих. Рядовым патриархом

Потом тут же продолжая рассказ о патриархе: Было ощущение общности. Было ощущение важности происходящего. Было ощущение, что мы – народ. Дело в том, что народ – это не только земное собрание людей. Это союз людей со своими мертвыми. Народ – это союз живых людей и ушедших в рай святых. И – через святых – союз с Богом. То есть получается «сословное общество», где живущие играют роль простонародья, святые – аристократии, Бог – Царя

Какая-то каша

27.04.2015, 22:37
Гость: Андрей

"Было ощущение общности. Было ощущение важности происходящего. Было ощущение, что мы – народ. Вы скажете, что «ощущение» – это еще не аргумент. Но когда сотни, тысячи и миллионы людей чувствуют одно и то же, это является фактом, вне зависимости от того, научен ли этот факт или нет"

Чувство общности, наверное испытывают, и сектанты в массовой оргии. Их чувства - факт. Но факт ли, то по поводу чего чувства. Представим массу народа пораженной идеей уринотерапии или, не знаю, какой-нибудь совсем безумной - вне зависимости верят в это толпы людей или нет, урина и т.п. не станет целебной если научно это не так. Были времена когда целые нации испытывали общность и были охвачены общими чувствами - например фашисткая германия ненавистью к евреям и чувством превосходства. Это позитивный момент по вашим словам, так как народ был охвачен общей хоть и ненаучной идеей. Они чувствовали что они общность и народ. И что? Иисуса, так почитаемого верующими распял народ охваченный общей идеей. Это чувство общее объединившее тогда людей. Все что тут написано дешевая демагогия, которую легко разобрать на логические нестыковки. Вы точно описали религиозный экстаз большого скопления верующих - думаю эти чувства свойствены к примеру и индусам и буддистам и т.п. в их крупные праздники, поломничества и события.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.