«Алгоритм» - единственное издательство, которое придерживается принципов свободы слова»

Директор «Алгоритма» Сергей Николаев рассказал KM.RU об истории и сегодняшем дне издательства.
- На главной странице сайта «Алгоритма» размещена информация о 20-летии издательства. Однако другие источники в интернете, в частности, та же Википедия, называют годом основания «Алгоритма» - 1996-й. Да и на том же самом вашем сайте в разделе «Об издательстве» говорится, что оно было основано в 1996 году. Так когда, все-таки?
- История вполне типичная для перестроечных времен. Два бывших физика на основе книготорговой фирмы в 1994 году решили организовать издательство. В 1995 году получили лицензию и тогда же вышли первые книги. Издатели были неопытные, но злые и жаждали торжества справедливости, поэтому издательство изначально создавалось как актуально-публицистическое, или шире нон-фикшн, т.е. никакой беллетристики.
- А как вы прокомментируете версию, что «Алгоритм» - это удавшаяся попытка Вадима Кожинова «создать своё «черносотенное издательство». Он что, вот так прямо и говорил о «черносотенном издательстве»? И какова была его истинная роль в создании «Алгоритма»?
- Через год было объединение с издательством «Чарли» (издавало собрания сочинений Костомарова, Иловайского, Татищева, Шильдера) и главным редактором издательства стал Ульяшов Павел Сергеевич (кстати, в прошлом сотрудник Литгазеты). А уже Ульяшов ввел в издательство Вадима Валериановича. Он тогда работал над своим историческим циклом, мы обсуждали его книги, книги других авторов. Кожинов порекомендовал издать Сергея Кара-Мурзу, Александра Панарина (ну какое тут черносотенство). Так складывалось издательское лицо «Алгоритма».
- Но книги Кожинова вы издаете, в том числе и о черносотенцах?
- Да, Алгоритм очень успешно издавал его исторический цикл, публицистику. Книгу Черносотенцы мы издали не первыми и уже гораздо позднее.
- А что за история у вас с книгой Геббельса и последовавшими за ней судебными процессами?
- Мы издали небольшим тиражом юношеский роман Геббельса «Михаэль». В экстремистские списках его естественно не могло быть, ведь это было первое издание на русском языке. Роман был снабжен соответствующим справочным аппаратом, комментариями специалиста.
Мы и не думали, что произведение может трактоваться как экстремистское, ведь Геббельс писал его еще, когда не состоял в НСДАП, не был никаким активистом нацистской партии, а наоборот сочувствовал коммунистам. Да и прототип главного героя романа был большевиком.
- Но это же абсурд - судить за книжку художественной прозы. Тогда и картины Гитлера надо запретить тиражировать в СМИ. Вдруг кому-то понравятся его акварели...
- Этот абсурд очевиден всем, кроме работников прокуратуры и небольшой горстки злопыхателей. Даже традиционно негативно относящиеся к «Алгоритму» люди выступили, если и не словами поддержки, то по крайней мере с указанием на явную глупость обвинения.
- А эти люди, которые с вами судятся, - кто они? Это психически больные, или выразители настроений определенной части нашего общества?
-Ситуация намного хуже. С нами судятся не люди, с нами судится выстроенная в последние годы система «борьбы с экстремизмом». И «Алгоритм» тут не единственная жертва, уже были прецеденты, когда решением суда экстремистской была признана цитата из Горького, недавно анекдот занесли в список экстремистских произведений.
- Смею предположить, что вот эти правдоискатели никого за русофобию посадить не хотели и в суд на русофобские книги не подавали...
- На самом деле с тех пор как за дело взялась вся правоохранительная система, а не сообщества «профессиональных правозащитников», под ударом оказались все. Это более экзотический случай, но огромный срок (шесть лет) получил известный русофоб Стомахин. Мне отвратительны мысли Стомахина и его политическая деятельность. Но давать за публикации срок как за убийство – это немыслимо!
- Но давайте уж будем откровенны - у вас эпатажное издательство. И дело даже не в том, что ваши книги кто-то не любит, но и в вас самих, наверное тоже. Вот вас же никто не заставлял выпускать книгу от имени группы «Pussy Riot»...
- В каждой хорошей искренней книге на общественно-политическую тему есть что-то для кого-то неприятное. Мы к этому привыкли. Но тут главное все же правда. Вот мы издали тексты, принадлежащие членам названной вами группы и их окружению, и они же потребовали их убрать - испугались правды. Системе надо бы не галдеть по поводу "дрыгоножества", а тексты их публиковать. Но кто-то был заинтересован в их пиаре?
- А на книжную выставку Non/fiction почему «Алгоритм» несколько раз не допускали?
- С определенного момента не допускают. У нас есть конспирологическая версия. Мы когда-то издали книгу «Дело «Норильский никель», в которой главным действующим лицом выступал олигарх Прохоров, он же являлся одним из спонсоров выставки «Нон-фикшн» и еще книжной ярмарки в Красноярске.
А культурными инициативами Прохорова управляли из Библиотеки иностранной литературы, в которой находились штаб-квартиры американского, британского, израильского и многих других "культурных центров". Ну, это гипотеза, как вы понимаете.
- Вы историк спецслужб. Означает ли это, что ваше издательство имеет какое-то отношение к спецслужбам? Ну, или, допустим, совместные проекты какие-то имеются? Вообще, насколько этот миф о «всесилии КГБ» имеет под собой основания? Вот я сейчас тоже задаю вам такой вопрос, следовательно, я тоже не абы кто и не просто так все это затеваю, короче, вы понимаете...
- Единственные проекты, которые у нас связаны со спецслужбами – это книжные серии, посвященные истории советской разведки. У нас хорошие творческие отношения с отдельными авторами, которые в разное время занимали разные должности в этих самых службах.
- А сами, как автор, в «Алгоритме» печатаетесь? И если да, то какие именно книги выпустили или переиздали?
- Нет, как автор в Алгоритме не печатался пока, но не исключаю такой возможности. Просто, если издавать, то что-нибудь новое, а в связи с последними событиями совершенно не хватает времени на работу.
- На украинские события «Алгоритм» как отреагировал? Может, переиздали книгу Николая Ульянова "Происхождение украинского сепаратизма" или что-то в таком роде?
- Мы выпустили несколько книг украинских публицистов, которые не приемлют той ситуации, которая складывается в стране. Это Андрей Манчук, Мирослава Бердник, Сергей Аксененко. В свет вышел и ряд изданий по новейшей истории Украины, особенно я хотел бы выделить монографию Алексея Баканова, посвященную идеологии ОУН – это единственное, не имеющее аналогов исследование такого рода.
У нас вышло впервые изданное «для широкого читателя» пособие КГБ УССР по борьбе с украинским национализмом, представляющее огромный научный интерес. Что касается Ульянова и других классических критиков «украинства», то как раз сейчас мы задумались об их переиздании.
- Чем «Алгоритм» кардинально отличается от других российских изданий? В чем его изюминка, фишка?
- Мы сейчас единственное издательство в стране, которое придерживается принципов свободы слова. Это громко звучит, но я подчеркиваю – мы единственные, других кроме нас нет, за исключением, быть может, каких-то совсем маленьких издательств, которые не играют роли на рынке и практически незаметны в крупных сетях.
Конечно, на первом месте для нас интересы бизнеса, мы все-таки коммерческое издательство. Но если у автора есть своя аудитория, если мы верим в его успех, то нам не так важно каких-именно взглядов он придерживается.
Мы готовы публиковать патриотов, коммунистов, националистов, либералов. Посмотрите наши каталоги, там авторы самые разные - от оппозиционеров до государственных чиновников. Это уже не совсем фишка – это сверхзадача!
Комментарии читателей Оставить комментарий
ОБОСНУЙ
вы как многие другие пишите так везде и всегда но никогда не говорите
как это сделать. Юридически невозможно
ничего ограничить, тем более слова и еще тем более мысли. Нужны либо совесть либо глубокое
понимание либо страх, ветвертого не дано
Замечательное издательство!
Жаль, что не все тиражи большие. Книги о ситуации на Украине очень актуальные, но малотиражные.
Реальность такова, что любая свобода для одного человека означает ограничение свободы для другого. То, что журналисты и издатели пытаются трактовать как "свободу слова" - это на самом деле и свобода клеветы, и свобода пропаганды насилия, свобода уродования классических произведений, составляющих золотой фонд культуры народа, и так далее. Не секрет, что многими журналистами под свободой слова понимается свобода перетасовки ваших слов таким образом, чтобы они выражали мнение журналиста. Любая свобода должна законодательно ограничиваться. Только тогда простые люди, для которых публикация в массовых изданиях практически недоступна по целому ряду объективных (как бы себя эти издания ни хвалили)причин смогут ощутить, что они действительно свободны от действий тех, кто пытается вторгаться в их личную жизнь, публично искажать их личное мнение и разрушать их моральные и культурные ценнсти.
все равно не поймешь..
---------------
Я обосную свою точку зрения, а ТЫ?