«У нас своя образовательная система, и нет необходимости её рушить»

15:34 14.03.2015 , Дмитрий Новиков
Здание МГУ © KM.RU, Илья Шабардин
Здание МГУ © KM.RU, Илья Шабардин

Но министерство образования занимается именно этим

Британский журнал Times Higher Education обнародовал свой рейтинг первой сотни наиболее престижных вузов мира. МГУ занял довольно высокое 25-е место.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков прокомментировал эту новость в эксклюзивном интервью порталу KM.RU.

Ориентироваться на западные оценки - значит плестись в хвосте

- МГУ и раньше входил в подобные рейтинги, он не впервые появился в сотне, но сейчас превзошел свои прошлые показатели. Конечно, подвижки вверх это повод порадоваться за наши вузы и их поздравить, но не стоит особо увлекаться рейтингами. Нет смысла считать их истиной в последней инстанции, и, на мой взгляд, будь они более объективными, то число российских вузов в сотне лучших было бы больше, чем сейчас. 

Пытаться ориентироваться на западные оценки - значит обрекать себя на то, чтобы плестись в хвосте чужих подходов, порой имеющих политический оттенок. У нас своя образовательная система, и её нет необходимости рушить, чем, на мой взгляд, занимается министерство Ливанова, утешая себя тем, что мы попадаем в международные рейтинги. В конце концов, мы способны и свой рейтинг составить! Кстати, это могли бы сделать ассоциации людей, занимающихся образовательной деятельностью, а не государственная власть.

Но по настоящему меня беспокоит совсем другое, а именно - падение уровня образования. Оно продолжается, а в это время Министерство образования проводит свой мониторинг эффективности вузов по критериям, вызывающим справедливое недовольство образовательного сообщества. Например, учитывается размер образовательных площадей. Но если вуз государственный, то государство и занимается строительством соответствующей инфраструктуры. И если её не хватает (что показывает рейтинг), то это на самом деле претензия не учебному заведению, а к государству!

Отдачу от образовательного процесса мы должны получать в нашей стране

Или, например, смотрят число иностранных студентов. Такой подход сразу ставит в неравные условия педагогические вузы. Одно дело обучать медицине или готовить инженеров, а совсем другое - педагогов. Зачем, допустим, студенту из Австралии или Голландии осваивать наши обучающие методы? Он же поедет потом к себе домой, а там совсем другие условия, другая жизнь, другой менталитет и проч.?

Еще одна важная проблема, о которой я хочу сказать, это то, что нагрузка на преподавателей растет. Это мешает им заниматься наукой, не дает времени осваивать новые методические и педагогически подходы. Рабочее время уходит на увеличивающееся число аудиторных часов и на огромное бюрократическое бумаготворчество, когда преподаватель вынужден постоянно заполнять горы разнообразнейших отчетов. 

Сейчас забавными и наивными представляются те претензии времен перестройки, которые предъявлялись к «забюрократизированности». Такого количества бумаг, как в сегодняшней России, тогда не было, и поток документов увеличивается в геометрической прогрессии.

Министерство образования и науки сейчас получило возможность успешно отчитаться о том, что его курс на повышение позиций российских вузов в мировых рейтингах дал свои результаты, и мы, дескать, молодцы. А нужно другим заниматься, конкретно - качеством самого образования. Отдачу от образовательного процесса мы тоже должны получать здесь, в нашей стране, а не думать о том, как её оценят на Западе.  

Комментарии читателей
24.03.2015, 11:05
Гость: Бегут

те же, кто бегал тогда за импортными джинсами и шмотками, а также за колбасой.

23.03.2015, 08:37
Гость: Йё

Обожаю таких авторов! Бьют в набат, трезвонят в колокола, щекочут нервы. После них так сладко спится. Ведь кто-то думает о России, значит всё хорошо.
На один вопрос только эти авторы упорно не желают отвечать: почему загнивающий Запад с его дебильной болонской системой гниёт так медленно и ароматно, что туда бегут люди со всего мира, а наша самая лучшая в мире советская система образования убила и похоронила огромную империю практически в одночасье. Видно "прогнило что-то в Датском королевстве" записных борцов за светлое будущее. "Царь то (в голове) не настоящий".

20.03.2015, 10:36
Гость: Технарь

*И 60 % всех мировых открытий-российские.*

Не 60 %, а все 99 %, и не российские, а украинские. Ага. А Архимед, Левенгук, Колумб, Шредингер и братья Райт были щирыми украинцами.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.