«Производство - это базовая вещь для развития народа»

Сегодня День знаний. Праздник начала учебного года, который отмечают по всей России. И это отличный повод поднять тему эффективности современной системы отечественного образования.
Споры о связи образования с экономическими реалиями идут много лет. Учебные программы нередко критикуют за их несоответствие требованиям жизни. А насколько обоснованы аргументы критиков?
Мы решили предоставить слово представителю промышленников, члену совета директоров компании «Ростсельмаш» Константину Бабкину.
Интересы производства надо поставить выше интересов борьбы с инфляцией
- С подготовкой и обеспеченностью кадров для промышленности у нас беда. Чтобы ее лечить, надо зайти с двух концов.
Первое: создавать условия для развития промышленности в России. Люди же видят, что происходит и не верят, что через пять-десять лет Россия начнет производить высокотехнологичные продукты: самолеты, автомобили и даже мебель и одежду.
По этой причине молодые люди не идут получать техническое образование и вообще образование, связанное с производством. Они отправляются в юристы, экономисты и чиновники. Все знают, что на этих специальностях самый большой конкурс и самое большое число студентов.
Мы в предыдущих интервью говорили о том, какие условия должны быть для промышленности. Кратко повторю: снижение налогов, поддержка экспорта, пересмотр членства России в ВТО, изменение политики Центробанка и так далее.
Надо понять, что производство - это базовая вещь для развития народа. Поэтому интересы производства и сельского хозяйства надо поставить выше интересов борьбы с инфляцией, выше имиджевых проектов.
Связь между производством и образовательными учреждениями нужно усилить
Вторая вещь - изменить саму систему образования. Сейчас доминирует такая идеология: «мы не знаем, какие профессии будут востребованы через пять лет, и поэтому мы не должны готовить специалистов в конкретных областях, а будем учить всему понемножку».
В результате система образования выпускает людей, ненужных на производстве. Таким образом, у нас чувствуется огромный недостаток специалистов в металлообработке, проектировании, в посевных технологиях и так далее. Практически в каждой производственной специальности у нас недостаток качественных молодых кадров.
А чтобы заточить систему образования под требования производства, надо собирать заявки от кампаний и на их основе Министерство образования должно ориентировать вузы на подготовку тех или иных специальностей. Связь между производством и образовательными учреждениями нужно усилить.
Например, «Ростсельмаш» столкнулся с тем, что в вузах нет учебных пособий, и никто не объясняет студентам принципы работы современной техники. Государство не уделяет никакого внимания установлению и поддержке связи между образовательными учреждениями и кампаниями, в которых специалисты потом будут работать.
Мы за свой счет поставили комбайны свыше 30 вузам по всей стране, оснастили их учебными пособиями, организовали командировки преподавателей и поездки студентов на «Ростсельмаш». Эта программа очень затратная, и охватить все университеты мы не можем.
А вот в других странах такие программы субсидируются государством. Но такой государственной политики у нас нет, и мы практически единственная компания, которая помогает университетам готовить специалистов к реалиям, в которых они будут работать. Это первоочередные вещи, и можно сделать еще миллион других вещей, но начинать нужно с этого.
Комментарии читателей Оставить комментарий
контраргументов быть не может.
За это надо ставить к стенке без суда и следствия.
А лучше провести профилактику заранее.
Маленький маркетинговый совет на будущее.
Не надо употреблять термин "отнять", если Вы считаете что то, что надо "отнять" должно принадлежать другим.
Берите пример с дедушки Ленина. Он использовал термин "вернуть".
ИМХО, вернуть собственность её законным собственникам гораздо симпатичнее чем "отнять".
Отнять - это моветон в приличном обществе, а вернуть, восстановить статус кво, совсем другое дело.
----------------
Вообще-то, я не разделяю Ваших убеждений, но симпатизирую всяким пуританам.
Мне кажется, что в ограничении потребления есть что-то святое))
Иногда даже хочется крикнуть некоторым - Хватит жрать, мать Вашу!
Идите, работайте!
дочки? Контраргумент где?
ДФМН, не путайте народ! ИТР - это не только инженеры, но и техники. На Вашем языке - лаборанты. От иного дворника пользы больше, чем от иного техника. И какая связь между инженерией и кандидатской? Термин "диссертационность" изобретен лет так 60 назад. Королев диссертаций не защищал, а Джобс вообще не имел высшего образования.
Типичный инженер сегодня получает намного больше типичного типа менеджера. Менеджерами сегодня стали называть всех подряд и количественно преобладают снабженцы, товароведы и прочие инспектора отделов кадров. Реальные управленцы получают больше среднего инженера, но их намного меньше, чем инженеров.
А "собственное любопытство" при социализме удовлетворяли не инженеры, а научные работники. Инженеры всегда работали по жестким планам. Другой вопрос, что на конце социализма инженерами стали называть всех подряд, включая тех, кто ничего родить не мог и не умел. Но от смены названия они лучше инженерить не стали.