]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Школа для элиты, элитная школа или всеобуч: каким путем пойти»

13:22 24.04.2017
, Сергей Волков
Карикатура с сайта nonirowe.edenvale.info

Профессор Сергей Волков - о возможной реформе образования в России

Попытка реализовать господствующую в общественном сознании установку на то, чтобы дать одинаковое и качественное образование всем лицам определенного возраста, на практике неизбежно будет означать лишь безнадежную попытку «пересоздать» созданное природой.

Как весьма значительная дифференциация умственных способностей, так и разнонаправленность интересов и увлечений лиц даже примерно одинакового уровня способностей есть вещи, неустранимые никакими социально-политическими и административными мерами.

Настоятельные усилия в этом направлении — что в СССР, что на определенном этапе в США и ряде западных стран - вызвали к жизни лишь эффект «всеобщей полуграмотности». То есть формальной образованности при отсутствии реально усвоенных познаний и низком уровне общей культуры.

Следует заметить, что само понятие «культурности» в сознании как современного отечественного «массового человека», так и государственной образовательной (да и всякой вообще) администрации превратилось в чисто абстрактное и приложимое к чему угодно. Поэтому, когда им приходится слышать, что культурный уровень выпускника старой русской гимназии гораздо выше, чем таковой советского вуза, они не понимают, о чем идет речь, и не верят.

Точно так же их пониманию недоступно, например, почему власти Российской Империи обеспечивали преимущества (право поступать на службу уже сразу классным чином) выпускникам гимназий с древнегреческим языком — абсолютно «непрактичным» и неприменимым в государственном делопроизводстве.

Существует образовательная модель, которая свойственна европейскому типу образования и предполагает наличие средних учебных заведений, различающихся по ориентации своих выпускников на разные сферы деятельности и, соответственно, с разным набором и объемом изучаемых предметов. В старой России, как известно, набор таких учебных заведений был исключительно многообразен: помимо основных типов (классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческое училище) существовали и многие другие учебные заведения этого уровня образования.

В настоящее время, как показывает практика других стран, вполне могли бы существовать по крайней мере три типа средних учебных заведений. Это «преимущественно гуманитарное», «преимущественно естественно-математическое» и общее. «Общее» - это то, что дает основные знания без особой специализации и не имеет целью готовить своих выпускников к поступлению в вуз того или иного профиля.

При этом советская концепция среднего образования представляет собой полную и принципиальную противоположность русской, а «единая трудовая политехническая школа» ни в коем случае не является подобием не только классической гимназии, но и русского реального училища.

Если такая концепция чему-то и преемственна в старой России, то разве что той концепции единой школы, которая выдвигалась в 70-х годах XIX в. публицистами левацкого толка в целях разрушения современной им образовательной системы. Государство, элита которого не отличается по своим культурным запросам и интеллектуальному уровню от массы населения, может управляться только крайне неэффективно, с весьма низким КПД, бездарно растрачивая природные и людские ресурсы для достижения результата.

Всякая вменяемая власть (способная оценивать, «кто есть кто») заинтересована в обновлении своей элиты за счет талантливых людей, и образовательная система, воспитывая таких в высококачественных заведениях, в принципе призвана этому способствовать.

Вместе с тем процесс обновления элиты продуктивен только в рамках такой пропорции, которая позволяет навязывать «пополнению» интеллектуальные, культурные и поведенческие стандарты высших слоев, приобщая их к соответствующей культуре. В ином же случае (оказываясь в большинстве) «пополнение» способно утвердить для всей совокупности собственные нравы, и данная культура гибнет. Именно нечто подобное имело место в СССР.

С другой стороны, дети действующей элиты (как бы ни хотелось кому-то, чтобы некоторые из них шли «к станку») в любом случае останутся в ее составе. Пребывание в элитном учебном заведении тех из них, кто не способен справиться с его программой, способно угробить само такое заведение, вынудив его понижать планку требований.

Выход видится в создании параллельно элитных заведений несколько иного рода – престижных и максимально комфортных для пребывания, но с менее сложной программой, обеспечивающей лишь общекультурный уровень.

Думается, что на фоне догматических, идеалистических, а часто вовсе безумных ожиданий и пожеланий как «общественности», так и администрации такой подход является единственно трезвым.

Следует, однако, заметить, что в условиях «всеобуча» вопрос о роли средней школы в качестве «социального лифта» вообще не стоит. Если все получают (или якобы получают) одинаковое и обязательное образование, то ни о каких образовательных преимуществах речи быть не может. Процесс дифференциации осуществляется только на уровне высшей школы, если осуществляется вообще, т.к. тенденция к «всеобщему высшему» уже, кажется, недалека от осуществления.

Темы: Школьное образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 01.05.2017, 17:35
    Гость: Роман

    Дык, приведите...
    А зоадно привидете объем документации, который был необходим с момента разработки ТЗ до момента выпуска опытной серии...
    И как и на чем эта документация размножалась...
    Привидите этапы разработки по ЕСКД, и по факту...
    В чем вопрос?
    Даже сейчас, когда все решается гораздо проще, самое простейшие изделие - это сотни страниц документации...
    Которое сейчас просто разпечатывается на принтере...
    Будете утверждать, что она сама собой родится?
    Смею утверждать, что это Вы не в курсе, что значит "подлинник", "оригинал", "копия", к каким из вышеперечисленных типов нужно отнести жаргонизмы "ватман", "калька", "синька"...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 30.04.2017, 17:17
    Гость: Йьё

    Исходя из вышеизложенного(ниженаписанного), на вопрос: "А делать-то что?" - простого ответа не будет. В чём действительно автор прав, так это в том, что учебных заведений должно быть много разных, ориентированных на разных людей. В том числе и для элиты. Каждое со своей программой обучения и уровнем требований. Но уже с этого факта начинается "прожект" в духе утопии. Во-первых, это такие деньги, что для осуществления проекта российской элите придётся отказаться от воровства. Во-вторых, квалифицированных учителей должно быть в разы больше, чем сейчас и все они должны быть госслужащими. И в третьих, как по вашему, зачем в начале 90-ых была уничтожена система профориентации? Уж наверное не за тем, чтобы вы могли построить хорошую систему образования, пусть и для одной элиты. Единственное реальное предложение на сегодняшний день (и думаю колониальные власти меня поддержат): а давайте считать элитой только людей с британскими и американскими дипломами! Столько вопросов сразу отпадёт.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 30.04.2017, 16:39
    Гость: Йьё

    Перечитал всё ещё раз. Печально. Наука в рассуждениях явно не присутствует. Откройте учебник Этологии, почитайте. Единственный метод обучения, дающий почти 100%-ый эффект - сегрегация по набору психофизиологических характеристик. Одна из лучших систем обучения сейчас - в Индии. Индийцы занимают верхние строчки всех рейтингов научно-технического персонала в мире. Потому что там существует не только кастовое и сословное деление, но и по способности учиться. Можешь - тебе все возможности, не можешь - иди поддерживай высокое место Индии по уровню нищеты. Нам эта система не подойдёт, банально численности населения не хватит так разбрасываться. Нам больше подходит дифференциация "От каждого по способностям, каждому по труду." Но ввести её невозможно, потому что общество УЖЕ дифференцировано. По сословиям. И если в правлении чего-нибудь сидит "дуб дубом", а улицу метёт гений, поменять их местами вам никто не позволит. Остаётся только система социальных лифтов типа "служилое дворянство". Она не так эффективна, но тем не менее отбор там качественный и уже не раз она вытягивала Россию из самой глубокой зад.... Но... Для её применения страной должны управлять национальные, а не колониальные интересы. Сейчас колониальная администрация за этим строго следит и в "служилые" попадают только нужные люди. А если уследить не получается, то людей на "службу" берут чтобы контролировать и нейтрализовать. Посмотрите на Госдуму. Там много депутатов, которые когда то были хорошими, умными людьми.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 29.04.2017, 17:49
    Гость: Йьё

    Извините, конечно, что текст получился такой загадочный. На точную формулировку мыслей нужно очень много времени. Мысль там простая. Наша система образования рассчитана на удержание страны на низком уровне конкурентоспособности. Причём для этого нашим властям даже напрягаться не нужно. Достаточно просто НЕ ПРИЛАГАТЬ усилия в нужном направлении. И всё самое плохое для страны феодально-бюрократическая система сделает сама в рабочем порядке. Второе Начало Термодинамики: "Бардак приходит сам собою, порядок нужно наводить".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 29.04.2017, 04:43
    Гость: Ясно, в стройбате служил.

    Стройматериалами социализм не позволял приторговывать.
    Когда умер Брежнев в нормальных в/ч л/с на ушах стоял - какой там "гудёжь".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (207)
]]>
]]>
Выбор читателей
Могут и должны
Трамп заявил о планах устроить России «маленький сюрприз»
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В России предложили повысить транспортный налог для машин старше 15 лет
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Оргазм Нострадамуса «Ехали по тракту с бубенцами 8.02.2001»
ОтQRкодить всех!
«Так и страна развалится, не заметим как»: QR-коды в транспорте и магазинах станут суровой реальностью?
Рецензия на фильм «Сент-Экзюпери»: почта важнее жизни
Громыка «20 000 лет под водой»
Александр Ф. Скляр ответил на санкции Запада
KOFE «Ты не узнаешь» (интернет-сингл)
Дельфин, 22 июля, арт-кластер «Красный Октябрь»
Мара припечатала предателей, уехавших в Грузию на самокате
О перспективах «либерально-олигархического» переворота в России
Альбина Джанабаева: «Женщина расцветает, когда любит!»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.