Игумения Феофила (Лепешинская): «Я вынесла сор из избы»
Игумения Феофила (Лепешинская)
Матушка Феофила — энциклопедически образованный человек. В монастыре, которым она руководит, помимо обширного хозяйства и шести десятков кошек, есть роскошная библиотека, состоящая из 7000 томов. Каждую книгу игумения отбирала собственноручно. Диапазон изданий поражает: нижний ярус книгохранилища целиком отведен под православную литературу, а на втором — сугубо светские произведения. Наряду со святоотеческими творениями здесь можно запросто встретить труды таких далеких от Церкви авторов, как Петр Чаадаев и Ролан Барт.
Интерьер монастырской библиотеки
Сама себя игумения Феофила писательницей не считает. Имея за плечами журналистское образование, она привыкла высказываться только на те темы, в основу которых априори заложен конфликт. Первая книга матушки «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании» написана как отклик на факты об уничижительном отношении некоторых церковных деятелей к воцерковленным женщинам. Когда настоятельница размышляет на какую-то волнующую ее тему, она всегда перечитывает Евангелие, обращая внимание на отношение Христа к этой проблеме. Так было и при работе над книгой «Дерзай, дщерь!», причем ни одного случая пренебрежения Иисуса к своим собеседницам ей обнаружить не удалось. Мало того, тайну своего Призвания Господь впервые открыл именно самарянке — представительнице презренного для правоверных иудеев народа!
Здание монстырской библиотеки и домового храма преподобного Сергия Радонежского
Книга «Плач третьей птицы» основывается на горьком опыте игумении Феофилы. В свое время ее изгнали из одного из монастырей — вместе с несколькими другими послушницами. Трудно поверить, но впоследствии каждая из них стала настоятельницей какой-либо обители. Тема излишне суровых порядков в наших обителях, увы, не нова. Истоки этой проблемы матушка видит в отсутствии преемственности церковной традиции, которая прерывалась на 70 лет всеобщего безбожия. В этот период на территории России не было ни одного женского монастыря. Поэтому не стоит удивляться, что когда они стали возобновляться в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, нередко в их главе поставлялись случайные люди.
Монастырский котик
Книгу «Плач третьей птицы» критики нередко ставят в один ряд с сочинением «Исповедь одной послушницы» Марии Кикоть. Разница лишь в том, что последняя, в отличие от матушки, покинув стены ненавистного монастыря, полностью разочаровалась и в религии. Матушка Феофила тонко подмечает, что раз такое с Марией случилось, значит к вере по-настоящему она никогда и не приходила. Да зачем надо было мучить себя целых семь лет в монастыре, тогда как все плюсы и минусы любого коллектива человеку становятся очевидными в течение года.
Монастырский котик
«Я вынесла сор из избы», - говорит Игумения Феофила о замысле книги «Плач третьей птицы». При этом она признается, что ни за что бы не ушла из монастыря по собственной воле, предпочитая терпеть и смиряться ради спасения души. Да и гонения на Церковь, по мнению матушки, полезны, потому что только в их горниле выковывается подлинное богословие. Размышляя о состоянии современного Православия, она заметила, что «практикующих верующих» в России всего 2% (именно столько посещают храмы на Пасху). Да и то многие из них имеют настолько дремучие представления, что матушка поостереглась бы называть их христианами. К тому же не надо забывать, что до смертного часа о вере любого человека вообще невозможно судить компетентно.
Храм Рождества Богородицы
Постоянные медийные атаки на Патриарха Кирилла игумения Феофила объясняет тотальным человеческим невежеством. Вопиющая людская необразованность формирует и неправильные представления о монашестве. Главным заблуждением в этой сфере матушка считает убеждение, что в инокини девушки подаются от несчастной любви. За опровержениями далеко ходить не надо. Экскурсию для журналистов, приехавших в Барятино на презентацию книги «Плач третьей птицы», провела молодая монахиня с ясным взором и отменным чувством юмора. На вопрос, был ли у нее к моменту ухода от мира молодой человек, она ответила, что слишком была увлечена для этого учебой на художника по керамике. Поехав студенткой на три месяца в Оптину пустынь, она приняла в итоге решение о постриге. В Богородице-Рождественской обители сестра уже 11 лет. Помимо проведения экскурсий, пишет иконы, заведует монастырской котельной.
Иконы кисти нашего гида в домовом храме преподобного Сергия
Круг обязанностей нашего гида опровергает еще одно обывательское заблуждение о том, что в монастырях жить очень легко. Каждая насельница Богородице-Роджественской пустыни имеет по 3-4 послушания, среди которых – приготовление пищи, уборка территории, уход за огородом, коровами и козами. Особая статья – многочисленные кошки, буквально наводнившие монастырь. Оказавшись в Барятино, матушка Феофила столкнулась с жестокой местной традицией закапывать в землю «ненужных» котят живьем. Монахини принялись спасать несчастных зверей, но тут появилась другая проблема: кошек начали подбрасывать в монастырь в огромных количествах – несмотря на грозные объявления о том, что это грех. Сейчас в пустыни порядка шестидесяти «мурлык», многие из которых ждут-не дождутся своих новых потеницальных хозяев.
Храм Рождества Богородицы
Хлопот у монахинь хватает, так что игумения Феофила не желает делать пустынь проходным двором. Конечно, если паломники нагрянут сюда без предупреждения, их никто не выгонит, но приезд сюда организованных групп богомольцев на автобусах на поток не поставлен. Как и многие обители такого рода, монастырь остро нуждается в материальной помощи (одно содержание такой кошачьей оравы чего стоит!). Так что сестры будут рады любой посильной помощи.
Фото © KM.RU, Денис Ступников
Комментарии читателей Оставить комментарий
Очень духовная и мудрая матушка, её книги имею дух смирения и мудрости и будут долго ещё актуальны для современного монашества!!!!
Спаси вас Господи за ваши книги и молитвы.
Прочла книжицу игумении. Фигура мутная, православием там и не пахнет. Несчастные монахини.
Ну да. Надо оставить кошечек умирать. И создавать цепь церковно приходских школ. А котят пусть в землю живыми закапывают. От того, что Вы школы создадите, ничего не изменится. Я сама в церковь 20 лет хожу, и вижу столько всего, что веру теряю. До революции были приходские школы, и эти же воспитанники школ и сделали революцию. Накопление богатств, равнодушие священства никто не отменял
Творить добро - дело Божье! Слава Богу за все. России нужно воцерковляться. Народ дремуч. Не верует в большей массе своей. Но это временно. Генетика сильнее запретов на религию. А история восстанавливает справедливость. Нужно православное образование.
РПЦ могла бы создать сеть церковно-приходских школ в стране с альтернативным образованием в России. Сеть училищ и православных институтов. России нужны новые граждане, совестливые, верующие, государственники, новые люди, новый народ.
И те и другие заведения могли бы давать приличное образование, подтвержденные атестатами и дипломами эквивалентными уровню знаний светских школ.
А с кошечками - лучше организовать кошачий приют отдельно от монастыря.
Монастырь хоть мужской, хоть женский - он для спасения души человека.
Любое пристрастие к чему либо, а к кошечкам в особенности - вредит делу спасения. И цели меняются, а с ними и здравый смысл - средства поломников на поддержания кошечек а не монастыря - это нонсенс. Все мы любим братьев наших меньших, но Бога любим больше. Это заповедь, ее нельзя нарушать. Бог - ревнив.
Наркомана,алкаголика,прочих,не возможно сделать нормальными людьми.Это навсегда.
Умный ,достойный человек ни когда не будет нарком ,или алкашом!
------
Но всё равно считаю,что Вы МОЛОДЕЦ!
Каждый делает добро по своему.Вернее-далеко не каждый,а очень немногие.К сожалению.
Пусть хоть скамеечку сделает во дворе старушкам.
------
Мы помогаем не только котейкам.
Но и детдомам.
Есть даже Благодарность от президента за подаренную большую библиотеку.