23 февраля: сохранить, отменить или усилить Мономахом?
23 февраля наша страна празднует День защитника Отечества. Но вокруг даты этого праздника в нашем обществе давно уже идет полемика. Сегодня этому празднику почему-то придан статус «всеобщего мужского дня» (видимо, в противовес 8 марта), а в качестве «защитников Отечества» чествуют и тех, кто в армии не служил и не собирается этого делать.
Московская пролетарская стрелковая дивизия на параде на Красной площади. 1930-е годы. Фото с сайта megabook.ru
Безусловно, Россия с ее богатейшей ратной историей и воинскими традициями должна иметь в своем календаре праздник, посвященный тем, кто действительно защищал ее на протяжении многих столетий и кто сегодня стоит на страже ее рубежей. Но, заявляют оппоненты 23 февраля, неужели в славной военной истории России нет более достойного увековечивания события, нежели та взбучка, которую большевики получили от немецких частей?
Сам декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной армии был издан большевистским Советом народных комиссаров еще 15 января по старому стилю (28 января по новому стилю). Армия формировалась из добровольцев, при этом в Красной гвардии первоначально сохранялась и традиция выбора командиров личным составом. Такой армии было поначалу достаточно для борьбы с теми, кого сам Ленин называл «бандами юнкеров и буржуйчиков». Но тут о себе напомнили войска германского кайзера Вильгельма: ведь, несмотря на все наши революции, Первую мировую войну еще никто не прекращал.
18 февраля немцы перешли в наступление, а Антанта требовала от Троцкого продолжать войну против Германии вместе с союзными войсками, и даже предложила помощь для этого. Иначе капитуляция России означала бы резкое укрепление Германии за счет русского снабжения, а это оттягивало победу Антанты.
23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности», а также «Воззвание Военного главнокомандующего» Н.Крыленко, которое заканчивалось словами: «Все к оружию. Все на защиту революции. Поголовная мобилизация для рытья окопов и высылка окопных отрядов поручается советам с назначением ответственных комиссаров с неограниченными полномочиями для каждого отряда». Мобилизация, однако, не принесла ожидаемых результатов, и в ночь на 24 февраля Совет народных комиссаров был вынужден принять германский ультиматум.
В результате 3 марта Советская Россия подписала Брестский мир, полностью на немецких условиях. Сам Владимир Ильич характеризовал этот мирный договор как «похабный».
В январе 1919 года, однако, председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский отправляет во ВЦИК предложение отпраздновать годовщину РККА 28 января (напоминаем, речь идет о дне основания РККА). Вопрос этот долго ходил по инстанциям, да и вообще в начале 1919 года большевикам было не до праздников.
И только по окончании гражданской войны победившие большевики решили наконец установить официальный праздник дня рождения своей армии. И 5 февраля 1923 года наркомвоенмор и председатель Реввоенсовета Лев Троцкий издал приказ, учреждающий праздник Дня Красной армии и флота. В приказе говорилось: «23 февраля 1918 года под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооруженной силы».
Спустя 10 лет один из злейших врагов Троцкого (ставший преемником на его должностях) Клим Ворошилов в своей статье, посвященной 15-летней годовщине РККА, сделал достаточно откровенное признание: «Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами».
Впрочем, такие простодушные трактовки событий, признанных важнейшими вехами эпохи, высшее советское руководство уже не устраивали. В дело вмешался сам товарищ Сталин. Лично редактируя «Краткий курс истории ВКП(б)», он изложил историю событий следующим образом: «В ответ на брошенный партией и Советским правительством клич «Социалистическое отечество в опасности!» рабочий класс ответил усиленным формированием частей Красной армии. Молодые отряды новой армии — армии революционного народа — героически отражали натиск вооруженного до зубов германского хищника. Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма — 23 февраля — стал днем рождения молодой Красной армии».
Сталин сам был очевидцем и участником тех событий и отлично знал, что ничего героического красные отряды тогда не совершили. Скорее наоборот: например, Дыбенко за оставление Нарвы, комендантом которой его назначили, был снят с поста наркомвоенмора и исключен из партии. Однако Сталин резонно рассуждал, что молодой Стране Советов необходима своя национальная победная мифология.
Позже, уже в годы войны, Сталин еще более усилил мажорность легенды о рождении Красной армии. В приказе Верховного главнокомандующего от 23 февраля 1942 года отмечалось: «Молодые отряды Красной армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля 1918 года был объявлен днем рождения Красной армии».
Конечно, это было неправдой. Но что вы хотите? В разгар ожесточенной войны, в начале тяжелейшего 1942 года, после всех потерь и неудач, когда войне и края не видно, что еще мог сказать Верховный? Начать «жить не по лжи», раскрыть «белые пятна», призвать к «покаянию», устроить тот стриптиз с самобичеванием, который мы лицезрели на рубеже 1980-90-х?
Кстати, после Сталина его трактовка событий вышла из официального употребления. В советских учебниках истории стали просто указывать, что 23 февраля 1918 года, после обнародования декрета «Социалистическое отечество в опасности!», вырос приток добровольцев в Красную армию. Что, кстати, не так уж и противоречит действительному развитию событий.
Снова миф о якобы разбитых под Псковом и Нарвой кайзеровских войсках возродился, как это ни парадоксально, в президентство Бориса Ельцина. В 1995 году был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Среди них был и значился и 23 февраля — как «День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) — День защитников Отечества». Только в 2007 году законодатели поправили текст закона, выкинув упоминание о кайзеровских войсках.
Так что же? Согласиться с публицистами (как либеральными, так и правоконсервативными), что этот день календаря — никакой не праздник, а чуть ли не день позора? Нет уж, почтенные господа! Кто бы и какими мотивами ни руководствовался, учреждая день 23 февраля, он уже сам по себе, в силу девяти десятилетий своего существования, стал частью нашей общественной жизни. Частью истории нашего Отечества!
Это - день нашей армии, которая все эти годы защищала страну, разгромила ее сильнейших врагов, обеспечила мирное небо для сегодняшних поколений. В этой армии служили наши деды, отцы, братья, друзья, мы сами. Почти все существующие воинские части Российской армии генетически происходят из армии Советской. Это - наша армия, армия нашей страны, нашего народа — со всеми нашими достоинствами и недостатками. И празднование 23 февраля стало уже заслуженной традицией — и для самой армии, и для нашего народа.
А чтобы нестыковки и выдумки не смущали, можно вспомнить другую, вполне достойную историческую привязку. Как утверждают историки, в 20-х числах февраля 1111 года по инициативе князя Владимира Мономаха начался общерусский поход почти всех княжений Руси на половецкие орды, которые к тому времени уже полвека терзали Русь. Поход этот завершился беспрецедентным разгромом половцев, из уцелевших часть вообще откочевала в Грузию и Хорезм — подальше от русских рубежей. И почти 30 лет потом половцы не смели прийти с войной на русские земли.
Комментарии читателей Оставить комментарий
вариться в собственном соку».
Подобным образом высказался и Ллойд Джордж: «… традиции и жизненные интересы Англии требуют разрушения Российской империи, чтобы обезопасить английское господство в Индии и реализовать английские интересы в Закавказье и передней Азии». Позже Ллойд Джордж пояснит, что целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более вопросом спорным, что они «борются за Единую Россию... Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании... Один из наших великих людей, лорд Биконсфильд (Дизраэли), видел в огромной, могучей и великой России, катящейся подобно глетчеру по направлению к Персии, Афганистану и Индии, самую грозную опасность для Великобританской империи...»
14.03.18 Троцкий назначен главнокомандующим Красной армии и поставлен перед необходимостью преобразовать ее в опору власти Советов. В то время Красная Армия состояла из стихийно сложившихся разного рода, зачастую анархистского, полупартизанских отрядов солдат и матросов, вчерашних крестьян, которые были в возторге от рев.власти своей силы и, как и крестьяне в деревнях, грабили и мстили своим «царским обидчикам», в 1-ю очередь офицерам. – И чем их «боевая» деятельность отличалась от карательной?
Один из современников Троцкого заявил, что в качестве наркомвоенмора тот «нащупал свою настоящую профессию: …неумолимая логика (принявшая форму военной дисциплины), железная решительность и непреклонная воля, не останавливавшаяся ни перед какими
ВЦИК. На котором «116 голосами против 85 и 26 воздержавшихся, заседание утвердило предложенную большевиками резолюцию о принятии немецких условий мира». Ленин озвучил новое обоснование Брестского мира, несущего «передышку» перед будущей «рев.войной».
Но по этому заседанию нет никаких документов. Ни списков членов ВЦИК, ни материалов по голосованию. Отчего решение по разделу России «борцы за ее свободу» провели столь безответственно?
03.03.18 подписан Брестский мир. Под «самоопределение» попали Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Крым, Украина, Закавказье и отторгались от России. Разоружался и выдавался немцам флот. На Россию налагалась выплата 7 млрд. марок.
Людендорф (1865-1937, начштаба Восточного фронта, затем 1-й генерал-квартирмейстер штаба верховного командования – руководил всеми вооруженными силами, в 1923 возглавил с Гитлером путч в Мюнхене.) подчеркивал: «Мы охотно пошли навстречу в вопросе об осуществлении права на самоопределение народов... Мы только требовали, чтобы опрос населения был произведен при условии расположения наших войск в этих областях».
Ликование от поражения России в войне было всеобщим.
Посол Англии в Париже лорд Берти в своем дневнике отметил: «Нет больше России. Она распалась, и исчез идол в лице Императора и религии, который связывал разные нации православной верой. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией на востоке, то есть в Финляндии, Польше, Украине и т.д., сколько бы их удалось
завершил переговоры, в попытке провозгласить выжидательное,
а значит, спасительное для новой власти «ни мира, ни войны: договора не подписываем, войну прекращаем, а (старую) армию демобилизуем». Возрождение Русской императорской армии для большевиков было чревато потерей власти, а для создания новой, Красной армии требовалось время, знание и умение, которых у поимевших власть не было, ведь «крушить – не создавать». Чем и возпользовалась Германия, перейдя 22.02.18 в наступление. Немцы заняли Эстонию, взяли Псков, никакие героические красноармейцы их не останавливали. Красная «гвардия», состоящая из любителей легкой наживы, для боевых действий не годилась – разбегалась с приближением неприятеля. Побежали и матросы-анархисты Дыбенко, направленные на фронт с приказом(!) нанести контрудар. По признанию матросского вожака, они без оглядки драпали до Гатчины. Там погрузились в вагоны и рванули… Перехватили их только под Самарой.
Немцам хватило несколько дивизий, чтобы подвести Ленина и его власть к неразрешимости, а ведь еще в 1916 Русское дело шло к разгрому Австро-Венгрии и Германии с возвращением России Босфора и Дарданелл. И на то время Россия не ведала голода и не вводила военное положение, в отличие от издыхающих в перенапряжении Австро-Венгрии и Германии. Но рев.переустройство Керенского и Ленина уничтожили былую мощь.
И Ленину ничего не остается, как требовать принятия германских условий. Но его почти никто не поддержал, а Совнарком был при смерти. Тогда Ильич предпринимает
заручились поддержкой нацменьшинств. Но иметь право вовсе не означает, в конечном итоге, возможность его осуществить, как пример – силовое возвращение Украины и Закавказья, польский поход Тухачевского.
15.01.18 Ленин подписывает декрет СНК о создании Красной армии.
Вильгельмом ІІ позднее изложил цель Германии на переговорах в Бресте: «Обязанностью Германии является играть роль полисмена на Украине, в Ливонии, Эстонии, Литве и Финляндии», что, по сути, означало управление ими.
Цепочка обладания выстраивалась так.
1-м шагом должны были стать декларации «подлинного выражения народного мнения» о национальном самоутверждении этих частей России.
2-м – дать международную известность обращениям за помощью областей России, которые Германия намеревалась провозгласить «независимыми». Гинденбург определил срок: «Просьбы о помощи должны поступить до 18 февраля».
3-м – должно было стать признание мировым общественным мнением данной политики Германии, для этого поход против большевистской России необходимо было подать, как антикоммунистическую «полицейскую операцию», направленную на благо всего человечества.
УНР объявила о независимости Украины 24.01.18, которую тут же признала Германия. Разплата пришла через 2 недели – УНР подписала мирный договор с Центральными державами – Украинский Брестский мир. Согласно ему Украина должна была в 1-й пол. 1918 поставить в Германию и Австро-Венгрию 60 млн пуд. хлеба, 2,75 млн пуд. мяса, 400 млн шт. яиц другие сельхозтовары и пром.сырье.
11.02.18 Троцкий
А здесь впору вспомнить Ленина, еще 17.10.14 он предусмотрительно указывал: «В ближайшем будущем наименьшим злом (конечно, со швейцарских Альп виднее) явилось бы поражение царизма в войне... Главное в нашей работе (кропотливой, неустанной и, возможно, продолжительной) – попытаться превратить эту войну в войну гражданскую... Мы должны дать ситуации созреть и систематически подталкивать ее к созреванию... Мы не можем ни обещать, ни декретировать гражданскую войну, но наша задача работать — столько, сколько понадобится, — в этом направлении».
Именно в этом смысле, в январе 1918, уже упомянутый Крыленко заявлял на III съезде Советов: «Красная армия в 1-ю очередь предназначена для войн внутренних(!)».
Оно и понятно, заводы останавливались, лишенные сырья и топлива, – рабочие выражали недовольство. – Россией правил иудейский произвол, одна из главных целей революции была достигнута. Осталось схлестнуть русских в животном стремлении поиметь и править их взаимной резней.
Тут еще и раззадоренные революционной вседозволенностью финны, ляхи, новоявленные украинцы и прибалтийские тигры, чуя легкую добычу (как и после нынешней, либеральной революции), изготовились к прыжку. Разтравив жирными посулами в рев.борьбе на окраинах национализм и не имея, как таковой, силы и власти, иудеям поневоле пришлось с ним считаться, отсюда и «Декларация прав народов России», принятая 15.11.17 и дававшая право «на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».