]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Царское образование» от спикера Володина: разбираем плюсы и минусы

19:18 19.06.2022
Фото: Wikimedia Commons

Если слепо повторять старые приёмы, то вновь придём к тому, что образование будет уделом избранных, а в России окажется 80 процентов неграмотных граждан, которые вместо подписи на документах ставили крестик

Спикер Госдумы Вячеслав Володин на днях заявил, что советскую систему образования уже не вернуть, а вот к опыту царских времен стоит обратиться. Разбираемся, о каких именно моментах дореволюционного образования может идти речь, и что ждет школьников и студентов в ближайшем будущем.

Потребность обращения к делам давно минувших дней Володин объясняет тем, что в ту пору было большое количество выдающихся учёных. Но что из себя представляла царская система образования? Разобраться в этом не так уж и просто. Еще сложнее понять, какие ее элементы собираются возродить чиновники. 

Система образования, которой нет


Сейчас всё просто: 4 года начальной школы, потом 5 лет средней школы, после которых ученик выбирает либо доучиться ещё 2 года, а дальше выбрать вуз, либо идти сразу получать среднее специальное образование, после которого потом тоже можно получить высшее.

В дореволюционной России всё было куда сложнее. Попасть можно было или в одноклассную начальную школу (1 класс – это 3 года обучения), или в двуклассную начальную школу (1 класс – это 2 или 3 года обучения) с упором на изучение «закона Божьего». После начальной школы уже можно было поступать в профессиональное училище. Только в вуз, имея профессиональное образование уже не попадёшь и, например, госслужащим не станешь. Такая система позволяла сохранять классовое разделение населения и ограничивала отток квалифицированных мастеров.

Может это и есть цель грядущих реформ? Или, может быть, уровень доступности образования времен царской России чиновники захотят вернуть? В 1913 году в России было 140 тыс. школ, а в 2020 году – только 135 тыс. школ. Но директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ, федеральный эксперт Приоритетного национального проекта «Образование» Татьяна Абанкина уверена, что дореволюционная система – не лучший пример для подражания в вопросе доступности образования:

«Система образования в Российской империи характеризовалась очень низким охватом населения. Население, охваченное образованием сверх уровня церковно-приходской школы, составляло не более 18% - речь идет о тех, кто учился в университетах и реальных училищах. В дореволюционной России был целый ряд дискриминируемых категорий, в том числе по национальному признаку, которые не были допущены к высшему образованию. В то же время действительно были очень сильные университеты, хотя их было очень мало. Не более 9-10 университетов».

Образование отличалось в дореволюционной России строгостью, в том числе в школах применялись телесные наказания вплоть до революции, притом что во всех европейских странах это уже считалось унижением достоинства человека. При этом атмосфера в учебных заведениях напоминала монастырскую или военную, и знаменитые «Очерки бурсы» Помяловского свидетельствует о том, насколько сложные там были отношения с дедовщиной и всем прочим.

Однако эксперт обращает внимание на то, что в старой системе можно позаимствовать подход к среднему специальному образованию:

«По профессионально-техническому образованию (реальному, как тогда говорили) были заметные успехи, на их основе были потом сделаны стандарты, и в том числе поддерживались научные школы, которые и дали определенные результаты».

Советник при ректорате МПГУ Евгений Спицын к идее заимствований из царской системы образования относится с изрядной долей скептицизма, утверждая, что в дореволюционной России окончательно сформировавшейся системы в принципе не было. А великие учёные появлялись благодаря своим талантам. Не в пример советская система образования:

«Когда господин Володин делает подобные заявления, за него немножко стыдно. Слово «немножко» я беру в кавычки, потому что на самом деле «множко». В царской России действительно были великие ученые. И Бехтерев, и Менделеев, и Столетов, и целый ряд других. Но это были единицы в прямом смысле. Система образования царской России, особенно начального и среднего, как таковая отсутствовала. И куда больше выдающихся ученых, создателей целых научных направлений, дала советская власть».

Если слепо повторять старые приёмы, то вновь придём к тому, что образование будет уделом избранных, а в России окажется 80 процентов неграмотных граждан, которые вместо подписи на документах ставили крестик (именно столько и было в 1917 году). Тем более, что популярные соцсети с видеороликами помогут неграмотным людям получать информацию без необходимости уметь читать и писать…

Патриотизм и веру – в основу образования


Продолжаем разбираться, какие именно черты дореволюционного образования могли привлечь спикера парламента. Вот мнение его коллеги, вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова:

«Дореволюционная образовательная система представляла собой сплав образования, основанного на православии или, если угодно – на вере в целом в тех регионах, где было распространено мусульманство. Всё это подкреплялось традиционной системой воспитания, общественными традициями и системным комплексом знаний уже европейской педагогики, которая уже обретала популярность в России. Воспитание и образование, основанное на вековых традициях и патриотизме, красной линией проходило по всем ступеням образования: от дошкольного до высшей школы. Плюс кадетские корпуса, военные заведения, институт благородных девиц ‒ все внедряемые там реформы приводили к определённому единому стандарту образования в России. Мы не можем идти полностью назад. Но мы должны принять Акт исторического примирения, который позволит нам принять все периоды нашей истории в сфере образования».

Увлечение религией и православием в школах уже прослеживается довольно явно. Патриарх Кирилл недавно заявлял, что церковь должна больше работать с системой образования, чтобы детям преподавали основы православия, а с 1 сентября 2022 года ученики будут каждый понедельник начинать с пения гимна, поднятия государственного флага. Ещё в начальной школе ввели новый предмет – «Основы религии и светской этики». Движение в сторону традиций более чем вековой давности очевидно.

Недоступное советское финансирование


Евгений Спицын уверен, что для появления выдающихся учёных куда важнее обратить внимание не на царский, а на советский опыт развития науки. И в первую очередь на финансирование школ и вузов:

«Главное отличие советской системы от царской заключается в том, что наука была одним из приоритетов власти, который финансировался не по остаточному принципу, а очень достойно. Советские ученые в прямом смысле были элитой советского общества, и в годы советской власти мы стали первой в мире страной, в которой обеспечили всеобщее не только начальное, среднее, но и среднее специальное и высшее образование».

В СССР действительно на образование не скупились. В 50-х годах ХХ века на эти цели тратили более 7% ВВП. Это значительно больше, чем было в США (4%). Но уже к 70-м годам положение в рейтинге стран изменилось: США разогнали расходы до 9,2% ВВП, а СССР чуть снизил до 6,9%. С современной Россией не сравнить. Из федерального бюджета на 2022–2024 годы на образование будут выделять только 0,9% ВВП. Конечно, есть ещё другие источники финансирования – региональные и местные бюджеты, но кардинально картину они не меняют. По оценке Всемирного банка, Россия находится на 120 месте в мире по совокупному уровню расходов на образование с 3,7% ВВП. Чуть ниже Мали, Египта и Кувейта, но чуть выше Тувалу и Перу. Фактические значения в 2022 году могут оказаться получше, но лишь потому, что ВВП России в 2022 году должен упасть по самым оптимистичным оценкам ЦБ РФ на 7,5%, а по прогнозу Всемирного банка – на 8,9%.

Гибкое образование будущего


Увеличение финансирования образования и науки в несколько раз – это, очевидно, утопия. Но есть надежда, что пением гимнов с религиозным образованием в начальной школе реформы не закончатся – считает декан экономического факультета РУДН Юрий Мосейкин. Трендом грядущих лет может быть вариативность получения образования. Как в начальной школе дореволюционной России, только переложенная на новый лад с отступлением от Болонской системы, которая делит высшее образование на четырёхлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру:

«Возврата к старому не будет, потому что сейчас у нас совершенно новые технологии и подходы. Поэтому, мне кажется, будет попытка создать некий микст, который будет сопряжен с определенной свободой университетов и правом выбора того или иного подхода. На чем могут быть акцентированы реформы – это активизация специалитета, это модернизация Болонской системы и введение новых специальностей. По какому пути, мне кажется, пойдет реформа – это переход от модели 4 плюс 2 к модели с большей градацией – 2 плюс 2 плюс 2. Об этом и Путин в свое время говорил не так давно. Имеется в виду, что после поступления студент не идет сразу осознанно на какую-то узкую специализацию, а идет в первые два года на общее базовое обучение по комплексу фундаментальных дисциплин, которые формируют общее направление. А после 2 лет обучения они будут выбирать себе направление. И будет третья ступень – следующие два – где будет еще более узкая специализация, что сегодня у нас идет как магистратура. Что это дает? Это дает возможность студентам самим определять свою образовательную траекторию и специализироваться более гибко на старших курсах. Ведь в чем недостаток специалитета? Что в нем на 5 лет зафиксирована одна образовательная траектория и определенный набор компетенций. Но мы живем в бурно меняющемся мире, и поступив на первый курс, может случиться так, что те компетенции, к которым мы готовимся и собираемся получить через 5 лет – они окажутся невостребованными».

Подходить к возрождению старых принципов нужно очень осторожно. Если ринуться претворять в жизнь слова Володина ради галочки, как, увы, часто поступают наши чиновники, не вникая в суть вопроса, то можно дойти до церковно-приходских школ и возможности поступления в университет только по завершению какой-нибудь элитной «Газпром школы» или какого-то ограниченного круга ведомственных учреждений. В этом случае в России тоже смогут появляться учёные с мировым именем, но вероятность такого события будет ничтожно мала.

Автор: Виктория Павлова

Темы: Образование в России, История Российской империи
Источник: Новые Известия
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 23.06.2022, 16:25
    Гость: Поручик в отставке

    Владимир Ульянов был вполне себе самостоятельным мальчиком и сам себе зарабатывал на проживание за границей.
    ===
    Интересно чем? Просветите! В "Ленин без ретуши" приводятся письма Вовика к матери с просьбой прислать денег. О своих трудовых подвигах он скромно умалчивал.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 23.06.2022, 11:51
    Гость: Однако

    Сейчас немного студентов того времени осталось, способных возразить Владу. Я один из них, закончил вуз в 70 году. Даю расклад своей "беззаботной" жизни:
    + 35 рублей стипендии (отличнику 45), но "степан" бывал и меньше в некоторых вузах, или его могло и не быть за пропуски без уважительной причины (8 акдемических часов) или учёбу на 3 балла; + мама присылала 20 рублей; + 10 рублей грузчиком на колхозном рынке иногда, работать постоянно почему-то разрешалось только тем, кто получил трудовую книжку до института. Таким образом, общий доход около 65-70 рублей месяц. На что тратил?
    Общага 2.59 в месяц, питание от 1 рубля до 1.50 в день; проездной билет на трамвай (не помню сколько); поход в шашлычную сразу после стипендии, поход в пирожковую на следующей неделе, на 3 неделе - плитка шоколада "золотой якорь" + 1-2 чашки кофе в кафе, на 4 неделе бутылка молока с батоном и чай с вареньем и сухариками из дома. Если зэкономить можно было ходить на танцы, в театр или на свидании с девушкой покататься на речном трамвае. Вот такая была жизнь. Просто так, беззаботно до 5 курса особо беззаботно не проживёшь.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 23.06.2022, 00:55
    Гость: :))) будни мужа Крупской.

    Ленин подрабатывал продажей маек с надписью
    "I love VKP (b)".
    Как пишет очевидец,это было рискованно ,так,однажды болшевики сидели в подвале в г.Петрограде,ждали Железного Феликса,он опаздывал. Наконец у дверей раздался лязг и грохот,
    Это Феликс,-вздохнул Ленин. В дверях появился Феликс, ошалело вращая глазами,наконец сделал вдох и дико закричал:" браатваа, делаем ноги! У Гостинного двора Крупу с майками менты замели!"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 22.06.2022, 18:14
    Гость: Анна : не надо держать русских за дураков и инфантилов

    МИЛ 80% ВАШИХ БЕЗДЕЛЬНИКОВ БЫЛИ НИЩИМИ. Чему ваш Запад завидуете нашему нищему дворянству? Ваш Сусулов не бездельник? ВЫ КОММУНИСТЫ САМИ ТРУТНИ. Лучше бы страну из нищеты вытащили ,а строчили в комментах свою демагогию.Поместьем управлять надо.Ваш комментарий рассчитан на детей и совсем еще не взрослую молодежь
    П.С УШЛО ЧТО ВРЕМЯ РОМАНОВЫХ,ЧТО ВАШЕ ВРЕМЯ. Можно подумать ваша Иванка Трам-не бездельница.А кем работал ваш Дональд Трамп?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 22.06.2022, 17:11
    Гость: Поручик в отставке

    Так это было в Российской Империи. Да и утраченный кормилец был генерал от просвещения. Но сыночек захотел Мавзолей...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (207)
]]>
]]>
Выбор читателей
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
Путин назвал минимальную рождаемость, которой надо добиться
Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
В России формируется «новое цифровое дворянство»
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Свободный полет «Вместе. Часть 3»
125 лет назад дебютировал первый русский автомобиль. Который оказался никому не нужен
ADDicted! «Ночь» (интернет-релиз)
Ангел НеБес «Строчки» (интернет-сингл)
Горшенев «Звездный мусор»
Кинопремьера «Убойный отпуск»: зануда-жена и труп на турецкой кровати
Лидер «Кенгуру» не одобрил симпатий к дьяволу на своем юбилее
Ермак! «Манкурт»
Helvegen «Избранные» (ЕР)
«Мегаполис», 17 августа, «16 Тонн»
Впервые в истории Испании высший суд начал расследование в отношении генерального прокурора страны
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.