Засуха в США может привести к голодным бунтам по всему миру

За текущими политическими и экономическими проблемами мир как-то совсем забыл о хлебе насущном. Вернее, о том, что хлеб этот – очень зависимое от погоды понятие, а она, в свою очередь, зависит от изменяющегося климата и время от времени разражается масштабными засухами то там, то тут: в 2010 году – в России, в 2012-м – в США,
Казалось бы, нам-то что за дело до американской засухи? Ан нет, не все так просто. Америка является крупнейшим мировым поставщиком зерновых, и цепочка здесь выстраивается простая: засуха – неурожай – рост цен – продуктовая инфляция для всех и нехватка продуктов питания для беднейших стран. Таким образом, масштабная засуха в одной части мира затрагивает в той или иной степени все остальные.
Нынешнюю сильнейшую засуху в США «дополнили» природные катаклизмы в других аграрных регионах – Австралии, Бразилии и Индии, усугубив общую картину. В России хоть и не было такой сильной засухи, как два года назад, но урожай зерна может оказаться даже ниже, чем в засушливом 2010 году. Общие прогнозы на урожай неутешительны, и мировые цены на продукты питания уже подскочили до рекордных отметок.
Эксперты напоминают еще об одной почти забытой особенности нехватки продовольствия – вызывать народные волнения. Т. н. «арабская весна» (Египет, Тунис), считают они, произошла в т. ч. и по этой причине. А поскольку ситуация с продуктами питания отнюдь не улучшается по причине меняющегося климата, то волнения могут повториться или там же, или в каком-нибудь другом месте.
Российские власти тоже озабочены возможностью продуктовой инфляции. «Что касается продовольственного рынка, нужно внимательным образом мониторить, что там происходит, по интервенциям нужно опираться на мнение аграриев, переговорить с экспертами, но не опоздать», – предупредил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами.
Премьер обеспокоен поведением цен на зерновые, которые в случае их роста нужно сбивать интервенциями из государственных запасов и не медлить с этим, чтобы процесс не вышел из-под контроля.
В среду намечено провести заседание комиссии, на котором будут рассматриваться вопросы мониторинга на продовольственном рынке, а также вопрос об интервенциях, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве сельское хозяйство. Он считает, что время для интервенций еще не настало, но через две-три недели все может измениться.
Вопрос об интервенциях обсуждается с начала сентября, когда замглавы Минсельхоза РФ Илья Шестаков сообщал, что если рост цен на зерно в регионах окажется значительным, там возможны точечные товарные интервенции до начала декабря, а если это не поможет, выброс на рынок зерна из государственных запасов может стать массовым.
Происходящее означает, что продуктовая инфляция в текущем году может обогнать на несколько пунктов инфляцию общую, что неприятно, но пока не смертельно: могло быть и хуже. «Подорожание продовольствия в нашей стране уже было включено в обновленные ожидания по темпам инфляции. Напомню, что они были повышены с 5-6 до 7%, – говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина, слова которой приводит «Независимая газета». – Скорее всего, инфляционные ожидания в связи с этим добавят 1-2% к прогнозу Минэкономразвития. Таким образом, цены на продовольствие в России до конца года могут повыситься на 8-9% по сравнению с началом года».
Цены, вероятно, вырастут не выборочно, а на все подряд. «Все будет дорожать – хлеб, хлебобулочные изделия, мука, молоко и т. д., – считает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. – Кроме того, к концу года может вырасти в цене и растительное масло. Но подорожание продовольствия как в России, так и в мире в целом не будет катастрофичным». Он прогнозирует продовольственную инфляцию в 2012 году на уровне 9-11% по сравнению с 4% в 2011-м.
Гораздо хуже обстоят дела в упоминавшихся США и некоторых районах мира. По данным американского Минсельхоза, засуха поразила уже более 60% территории страны, где находятся 86% кукурузных посевов и 83% соевых площадей. Прогнозы по ним внушают американцам пессимизм: урожай кукурузы ожидается на 17% меньше самого низкого показателя 2006 года, а сои – на 12%.
В первую очередь от их недорода страдает животноводство, оказавшееся в ситуации нехватки кормов: цены на кукурузу выросли, а пастбища выгорели. Фермеры обратили свои взоры на сено, но и его стоимость в штатах Среднего Запада достигла невиданных значений. Выход в таких случаях обычно находится один – пустить часть поголовья под нож.
Сегодняшние катаклизмы имеют тенденцию продолжиться в дальнейшем. «В ближайшие десятилетия некоторые страны будут подвержены высокому риску нехватки продовольствия в связи с климатическими изменениями и окислением океана», – написала вчера британская The Guardian.
Значительную часть продовольствия нам дает океан. Хоть он и не подвержен влиянию засух, но там идут свои негативные процессы (см. Справку КМ.RU), которые могут внести вклад в продовольственную нестабильность. Международная организация по изучению Мирового океана Oceana опубликовала доклад, в котором предупреждает о возрастающем риске продовольственной нестабильности в странах Персидского залива, а также в Ливии и Пакистане. «Страны, в которых наблюдаются быстрый рост населения и острая нехватка продовольствия, могут потерять более 50% рыбного промысла в ближайшие десятилетия», – говорится в докладе.
Всемирный банк (ВБ) опубликовал в начале сентября доклад «Мониторинг цен на продовольствие», из которого следует, что сильная засуха угрожает бедным слоям населения, поскольку вызывает рост цен на продовольствие. «С июня по июль цены на кукурузу и пшеницу увеличились на 25%, а соевые бобы подорожали на 17%, и лишь стоимость риса упала на 4%», – говорится в докладе. «Цены на продовольствие вновь резко возросли, угрожая здоровью и благосостоянию миллионов людей», – обеспокоен президент группы Всемирного банка Джим Йонг Ким. Наиболее уязвимы, по его словам, оказались Африка и Ближний Восток, а также население других стран, где внезапно выросли цены на зерновые культуры.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин разделяет точку зрения, что цены на продовольствие будут только расти. «Судя по данным отраслевых аналитиков, урожай зерновых окажется ниже 70 млн тонн, – отмечает он. – При этом объем внутреннего потребления – 71,5 млн тонн, так что нынешний урожай уже его не покрывает. Правда, есть переходящие остатки – около 17,7 млн тонн».
Oxfam предсказывает, что к 2030 году ситуация с продовольствием лишь усугубится, а если в США случится еще одна засуха, подобная нынешней, цена на кукурузу вырастет на 140%. В то же время засухи и наводнения в Южной Африке могут увеличить для потребителей цену на кукурузу и другие кормовые виды зерна на 120%. Таким образом, 25-килограммовый мешок крупы, которого хватает на еду для семьи в Африке на протяжении двух недель, будет стоить $40 по сравнению с $18 сейчас.
Что касается России, то достаточно вспомнить, что засуха в 2010 году привела к потере 44% урожая зерновых и значительному росту цен почти на все продукты питания, исключая сезонные. И пока неизвестно, насколько неприятным в этом плане окажется текущий год.
Комментарии читателей Оставить комментарий
100% так и будет
Как мы уже предлагали ранее: - На Дальнем Востоке (в т.ч. и Камчатка, Сахалин) следует построить несколько крупных пром. холодильников для рыбы, а потом поставлять лосося в Россию медленной скоростью, в глубокой заморозке,или в консервах. Потратив пару млн. баксов, каждый год будет приносить прибыли намного больше! + занятость народа!
Статья пробудила воспоминания детства. Большой рубленый стол и пятерых старых женщин с нами-детьми за ним каждый вечер. После Войны было два года, когда был голод. Без американского жмыха в кармане , присланного для свиней, себя не помню. По слухам в северных областях вымирали целые деревни. Обсуждали радиопередачи, в которых утверждалось, что при царях голод был обычным явлением. Вся родня по отцу происходила с левого берега Волги. Помню, что бабки мои утверждали, что на Волге из каждых пяти лет только один бывает урожайным. Но этого урожая хватает на пять лет и на еду, и на посев. Деревни строились на высоком берегу, в котором рыли глубокие колодцы, опускали туда срубы из толстых брёвен, и в этих срубах хранили, в частности , рожь и пшеницу. Все четыре неурожайных года назывались голодными. Однако умирали от этого голода только два раза. Первый-это продразвёрстка, когда красноармейцы вскрыли все эти колодцы и вычистили их до предела. ( См.--" Бюллетень оппозиции Большевиков-Ленинцев", 1930-1940). Официально было обьявлено--умерло 8,5 миллиона только в Поволжье. Второй--это коллективизация, когда та же самая процедура коснулась только тех, кто умел хорошо работать. Про голодные бунты тоже слышал за этим же столом. Февраль 1917 в Питере, к примеру. Однако бунты эти с урожаем связаны были очень слабо. Что касается сегодняшней Африки, то две дочери недавно вернулись из Мозамбика. Палаточный лагерь добровольцев ищет брошенных детей на помойках и кормит их. Безо всякого голода
Скептик прав. Капиталист в любом случае наживется и сожрет не одну тысячу человек. Капиталист сходен с канибалом. Вывод: строй надо менять. То есть отказаться от эксплуатации человека человеком. Это аморально для многих, но некоторые не могут отказаться от капитализма -"канибализма".
Я понимаю - в взаимозависимом мире, засуха в одном месте влияет на цены в другом.
Но это должно касаться и положительных моментов. Неурожай в одном компенсируется излишком в другом. Даже негативные последствия имеют свои плюсы. К примеру если американцы действительно пустят скотину под нож, цены на говядину в России должны упасть.
Судя по всему, на Россию этот принцип не распостраняется и ВЛАСТЬ ИМУЩИЕ в поисках извинений своей ЛЕНИ и ЖАДНОСТИ.
Поэтому, предлагаю во время повышений цен легализовать КАНИБАЛИЗМ.
1. Сначала можно будет есть скотину находящуюся на Кремлёвском стойле начиная с МинСельХоз.
2. Потом тех кто на местах
3. Если не поможет, шашлыки из поставщиков продуктов могут поправить дело
4. Потом перейти на наиболее вредных членов общества - отправлять на мясокомбинат после открытого голосования
К концу засухи общество может оздоровиться. Вот только что делать с людоедами я ещё не знаю...