Украина попросилась в Таможенный союз. Но очень уж осторожно

Виктор Янукович вчера впервые назвал интеграцию в Таможенный союз «вопросом выживания» Украины. Сказано это было в интервью журналистам после завершения в Ашхабаде саммита СНГ, в кулуарах которого президент Украины сначала «пошептался» тет-а-тет с Владимиром Путиным, а потом к их неформальной беседе присоединился и Нурсултан Назарбаев.
Правда, заявление Януковича было довольно осторожным: речь в нем шла о присоединении лишь «к некоторым положениям Таможенного союза», отмечает segodnya.ua. Однако Таможенный союз, как известно, не предусматривает частичного вступления, поэтому слова о «некоторых положениях», скорее всего, стали пробным шаром перед главным шагом.
«Мы хорошо понимаем: если мы не найдем инструмента сотрудничества с ТС, мы можем многое потерять, что сегодня недопустимо для экономики Украины. И вот об этом шла речь, шла речь, что наши предложения, которые мы обсуждаем уже несколько лет подряд, сводятся к тому, что нам надо присоединяться к некоторым положениям ТС, с теми правилами, которые есть в ТС, и мы с ними должны считаться», – заявил Янукович журналистам.
Все последние дни, пишет украинское издание, Москва и Киев провели в ожидании прорыва в отношении Украины к ТС. «Уже несколько недель на этом направлении наблюдается необычная активность на высоком уровне», – сообщил источник, близкий к руководству Партии регионов. Эту активность напрямую связывали с ашхабадским саммитом, на котором ожидались решающие переговоры Виктора Януковича с Владимиром Путиным и другими лидерами стран, входящих в ТС. Сам саммит во многом формировался «под Украину»: его должны были провести еще 1 ноября, но когда стало ясно, что итоги выборов в Верховную раду к этому числу подвести не удастся, дату перенесли на декабрь.
19 ноября Янукович поговорил по телефону с Путиным, обсудив «широкий круг вопросов двусторонних отношений», в том числе энергетическую сферу. Вот с этого момента, по словам источника, и началась «необычная активность», логическим завершением которой должны были стать ашхабадские переговоры. Вчера, еще до окончания саммита, источник издания в украинской делегации сообщил, что после встречи Януковича с Путиным будет озвучено «важное заявление по Таможенному союзу». И вот оно состоялось.
Но означают ли слова Януковича, что Украина окончательно сделала выбор в пользу интеграции в Таможенный союз? Разумеется, нет. И дело не только в том, что выраженная Януковичем готовность присоединиться лишь к «некоторым положениям» ТС – это, по сути, перепев формулы «3+1», которую Киев уже предлагал в качестве своего условия вхождения в ТС, но которая была отвергнута участниками Союза. Дело еще и в том, что словам украинского руководства не очень-то и верится. За последнее время из Киева регулярно доносились столь взаимоисключающие мнения о векторах интеграции страны, что принять ашхабадское заявление Януковича за чистую монету было бы верхом наивности.
Достаточно вспомнить недавний рабочий визит в Москву украинского премьера Николая Азарова, который ехал на переговоры со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым. Стоило Азарову сесть в самолет, как его первый заместитель Валерий Хорошковский заявил в Киеве, что сама постановка вопроса о вступлении страны в ТС является «незаконной»: дескать, вектор евроинтеграции Украиной закреплен законодательно. По прилету Азарова в Москву Медведев, естественно, поинтересовался, что означает столь категоричное заявление второго человека в украинском кабинете. Азарову пришлось оправдываться и даже дезавуировать слова своего зама: мол, тот выразил лишь свою личную точку зрения, которая не отражает позицию украинского руководства. И примеров подобной разноголосицы, исходившей в последнее время из Киева, не счесть. И как после этого верить словам Януковича, да к тому же довольно обтекаемым?
Кстати, в тот же день, когда президент Украины сделал свое «историческое» заявление в Ашхабаде, в Киеве и. о. премьера страны Николай Азаров «пел» совсем иные «песни». Проводя заседание украинского правительства, он выразил сожаление, что Евросоюз не помог Украине пересмотреть газовые договоренности с Россией. «Украина уже второй год является участником Европейской энергетической хартии и добросовестно выполняет взятые на себя обязательства, – жаловался Азаров. – Однако ожидания Украины, что в связи с присоединением к этой хартии Евросоюз займет более активную позицию по нашим переговорам о пересмотре дискриминационного соглашения с Россией, примет участие в газотранспортном консорциуме – такие ожидания до сих пор не реализовались».
Спрашивается, как можно рассчитывать на союзничество с Россией и ТС и одновременно призывать ЕС (явного противника Таможенного союза) надавить на Москву, а после этого еще просить Россию снизить цену на газ, выражая готовность присоединиться к «некоторым положениям» ТС? Прямо-таки поразительная «последовательность»...
Тем не менее не стоит и преуменьшать значение заявления Януковича. Ведь оно свидетельствует о главном: несмотря на то, что украинская «элита» почти всецело смотрит на Запад, объективные потребности Украины диктуют ей необходимость интеграции именно с Таможенным союзом.
С кем Украине выгоднее?
Ведущее украинское информагентство УНИАН, которое уж никак не заподозришь в особых симпатиях к команде Януковича, обнародовало на днях очень показательные в этом смысле экспертные оценки последствий вступления Украины в ТС, которые сделал украинский Национальный институт стратегических исследований. Так вот, в случае вступления в ТС Украина получит следующие плюсы:
- отмена экспортных пошлин на нефть добавит $3 млрд в год, на нефтепродукты – $490 млн;
- снижение цен на газ до уровня российских внутренних цен – $4,6 млрд;
- отмена российских защитных мер в отношении Украины приведет к увеличению украинского экспорта в РФ на $670 млн в год;
- компенсация Украине возможных санкций со стороны ВТО – $1,9 млрд.
Плюс к этому вступление в ТС обеспечит загрузку украинской газотранспортной системы.
Заявляя о готовности присоединиться к «некоторым положениям» ТС, Виктор Янукович, разумеется, держал в уме эту общую «арифметику». И как бы украинская элита, интересы которой он представляет, ни стремилась в Европу, понимал, что евроинтеграция не сулит Украине ничего подобного, тем более во времена мирового и европейского кризиса. Этим-то и объясняется рождение ашхабадского заявления Януковича.
Через несколько дней, кстати, намечена еще одна встреча Путина с Януковичем. Окончательные сроки ее проведения, правда, еще не обнародованы. KM.RU будет следить за развитием событий.
Комментарии читателей Оставить комментарий
не, ну если ты сказал, что меньше, значит так оно и будет. только кому ты нужен со своим угасающим рынком. твое производтство это переработка углеводородов. на большее, увы, не способен. как клянчил, так и будешь клянчить.
клянчить ресурсы. может ты нас в покое лучше оставишь
+++
Ваше высокоблагородие, уже начали оставлять. В этом году закупка российского газа 27 млрд и3, в следующем еще меньше.
Только не надо клянчить, чтобы мы покупали больше, и в ТС "попрошаек" не нужно затягивать, или в этом залог вашего выживания?
клянчить ресурсы. может ты нас в покое лучше оставишь?
Перечислил убогеньких феодаликов. Из всех Величин (!) только Россия может заниматься стратегией и политикой. Остальные тырят натыренное.
Что бы зря не говорить,то обоснуйте свои заявления с экономической точки зрения конкретно в чем выгода Украины в ТС.Казахстану не выгодно,Белоруссии выгодно это я видел документально.Жду обоснований,или просто так нечего говорить об этом.