Украина – на грани ядерной катастрофы?
Фото с сайта capital.ua
Рано утром 28 сентября под действием автоматической защиты был отключен от сети второй энергоблок Южно-Украинской атомной электростанции.
Хотя событие – самое по себе из ряда вон выходящее, на Украине к таким за три последних года уже привыкли. А СМИ и вовсе стараются, чтобы на аварии на АЭС общественность обращала как можно меньше внимания. Но общественность осознает, какие чудовищные последствия может иметь очередная авария, и поэтому, несмотря на все усилия госпропагандистов, нет-нет, а и занервничает.
Пытаясь «убаюкать» народ, украинское государственное предприятие «Энергоатом», в структуру которого включены все атомные станции, сделало и в этот раз «успокаивающее» заявление. Мол, радиационный фон в норме, нарушений пределов безопасной эксплуатации – не зафиксировано. На словах – все красиво. А как на самом деле?
Да кто же вам скажет? АЭС – предприятие режимное, свято блюдущее государственную тайну. Посторонним на нее вход воспрещен, а «своих» за разглашение информации о реальном состоянии дел – по голове не погладят.
Что характерно, СМИ сообщают – в злосчастном втором реакторе как раз в это время было загружено американское топливо «Westinghouse», с которым связано значительное количество аварий на украинских и других восточноевропейских атомных станциях...
Еще в 2013 году на украинских АЭС не было ни одного внепланового ремонта. В 2014 их уже пришлось проводить 6, в 2015 – 7. Что же касается общего количества аварийных остановок реакторов, то их количество в 2016 году выросло, по информации портала Finance.UA, сразу в 5 (!!!) раз. Одной этой статистики достаточно для того, чтобы даже неискушенный в энергетических вопросах человек понял: с украинскими АЭС происходит что-то не то.
У накрывающей украинские атомные станции катастрофы – две основные составляющие.
Первая – это сроки эксплуатации энергоблоков. Сегодня на четырех «рабочих» украинских АЭС их – 15. Из них на шести уже превышены проектные сроки эксплуатации. К 2020 году таковых будет и вовсе 12.
В идеале вместо них нужно строить новые. Но на это нужны миллиарды, которых у киевских властей нет, и в обозримом будущем не предвидится. Поэтому Киев идет по пути наименьшего сопротивления – продлевает срок эксплуатации реакторов. Однако и здесь не все гладко.
Помимо денег (которых у Украины сегодня, как уже говорилось выше, нет, а речь идет об ориентировочно 6 миллиардах гривен на блок), для продления сроков эксплуатации АЭС нужны еще и представители проектировщика, который находится после развала Советского Союза в Российской Федерации. Но украинская сторона сотрудничать с россиянами не желает, и поэтому отказывается от услуг российских специалистов, а заодно и от российских запчастей (из-за чего международные организации уже считают украинское «продление» не легитимным).
Без денег, специалистов и запчастей, продление сроков эксплуатации будет проходить исключительно на бумаге. И, учитывая то, какая аварийность на украинских АЭС существует сегодня, можно только в кошмарном сне представить, что начнется на них через 3 – 5 лет.
Вторая составляющая украинской энергокатастрофы – это топливо для атомных станций.
Киев из политических соображений радикально снижает закупки «оригинального» топлива у российских производителей. Изначально Украина закупала исключительно его. Но в начале 2000-х решила «устроить эксперимент» и поработать с американской компанией Westinghouse.
Нужно сказать, что до Украины об американских производителей «спотыкнулась» Чехия, которая закупила ее продукцию в 1996 году и сразу же об этом горько пожалела из-за нескончаемых аварий (в 2006 году Прага официально полностью отказалась от услуг американцев и с 2010-го – перестала использовать их топливо на своей станции). Но Киеву все равно хотелось наступить на чужие грабли.
В 2005 году на Украину доставили первые 6 кассет Westinghouse. Местные энергетики быстро дали по ним негативное заключение, но у власти находился Виктор Ющенко, и американцам решили «дать еще один шанс». В 2008 году было подписано соглашение о поставке американской компанией топлива, в количестве достаточном для осуществления плановой частичной перегрузи трех энергоблоков в 2011 – 2015 годах.
Однако в 2012 году использование американского топлива на ЮАЭС привело к аварийной ситуации, и с 2013 года его использование полностью запретили. Сразу после Евромайдана к применению американской «некондиции», естественно, вернулись. И вот, по итогам первого полугодия 2017 года российского топлива Украиной было закуплено уже менее половины (49%) от общего объема. Остальное – поступило со шведского завода Westinghouse.
В связи со всем вышеперечисленным, в набат бьют уже даже европейские специалисты.
Итальянское издание Gli Occhi Della Guerra обнародовало недавно расчеты европейских экспертов, свидетельствующие о том, что вероятность «полноценной» ядерной катастрофы на украинских АЭС (скорее всего – в Ровно или Южноукраинске) в ближайшие пять лет составляет 80%. Материал о росте вероятности повторения на Украине Чернобыльской катастрофы вышел и в The Washington Times.
Доля АЭС в выработке Украиной электроэнергии, тем временем, возросла с 46% в 2013 году до 62% сегодня. Связано это с блокадой Донбасса и отказом Киева от угля, необходимого для работы ТЭС.
Конечно, реальная выработка электроэнергии на украинских атомных станциях не выросла почти в полтора раза. Шокирующая картина определена в первую очередь общим падением энергопотребления в стране, связанным с массовой остановкой промышленных производств. Реальные объемы произведенной АЭС электроэнергии выросли всего на 2,5%. Но даже такой рост в условиях завершения срока эксплуатации энергоблоков и использования топлива, несоответствующего техническим требованиям, - это прямой путь к катастрофе.
В лучшем случае энергоблоки просто начнут массово останавливаться, а в худшем (и, как говорят ученые, весьма вероятном) - произойдет катастрофа типа Чернобыля, Фукусимы или Три-Майл-Айленд. Но современная Украина – это не США, не Япония и не СССР. Сил и средств на ликвидацию последствий атомной аварии у нее нет, и не будет. Радиация, скорее всего, накроет всю Украину.
Достанется также, с большой долей вероятности, России, Белоруссии, Молдавии и сопредельным европейским государствам (многое будет зависеть от направления ветра).
Ситуация усугубляется тем, что на Украине действует множество полукриминальных группировок из числа местных неонацистов и боевиков АТО. В 2014 году они проявляли намерение захватить Запорожскую АЭС, и были остановлены спецназом прямо на подступах к станции – в Энергодаре. Подобную попытку они могут повторить в любой момент. И теперь у ультраправых групп, интегрировавшихся в ВСУ и МВД, есть даже своя артиллерия и тяжелая бронетехника...
Украина стремительно превращается в ядерный фугас, представляющий серьезную угрозу, как для себя самой, так и для соседей. И эту проблему нужно как-то решать уже сегодня. Иначе, последствия происходящего в украинской энергетике могут быть фатальными не только для самой «незалежной», но и для ее соседей...
Комментарии читателей Оставить комментарий
13:41...бред какой то."В огороде бузина,а в Киеве дядька"...впрочем это ж Украина.
Укры передали матрасникам, образцы российских (советских ТВЭЛов) , но те так и не смогли сделать, что-то аналогичное.
Мы реалисты, а вот вы фантазеры , еще те.
Он не одичавший, он всегда таким был.
это мой свидомый клон, порошенковский политручок, который гадит под моим ником, когда я отсутствую на форуме.
Настоящий ??? против бандеровцев и часто называю их кастрюлеголовыми.
Поддельный ??? ярый русофоб-бандеровец, никогда слова "кастрюлеголовый" не употребляет.
Что-то мне подсказывает что модератор этот мой пост не пропустит.
Вот этого делать явно не стоит. Сама, сама, сама.