Обзор популярных наркотиков. Как распознать и побороть зависимость

Производные амфетамина
В чистом виде амфетамин сегодня встречается все реже, уступая позиции солевым синтетическим производным. И на первом месте по тяжести последствий, зависимости и скорости ее возникновения находится наркотик альфа-ПВП.
Будучи синтезированным еще в 70-х годах, вещество изначально применялось как лекарственное средство для борьбы с депрессией. Однако быстро выяснилось, что его побочные эффекты (быстрое развитие зависимости, психомоторное возбуждение) гораздо мощнее, чем полезные свойства.
Быстрому распространению альфа-ПВП на наркорынке способствовала его дешевизна. Его примешивали к более дорогим наркотикам (кокаину и др.) для усиления эффекта, что приводило к еще более стремительному формированию зависимости и тяжелым побочным последствиям.
При употреблении альфа-ПВП происходит перераздражение нейромедиаторной системы (норадреналиновой и дофаминовой), нарушается ее нормальное функционирование, что приводит к быстрому привыканию к наркотику, требует все более частого его приема и увеличения дозы.
Опасность альфа-ПВП в том, что привыкание к нему развивается очень быстро 一 для этого достаточно лишь нескольких употреблений наркотика. Кроме того, на фоне его употребления очень часто возникают психозы, которые повреждают когнитивную сферу до такой степени, что даже после купирования острого приступа к прежним функциям головной мозг иногда не возвращается. Нередко после таких психозов пациенты навсегда остаются с психической патологией, которая требует пожизненного наблюдения.
Тяжесть таких психозов очень интенсивна: помимо острой психотической симптоматики, галлюцинаций, неадекватного, деструктивного или самоповреждающего поведения вплоть до суицида, это высокий риск развития инфаркта миокарда, инсульта даже в очень молодом возрасте, включая подростковый.
Мефедрон
Еще один популярный наркотик, широко распространенный в молодежной среде. Это синтетический препарат, природные аналоги которого были известны человечеству еще несколько веков и тысячелетий ранее.
Действуя одновременно на дофаминовую и серотониновую нейромедиаторную системы, мефедрон вызывает их перераздражение и истощение. Это приводит к быстрому формированию зависимости, доза вещества постоянно увеличивается, в то время как эйфория от его приема становится все менее выраженной и стертой.
Из-за быстрого привыкания и постепенного стирания эйфорического эффекта мефедроновые наркоманы вынуждены постоянно увеличивать дозу и все чаще принимать наркотик (что приводит к так называемым “марафонам”). При этом зависимый уже не получает прежнего удовольствия от употребления, несмотря на все растущую концентрацию наркотика в крови.
На фоне отмены вещества развивается тяжелейшая депрессия, которая требует серьезной медикаментозной коррекции. Такие пациенты даже после проведения детоксикации и купирования острого психотического состояния еще долго требуют медикаментозной поддержки. И чтобы начать с ними психотерапевтическую работу, нужно сначала устранить целый спектр психоэмоциональных расстройств 一 тревоги, депрессии, параноидальных симптомов, нарушений сна и т.д.
Есть еще одна коварная сторона мефедрона. Он получил свою популярность, как наркотик для химического секса и это тоже играет свою злую шутку, особенно с подростками, которые получают свой первый сексуальный опыт, употребляя мефедрон.
Будучи “под мефедроном”, человек раскрепощен, не чувствует стыда, границ и блоков, он радостен и любвеобилен. В этом состоянии он способен совершать такие поступки, которые осуждал бы в трезвом состоянии. Подростки, получающие свой первый сексуальный опыт под действием наркотика, в дальнейшем воспринимают “обычный” секс рутиной и не могут получать от него удовольствия.
Так формируется замкнутый круг, разорвать который очень сложно, ведь если человек не жил трезвой жизнью, его невозможно к ней вернуть, и если первый секс подростка был под действием наркотиков, то он не знает, насколько он может быть хорошим без него.
Это трудно поддается терапии и в данном случае речь идет даже не о реабилитации, а об абилитации 一 когда пациента нужно научить получать удовольствие от мира без помощи химических веществ (наркотиков, антидепрессантов и других стимуляторов), объяснить ему, как проживать эти ощущения.
一 И альфа-ПВП, и мефедрон 一 это почти исключительно молодежные наркотики, 一 говорит главный врач Клиники доктора Исаева, Даниил Сергеевич Петров. Подавляющее большинство (около 70%) употребляющих эти вещества 一 молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет. Редко это пациенты старше 30 лет. Как правило, это люди, которые принимали наркотики в подростковом возрасте, но сменили их на алкоголь, т.е. попросту на другое психоактивное вещество. Такие пациенты обращаются в наркологические клиники уже по поводу алкогольной или полизависимости.
Коварство мефедроновой зависимости еще и в том, что она редко проявляется внешне, в отличие от, к примеру, опиатной. Употребляющие мефедрон не выглядят явно больными, истощенными, у них нет следов уколов на руках, как у героиновых наркоманов. Единственными проявлениями могут быть какие-то изменения в поведении, не всегда выраженные ярко или выглядящие как-то подозрительно. Поэтому родители и окружающие могут долго ничего не замечать и проблема вскрывается лишь тогда, когда уже становится запущенной. К тому же дешевизна мефедрона делает его легкодоступным для подростков, поэтому даже финансовые ограничения тут не помогут. Только доверительное отношение, общение с подростком поможет вовремя уловить этот момент и не дать ему дойти до дна.
Есть ошибочное мнение, что начинать реабилитацию зависимого нужно только, если он дошел до дна. Нет, чем раньше будут начаты лечение и реабилитация, чем меньше человек пострадал психически и чем меньше у него возникло поведенческих изменений, тем выше эффект от терапии.
Кроме того, нужно добавить, что это не лечится амбулаторно. В таких случаях нужна строго стационарная терапия 一 с условиями, жестко исключающими употребление наркотиков, мощнейшей психотерапией, медикаментозной поддержкой и реабилитационной средой. Амбулаторному лечению будут мешать постоянные перепады настроения, приливы паранойи, депрессии, апатии, ангедонии, приступы тяги и желания употребить наркотик, которым противостоять самому почти невозможно.
Марихуана
Медики подтверждают, что сегодня под видом наркотиков растительного происхождения в большинстве случаев продают синтетические смеси. Так же обстоит дело и с марихуаной.
По словам Даниила Петрова, сейчас продаваемая марихуана содержит огромное количество примесей и назвать ее марихуаной уже в принципе невозможно. Это влияет и на поведение употребляющих ее людей, и на скорость развития зависимости, и на сумасшедшие повышения дозы буквально за несколько недель в десятки раз.
Анализы крови таких пациентов показывают, что, помимо каннабинола, там присутствуют опиаты, амфетамины, барбитураты, эфедрон 一 в общем, полный спектр основных психотропных веществ. По этой причине и лечение зависимости, и симптоматика отмены такого наркотика очень сложные.
Аптечные наркотики
Острота проблемы аптечной наркомании сегодня постепенно идет на спад, но все еще остается актуальной. Ужесточение рецептурных бланков, занесение того же кодеина в списки сильнодействующих психотропных веществ усложнило покупку таких препаратов. Однако, все равно их бесконтрольное употребление не прекращается. Почему это так опасно?
一 К примеру, препарат “Лирика” должен употребляться с постепенным повышением дозировки в течение 2-3 недель, и до максимальной суточной она доходит довольно быстро. Отменить препарат просто так, самостоятельно почти невозможно, так как это чревато физическими ощущениями ломки 一 сильной потливостью, раздражительностью, тревогой вплоть до галлюцинаций, болями в суставах, мышцах, бессонницей. Купировать эти симптомы самостоятельно крайне тяжело, поэтому за короткий промежуток времени (всего несколько недель) формируется стойкая зависимость, которая требует стационарного лечения 一 поясняет нарколог, Петров Даниил Сергеевич.
Так же серьезно обстоят дела и с препаратами на основе кодеина. Их бесконтрольный прием приводит к быстрому привыканию и необходимости постоянного повышения дозы, что крайне негативно отражается на состоянии здоровья пациента.
一 Мы очень часто сталкиваемся с цирротическими изменениями в печени у молодых людей из-за того, что суточная доза кодеинсодержащих препаратов превышается в 40-80 раз, 一 говорит Даниил Сергеевич. 一 Для организма это огромный удар.
Не реже сегодня встречается и зависимость от транквилизаторов, поэтому к их назначению желательно подходить очень осторожно и обдуманно.
На вопрос, можно ли избавиться от наркотической и лекарственной зависимости без реабилитации, только за счет стационарного лечения, врач отвечает:
一 Нет. В стационаре на первый план выходит медицинская помощь и коррекция физического состояния больного. Дальше необходимо подключение психологов и консультантов. Консультанты в реабилитационных центрах 一 это специалисты, у которых когда-то были проблемы с тем или иным психоактивным веществом, которые давно в трезвости, прошли специальное обучение консультативной работе и получили сертификат, подтверждающий их компетентность.
Самое главное то, что таким людям 一 консультантам 一 пациенты гораздо больше доверяют, ведь они из этой же среды и способны найти особые слова для поддержки зависимых. Видя их, пациенты осознают, что этот человек все прошел, победил зависимость и много лет сохраняет трезвость, значит и я смогу.
В реабилитационном центре важно все 一 специалисты, быт, атмосфера, врачи. Никакой стационар или амбулаторная программа не смогут создать этой поддерживающей среды. Именно здесь и сразу начинается прогресс. Без этой дружеской, теплой реабилитационной среды (не зря ее называют терапевтическим сообществом) немыслимы положительные результаты в лечении.
Комментарии читателей Оставить комментарий