Блеск и нищета Токийского автосалона (ФОТО)

Коих оказалось всего… две с половиной штуки.
Пресс-релиз 42-го Токийского автошоу, как обычно, был полон оптимизма – 170 компаний представят свои последние разработки, а посетителей автосалона ожидает более 30 премьер. В общем, на первый взгляд все выглядело празднично и радужно, но по сравнению с прошедшим недавно Лос-Анджелесским автошоу, токийские автосмотрины произвели гнетущее впечатление.
Новинок, в привычном понимании этого слова, было, что называется, кот наплакал. А если быть точнее, то мировую премьеру отпраздновали всего ТРИ автомобиля, два из которых к тому же являются братьями близнецами. Речь идет о долгожданных спорткупе Toyota GT86 и Subaru BRZ, которые и стали главными шоу-стопперами Токийского мотор-шоу. А компанию им составил трехцилиндровый неказистый «бюджетник» Mitsubishi Mirage/Colt, да и тот, как выяснилось, ориентирован на рынки так называемых стран третьего мира. Даже на автосалонах рангом ниже и то обычно наблюдается гораздо большее число мировых премьер. А ведь Токио – это домашняя выставка для японских автопроизводителей, которые просто обязаны были порадовать местную публику обилием новинок.
Формально к новинкам можно отнести и пятидверку Audi A1 Sportback, и Volkswagen Passat Alltrack и BMW ActiveHybrid 5 серии, и Subaru WRX STI, но фактически это никакие не новинки, а лишь модификации уже выпускающихся машин. Так стоило ли вообще устраивать это автошоу, где дебютировало два с половиной автомобиля? Ведь даже в Дели, Нью-Йорке или Лондоне, несмотря на их далеко не звездный статус, мировых премьер бывает в разы больше.
И уж чем больше всего поразил Токийский автосалон, так это каким-то запредельным количеством концепт-каров, которых было представлено в несколько раз больше, чем серийных машин. Хотя на других автосалонах концепты, как правило, составляют достаточно небольшую часть общей экспозиции. Впрочем, удивляться тут нечему – японские, да и другие автопроизводители, с надеждой смотрят в будущее, так как день сегодняшний особого оптимизма не вызывает. Особенно это касается японского автопрома, на который в последнее время несчастья сыпятся как из рога изобилия. Тут и судебное разбирательство в США, вызванное качеством автомобилей Toyota, и цунами с Фукусимой, и наводнение в Таиланде, вызвавшее перебои с поставками комплектующих. Плюс ко всему в США всячески раздувается скандал с Honda Civic девятого поколения, которому устроили самую настоящую обструкцию, обвинив японцев чуть ли не мошенничестве. Дескать, под видом новой модели они пытаются продавать предшественника. И это не считая постоянных отзывных кампаний. В общем, проблем у автопрома Страны восходящего солнца хватает. Но сломить самурайский дух не так-то просто. Свидетельством чего и служит армия концепт-каров, показанная в Токио.
Автомобильное «завтра» вызывает смешанные чувства. И даже немного пугает. Если Volkswagen привез в Токио концептуальный кроссовер Cross Coupe, который выглядит достаточно традиционно, то японские фирмы сплошь да рядом выставили компактные «электроприборы». Похоже, что в понимании японских автомобильных инженеров, в будущем попросту не останется автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А если они и будут, то ДВС всенепременно должен работать в паре с электромотором. Ведь во главу угла отныне поставлены вопросы экологии и экономичность. Долой зависимость от нефти, и да здравствует «нулевой выхлоп»! Вот почему главными героями Токийского автосалона стали гибриды, электромобили и водородомобили.
Единственным «нормальным» концептом оказалась Mazda Takeri, которая через два года перевоплотится в серийную Mazda 6. Но и в данном случае не обошлось без «зеленых» технологий SkyActive, которые Mazda усиленно продвигает в жизнь, плюс ко всему Mazda Takeri была представлена в Токио c дизелем, который в Японии совершенно не вызывает понимания. Сделано это было, опять-таки, в угоду экологическим нормам.
А вот остальные концепты больше походили на сверхпопулярных покемонов. Взять хотя бы Nissan Pivo третьего поколения. Как и предшественник, этот автомобиль может разворачиваться на весьма ограниченном пространстве и ездить даже боком. За рулем Nissan Pivo о проблемах с парковой можно точно забыть, более того, теперь автомобиль это может сделать и без участия водителя. Благодаря развитым средствам коммуникаций, Nissan Pivo вообще может передвигаться самостоятельно.
Водитель с помощью специального электронного коммуникатора может вызвать его с парковки или отправить туда, и можно не сомневаться, что машина найдет, где припарковаться. Понятно, что о начале серийного производства говорить пока рано, но на примере Nissan Pivo видно, что автомобиль уже начинают стремительно скрещивать со смартфоном, планшетником и прочими «умными» устройствами.
Особенно хорошо это видно на примере концепта Toyota Fun-Vii, в качестве кузовных панелей которого использованы… дисплеи. Этот автомобиль наверняка придется по вкусу интернетзависимым «продвинутым юзерам», так как фактически Toyota Fun-Vii это даже не автомобиль, а четырехколесный передвижной интернет-кабинет. Работает Toyota и над водородомобилями – представленный в Токио концепт Toyota FCV-R должен встать на конвейер в 2015 году.
Suzuki показала электрическую «мотоколяску» Q-Concept с необычными дверями и концептуальный хэтчбек Regina, который, в отличие от пузыреобразного Q-Concept, имеет все шансы перевоплотиться со временем в серийный автомобиль. Как и Suzuki Swift EV Hybrid, который пока выступает лишь в качестве испытательного «стенда» для отработки гибридных технологий, но в будущем вполне может встать на конвейер.
Спортотделение Nissan – Nismo - взялось за изготовление спортивной модификации электрохэтчбека Leaf, который станет первопроходцем среди утилитарных серийных электромобилей, наделенных спортивным характером.
Компанию ему составит «заряженный» все тем же отделением Nismo компакт-кроссовер Juke, который получит новый аэродинамический обвес, доработанную подвеску и форсированный 1,6-литровый турбомотор. Вообще спортотделение Nismo ниссановцы планируют превратить в некое подобие AMG или M GmbH, и ожидается, что со временем Nismo возьмется и за более серьезные проекты.
Еще одной отличительной чертой Токийского автосалона было присутствие разного рода скутеров и мотоциклов, некоторые из которых опять-таки были способны передвигаться исключительно на электротяге. Например, Honda RC-E. Но дальше всех пошла Suzuki, показав водородный мотоцикл Suzuki Burgman. И это тоже характерный штрих приближающейся экологически чистой эпохи. В которой будут безраздельно царствовать электромобили и электромотоциклы, а также водородомобили и гибриды. Японцы медленно, но неукоснительно, подводят потенциальных покупателей к осознанию того, что в будущем попросту не будет места таким пережиткам прошлого, как «грязные» и вредные двигатели внутреннего сгорания. А если они и будут, то им отводятся исключительно второстепенные роли. Например, выступать как генераторы. Да и то весьма непродолжительное время, пока не будут полностью доведены «до ума» водородные технологии, а производители аккумуляторов не разработают батареи с еще большей емкостью. И, судя по обилию электрических и водородных концептов, случится это достаточно скоро. Пусть не завтра, но послезавтра точно.
42-й Токийский автосалон оказался крайне бедным на полноценные новинки, но что касается высоких технологий, то здесь конкурентов ему нет. Можно сказать, что автомобильное водородно-электрическое завтра в Японии уже наступило. Пока европейские, американские и корейские автомобилестроители продолжают разрабатывать «традиционные» автомобили, японцы мыслят совсем другими категориями. И не только мыслят, но и оперируют. В свое время японцы стали первопроходцами в производстве гибридомобилей, затем «Автомобилем 2011 года» стал электромобиль Nissan Leaf, только что выигравший этот же титул у себя на родине. Теперь японцы усиленно развивают водородные технологии, а весь остальной мир опять оказывается в положении догоняющих. А кое-кто так вообще отстал навсегда. Так что посетить Токийский автосалон стоило хотя бы для того, чтобы понять на чем весь мир будет ездить в ближайшие десятилетия.
Солнце передовых автомобильных технологий восходит действительно на Востоке. Даже несмотря на грядущие кризисы и все проблемы, с которыми японский автопром столкнулся в последние три года.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А чему удивляться? Японцы торгуют японскими автомобилями по всему свету, сами ездят строго на японском. Исходя из этого Токиийский автосалон и должен быть скучным. Японцам интереснее показывать новинки в странах-потребителях, иностранным компаниям бесперспективно показывать свои новинки в Токио. Учиться надо у японского автопрома!
про "Pivo" понравилось. Дайте две!