Топливо станет ценнее

С наступлением тепла оттаяли не только тротуары и сердца красивых девушек, но и ценники на российских АЗС. Рост цен на все типы автомобильного топлива наблюдается буквально по всей стране, как поется в известной песне: «От Москвы до самых, до окраин...».
На целом ряде столичных автозаправочных станций цена топлива уже пробила психологически важную отметку в 30 рублей за литр. Несмотря на это, цены продолжают расти.
В ответ на все вполне объяснимые в подобной ситуации претензии представители топливных компаний в один голос заявляют, что подобный процесс имеет сезонный характер. Весна - это традиционное время начала сельскохозяйственных работ, посевная страда. В это время резко увеличивается спрос всех российских сельхозпроизводителей на топливо. Причем агропредприятия получают от топливных компаний бензин и солярку по льготным ценам. Разумеется, поскольку свой заработок нефтяники терять не хотят, то ценовая разница между обычной оптовой ценой и льготной ложится на плечи (точнее, на кошелек) простых автовладельцев.
Таким образом, каждый автолюбитель косвенно участвует в выполнении продовольственной программы страны, помогает за счет своего семейного бюджета наполнять пресловутые закрома Родины. Впрочем, как бы патетична не была такая версия, в ее справедливость верят далеко не все.
По мнению аналитиков рынка, нынешнее подорожание топлива проходит на фоне дефицита горючего. Причем дефицита вполне искусственного. Оказывается, топливные компании просто-напросто не удовлетворяют оптовые заказы в полном объеме, придерживая готовое к отгрузке топливо на своих нефтеперерабатывающих заводах и топливохранилищах. Таким образом, уже аккумулировано порядка 6 процентов от годового потребления топлива в нашей стране. Более того, несмотря на высокие запасы топлива «в заначке», нефтяники не спешат увеличивать предложение на бирже, причем не только на условиях срочной поставки.
Разумеется, все это происходит на фоне естественного увеличения потребления бензина и дизтоплива. Это увеличение связано не только с активизацией сельхозработ, но и с общим увеличением потребления бензина простыми автолюбителями. Люди начали больше ездить, начался дачный сезон, проснулись так называемые «подснежники», не эксплуатирующие свои авто зимой, кто-то собрался на своей машине в путешествие и т. д.
Совершенно очевидно, что в подобной ситуации стоимость горючего на АЗС не может не расти ударными темпами. Она и растет, в среднем на 3% в неделю на уровне оптовых поставок и до 30 копеек в неделю в розничной продаже. По мнению специалистов, таким, в общем, весьма тривиальным способом нефтяные гиганты пытаются разогреть рынок в начале «высокого сезона», когда спрос на бензин становится ажиотажным, и приучить автовладельцев к высоким ценам. Хорошей новостью в данном случае является то, что нефтяники наверняка сделали выводы из прошлогоднего топливного кризиса, когда заигравшись и не рассчитав правильно логистику, производители топлива оставили без бензина целые регионы.
Вообще, складывающаяся сейчас на топливном рынке ситуация - это наглядный пример того, насколько пагубной является политика регулирования рынка нерыночными методами. Можно смело утверждать, что нынешний рост цен - это не что иное, как ответ крупных игроков нефтяного рынка на искусственное замораживание цен на топливозаправочных станциях в предвыборный период. И не стоит видеть в нынешней ситуации коварного сговора российских бензиновых королей. Как такового картельного соглашения, скорее всего, нет. Просто топливных компаний в России мало, они все работают на одном рынке, и их действия подчиняются одной логике.
Увы, но изменить сложившуюся картину административными методами не получится. Единственным действенным способом изменения данной ситуации является развитие российского топливного рынка: ввод в строй новых заводов, увеличение производственных мощностей, стимулирование более активного участия на российском рынке иностранных компаний, отказ от практики дележа «нефтяного пирога» между близкими к Кремлю компаниями и людьми и создание условий для полноценной конкуренции на рынке.
Комментарии читателей Оставить комментарий