Прокуроры занялись страховым бизнесом

Это произошло в самом начале минувшей зимы. Досадный дорожный инцидент. Небольшая царапина, заставившая меня еще раз погрузиться в безрадостный мир бюрократического ада и общения со страховой компанией. Скажу честно, в какой-то момент очень хотелось плюнуть на всё и отремонтировать автомобиль за свой счет. Но чувство четкого осознания факта оплаты почти тридцати тысяч рублей за полис КАСКО толкало меня все дальше и дальше в безумное бумажное море, разведенное страховой компанией.
Хотя, казалось бы, почему я, клиент страховой компании, заплативший этой самой компании весьма значительную сумму, должен преодолевать дополнительные трудности и тратить свои нервы ради получения услуги, за которую я уже заплатил? Уверен, этот вопрос возникал у многих автовладельцев, в дорожной жизни которых произошел так называемый «страховой случай». По всей видимости, такие автовладельцы есть и среди прокурорского люда. Так или иначе, но изучив внимательно схему работы страховых компаний после наступления ДТП, Генеральная прокуратура выявила многочисленные нарушения в деятельности автостраховщиков и обратилась в Федеральную службу по финансовым рынкам с поручением принять меры по недопущению нарушения прав водителей и прекратить порочную практику, когда страховщики всеми правдами и неправдами затягивают или вовсе отказывают в страховой выплате.
На каких же конкретно мерах настаивают прокуроры? Прежде всего, это отказ от излишнего и непредусмотренного законом документооборота между водителем и автостраховщиком при наступлении страхового случая. Также Генпрокуратура считает незаконной устоявшуюся практику заверения справок о ДТП печатью территориальных подразделений Государственной автомобильной инспекции. Без подобной печати многие страховые компании документ об аварии попросту не принимают к рассмотрению. А ведь такая, казалось бы, мелочь, как печать, заставляет водителя тратить собственное время и нервы на поездки в местные отделы ГИБДД и стояние в очередях. Хорошо помню, как после наступления дорожного происшествия в подмосковном Одинцово я был вынужден ехать в территориальное подразделение автоинспекции, которое находится в поселке Большие Вяземы Одинцовского района. Это более двадцати километров пути от города, где произошло ДТП, по вечно стоящему в пробках Можайскому шоссе. Прибавьте к этому очереди в самом подразделении и вы поймете, почему ради получения заветного синего оттиска на гаишной бумажке мне пришлось отпрашиваться с работы на целый день.
В то же время официальный представитель Генеральной прокуратуры Марина Гриднева в своем интервью «Российской Газете» отмечает, что «в настоящее время приказом МВД России N 154 утверждена согласованная с Минфином РФ форма справки о ДТП. Данный документ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, подлежащих установлению и внесению в справку о ДТП, и не требует заверения печатью подразделений Госавтоинспекции». Иными словами и я, и еще десятки тысяч простых автовладельцев совершенно напрасно тратили свое время на поездки в отделы ГИБДД.
Еще одним фактом, возмутившим прокуроров, стал часто встречающееся искусственное занижение суммы страховой выплаты под предлогом отсутствия в справке о ДТП упоминания о скрытых повреждениях машины. Этот довод страховых компаний, откровенно говоря, уже давно иначе как бредовым никто не называет. В самом деле, сотрудник ГИБДД вовсе не является страховым экспертом или мастером-оценщиком из центра кузовного ремонта. Он лишь фиксирует факт аварии и вовсе не обязан составлять базу для калькуляции ущерба с перечнем и степенью повреждений. Более того, любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в авторемонте и способному отличить бампер от распредвала, совершенно понятно, что все повреждения машины невозможно определить без частичной разборки автомобиля и помещения его на подъемник в условиях СТО. Собственно поэтому повреждения и называются скрытыми. Понимая и подтверждая абсурдность требований автостраховщиков, прокуроры заявляют, что требование внесения в справку о ДТП сведений о скрытых повреждениях автомобиля не соответствует законам Российской Федерации, а внесение такой информации в справку не входит в компетенцию автоинспекторов.
Стоит отметить, что параллельно с Генеральной прокуратурой подобные же разъяснения своим сотрудникам дало и МВД, запретив им вносить дополнительную информацию и ставить печати в справки о ДТП. Отрадно, что сразу две государственные службы решили «привести в чувство» некоторых обнаглевших автостраховщиков. Жаль лишь, что в этом процессе «приведения в чувство» крайними опять оказались водители. С одной стороны, сотрудники ГИБДД отказывают им ставить печати и вносить дополнительную информацию в справки о ДТП, а с другой – страховые компании у них эти отметки требуют. Сколько нервов потратят автовладельцы, оказавшись меж этих двух огней? Конечно, хорошо, что теперь водители могут жаловаться сразу в прокуратуру.
Но почему бы чиновникам не попробовать решить проблему, не втягивая в конфликт водителей? Например, почему бы не разослать соответствующие пояснения страховым компаниям, а потом не возбудить в отношении них несколько громких дел, дабы неповадно было? Может, тогда страховщики радовались бы своим клиентам не только тогда, когда они им приносят деньги в кассу, но и тогда, когда обращаются к ним за помощью.
Комментарии читателей Оставить комментарий