]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Авто
Главная → Авто → Автообозрение
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
    • Автообозрение
    • Блокнот водителя
    • Тест-драйв КМ
    • Новости дилеров
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Украинский автопром: постсоветские хитросплетения... (Часть 1-я)

23:25 4.03.2014
, Михаил Калинин
Фото с сайта img7.autonavigator.ru

Украинский автопром является полноценным преемником автопромышленности советской и, несмотря на определенную специфику, единокровным побратимом современного российского автопрома. Ведь развивался он по сходной схеме и испытывал, в общем-то, аналогичные проблемы.

В наследство от СССР Украина получила довольно мощный автопромышленный комплекс, продукция которого была хорошо известна не только в Советском Союзе, но и за его пределами.

Об эффективности этого комплекса к тому моменту можно спорить – да, выпускавшаяся автотехника представляла собой, морально устаревшие, неконкурентоспособные на мировом рынке транспортные средства и автокомпоненты.

Да, материально-техническая база в основной своей массе также не отличалось передовой технологичностью, но факт остается фактом – заводы работали, машины сходили с конвейеров.

Ядром украинского автопрома в то время можно назвать четыре ключевых предприятия, закрывавших важнейшие сектора.

Это Запорожский автозавод, специализировавшийся на изготовлении легковых автомобилей (легковушки «Запорожец» и «Таврия»), Луцкий – на малолитражных вседорожниках ЛуАЗ, Львовский – на автобусах ЛАЗ, и Кременчугский – на тяжелых грузовиках КрАЗ.

После обретения независимости, смены политической и экономической системы проблемы пришли довольно быстро. Но в отличие от своих российских коллег украинские автомобилестроители гораздо быстрее сориентировались в непростой ситуации и приняли стратегическое решение о привлечении иностранных инвестиций.

В сентябре 1997 года между «АвтоЗАЗом» и Daewoo было подписано соглашение о создании совместного предприятия (с уставным фондом 150 млн. долл.) на паритетных началах и уже в мае 1998 г. первый автомобиль был собран в рамках СП на Ильичевском заводе автомобильных агрегатов (бывший «Квант»).

Но реализация довольно выгодного обеим сторонам проекта стоимостью 1,33 млрд. долл., рассчитанного на 10 лет и подразумевавшего производство пяти (!) новых моделей была сорвана финансовым кризисом 1998 г. – в декабре того же года сборку автомобилей приостановили.

Дальнейшие разбирательства малоинтересны: споров, упреков и дискуссий было очень много, каждый стремился переложить ответственность за неудачу проекта на партнера.

В итоге в 1999 г. правительство Украины объявило конкурс по выбору компании для управления государственным пакетом – 81,59% – акций «АвтоЗАЗ» . Его выиграла «Украинская автомобильная корпорация «Укравто»» (крупнейший дилер «АвтоЗАЗа» и крупнейший импортер российских ВАЗов на Украину) предпринимателя Тариэла Васадзе.

Она же спустя три года в 2002 г. выкупила этот пакет за смешную сумму около 10 млн. долл. Так украинский автопром повернул на олигархическую модель развития. А «Укравто» сделал первые шаги к тому, что бы в итоге стать крупнейшим оператором украинского автобизнеса, ведущим свою деятельность и на территории соседней Польши.

Корпорация сегодня осуществляет не только сборку автотехники самых разных видов (в том числе и крупноузловую иностранных марок), но и производство автозапчастей и комплектующих, а так же дистрибуцию автомобилей. К тому же «Укравто» остается крупнейших дилерским холдингом.

Кременчугский автозавод (КрАЗ) занялся привлечением иностранных инвестиций еще раньше. В 1995 году стратегическим партнером предприятия стала компания Iveco, при этом почти треть уставного фонда совместного предприятия была быть сформирована за счет средств Европейского банка реконструкции и развития.

Однако в 1999 года половину акций «Холдинговой компании АвтоКрАЗ» выкупило украинско-германское предприятие «Мега-Моторс», связанное с предпринимателем Константином Жеваго. И уже в 2000 г. руководство АвтоКрАЗа сообщило о намерении выйти из состава СП что позже и было сделано.

Причины данного решения называются самые разные – бывшие партнеры опять же не устают обвинять друг друга в неудачах проекта. Как бы там ни было, но в июне 2007 г. «Мега-Моторс» формально вышла из состава акционеров АвтоКрАЗа, хотя компания по-прежнему остается подконтрольной группе «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. То есть олигархия снова оказалось доминирующим фактором.

Судьба Луцкого автомобильного завода (ЛуАЗ), складывалась довольно печально. Завод изначально ориентированный на выпуск малых серий и небольших объемов продукции, в рыночных условиях вообще потерял какую бы то ни было рентабельность и соответственно коммерческую привлекательность.

Он погрузился в долговую пучину с головой даже несмотря на предоставленные государством налоговые льготы. Репутация бесперспективного должника естественно сослужила предприятию плохую службу.

Несколько попыток выставить его на продажу не увенчались успехом – даже за ничтожные 4 млн. долл. никто не хотел приобретать ЛуАЗ (точнее 81,11% принадлежавших государству акций).

Пока, наконец, в 2002 г. концерн «Укрпроминвест» Петра Порошенко не стал собственником этого госпакета. В Луцке стартовала сборка автомобилей УАЗ, а также российских ВАЗов. В 2003 году было объявлено, что впервые с момента приватизации завод вышел на прибыльную работу.

Став частью мощного холдинга ЛуАЗ обрел по сути второе рождение. В 2005 г. вместе с другими компаниями, среди которых «Черкасский автобус», «Isuzu Украина», «Хюндай Моторс Украина» и «KIA Моторс Украина» (всего 20 предприятий), ЛуАЗ выступил учредителем корпорации «Богдан», ставшей по сути вторым по величине автопроизводителем на Украине. Корпорация «Богдан» входит в состав сейчас уже группы компаний «Укрпроминвест» Петра Порошенко.

Инвестиции в развитие производства корпорации на текущий момент превышают 440 млн. долл. Такие серьезные вложения позволили наладить ежегодное производство около 120-150 тыс. легковых авто, до 9 тыс. автобусов и троллейбусов всех классов, а также приблизительно 15 тыс. грузовиков и специализированной техники. Заводы корпорации располагаются в Луцке, Черкассах и Крыму.

Осуществляемая параллельно торгово-сервисная деятельность представлена одним из крупнейших операторов украинского рынка – «Богдан-Авто Холдинг», которому принадлежит около 30 дилерских центров по всей стране.

Еще один наследник советской эпохи – созданный в 2007 году братьями Олегом и Игорем Чуркиными на базе Львовского автобусного завода холдинг «Сити Транспорт Груп».

Братья-предприниматели прославились если не на весь мир, то на всю Европу точно, после скандала с махинациями и разорением Черноморского судостроительного завода. Но это не помешало им добиться реванша уже в автомобильной промышленности.

Сейчас в структуру холдинга входят Львовский и Днепровский автобусные заводы, Николаевский машиностроительный завод, торговый дом «Украинские коммерческие автомобили», сервисная компания «Бус-Сервис» и лизинговая – LAZ Finance.

Среди относительных новичков украинского автопрома можно выделить два заметных предприятия. Первое – Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ). Его история началась в 1995 г. когда он был создан как совместное украино-российское предприятие «Кременчуг-АвтоГАЗ» на базе Кременчугского опытно-экспериментального механического завода.

В 2001 г. появилось современное название – КрАЗС. И если с дилерством – продажей автомобилей различных марок и их техническим обслуживанием у АИС все более или менее ровно, то в области автопроизводства дела как-то не особо заладились.

Изначально, после того как ГАЗовская легковая серия приказала долго жить, КрАСЗ сумел весьма оперативно перестроиться и довольно рьяно принялся клепать по крупноузловому методу продукцию восточных автобрендов: Geely, Great Wall, Chana, Ssang Yong.

Но кризис 2008 г. больно ударил по производству. В итоге рассчитанное на выпуск до 40 тысяч автомобилей в год предприятие в 2013 году выпустило 9049 машин. И даже такой результат можно считать оптимистичным, поскольку годом ранее с конвейера сошло в 2,5 раза меньше автомобилей.

Второму «новичку» повезло больше (хотя все познается в сравнении). Завод «Еврокар», принадлежащий холдингу «Атолл Холдинг», расположился в Закарпатской области около границ со Словакией и Венгрией.

Строительство завода было начато в 2001 г. Общий объем инвестиций в проект составляет 250 млн. долл. Уже в декабре того же года на новом заводе была выпущена первая партия моделей SKODA Octavia.

В мае 2006 г. состоялось официальное открытие второй очереди проекта – нового монтажного цеха по производству автомобилей. Это было уже мелкоузловое производство, с использованием технологического процесса, аналогичного применяемому на SKODA Auto a.s.

В 2009 г. «Еврокар» завершил строительство здания сварочного и покрасочного производств. Успешный запуск нового лакокрасочного производства состоялся в 2011 г.

Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 50 тысяч автомобилей в год. Заложенный потенциал модернизации позволяет довести это количество до 100 тысяч, однако за 12 месяцев 2013 года «Еврокар» произвел лишь 11 494 тыс. легковых автомобилей.

Хотя и этот результат руководство предприятия считает удачным. Его удалось достичь благодаря, в первую очередь началу производства в 2013 г. сразу двух новых моделей: SKODA Rapid, SKODA Octavia А7 и расширению общего количества производимых моделей с 6 до 7.

Сейчас завод «Еврокар» производит весь модельный ряд автомобилей марки SKODA представленный в Украине.
 

Темы: Украина, Авто, Автомобильный транспорт в мире, Автоновости, Автопром в мире
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Компромисса с глобалистами быть не может
«Надо понимать, что этот раздел мира, которого США удалось добиться, теперь надолго»
Горан Брегович, Эмир Кустурица и Гарик Сукачев, 26 августа, Music Media Dome
Блогер Андрей Пыж стал жертвой «параноидальной шпиономании»?
«Евронацизм 2.0. Очень любят просвещенная Европа и светоч демократии США принцип коллективной ответственности»
Кинопремьера «Райя и последний дракон»: праздник общей беды
Никита Михалков связал пандемию с переделом мира
А если «обнулить» еще и Госдуму?
На концерте «Бони Нем» поддержали группу «Пикник» кавер-версией
«В либеральном лагере отлично видят, где слабое место Кремля в чеченском вопросе»
Группировка Свердловск «Нету лучше женщин» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.