Российский авторынок: будет ли свет в конце тоннеля?

Всего несколько лет назад российский авторынок был крупнейшим в Европе, но все изменилось за считаные месяцы

© KM.RU, Алексей Белкин

Всего несколько лет назад российский авторынок был крупнейшим в Европе, в автосалоны выстраивались очереди, заказанные машины приходилось ждать месяцами, что привело к появлению такого давно забытого явления, как дефицит.

Но всё изменилось за считаные месяцы, после хорошо известных событий на Украине. Что касается последней, то если российский рынок напоминает боксера, оказавшегося в нокдауне, то украинский рынок полностью нокаутирован – продажи упали на 60%, некоторые украинские автозаводы вообще вынуждены прекращать выпуск продукции, и конца и края этому спаду в обозримом будущем не видно.

В России ситуацию также сложно назвать позитивной, но в отличие от Украины она пока далека от критической. Тем не менее чехарда с курсом национальной валюты привела к тому, что российский авторынок на ближайшие годы утратил свою былую привлекательность. Впрочем, здесь есть как свои минусы, так и плюсы.

В качестве примера можно привести концерн General Motors, который годами осваивал российский авторынок, строил в России собственные автозаводы и имеет совместное предприятие с АвтоВАЗом, занимающееся выпуском популярного внедорожника Chevrolet Niva. Но весной, как гром среди ясного неба, руководство General Motors объявило об уходе с российского рынка. И это при том, что американский концерн входил в тройку лидеров продаж! Так Россия в одночасье лишилась двух автомобильных марок – Chevrolet и Opel, а разработка «Шеви Нивы» второго поколения была заморожена. При этом GM решил оставить в России высокомаржинальные модели Cadillac, Chevrolet Corvette, Camaro и Tahoe, но производство их частично было перенесено в Белоруссию.

Что было больше в демарше General Motors - политики или здравого смысла, сказать сложно, но в лучшие годы в России концерн продавал более 200 000 автомобилей. И именно во многом благодаря России неплохо зарабатывало южнокорейской подразделение GM-DAT, выпускающее такие популярные модели, как Chevrolet Aveo, Cruze и Captiva. Конечно, 200 000 автомобилей в масштабах GM может и не очень большая цифра, особенно в сравнении с теми миллионами машин, что продаются в США и Китае, но мировой автопром который год переживает не лучшие времена и сознательно уходить с одного из крупнейших рынков Европы – верх неосмотрительности.

Особую благодарность за такой нелепый шаг однозначно выразят GM конкуренты, которые с удовольствием займут опустевшее место, и можно только догадываться, какими словами комментируют подобное решение сотрудники Opel, некоторым из которых однозначно придется подыскивать себе новое место работы. В 2014 году фирма Opel продала в России почти 65 000 автомобилей, и уход с российского рынка негативно скажется на финансовом самочувствии немецкого автопроизводителя, который и без того который год находится в состоянии перманентного кризиса.

По пути General Motors едва не пошла корейская SsangYong Motor, но индийские хозяева фирмы очень быстро одумались. Модельный ряд корейской компании состоит в основном из кроссоверов и внедорожников, а именно этот сегмент меньше всего пострадал в кризис. Да и Россия для SsangYong всегда была одним из приоритетных рынков, поэтому уход с него, пусть даже и сильно «просевшего», был бы грубейшим просчетом. К счастью для самих себя, корейцы вовремя пересмотрели видение ситуации.

Чего не скажешь о фирме Honda, которая уходить из России вроде и не собиралась, но благодаря ряду собственных просчетов все-таки вынуждена это сделать. Японская фирма последнее десятилетие демонстрирует крайнюю неповоротливость и косную, совершенно негибкую политику. Когда в «тучные годы» в России успешно обживались японские премиальные марки Lexus и Infiniti, Honda равнодушно наблюдала за успехами земляков-конкурентов, имея при этом свой премиум-бренд – Acura. Который после долгих проволочек все-таки появился на российском рынке, но тучные годы к тому моменту прошли. В то время как Toyota, Nissan, Mitsubishi и Mazda строили в России сборочные заводы или создавали совместные предприятия, позволяющие удешевить конечную цену автомобилей, Honda продолжала ввозить на российский рынок дорогие модели из Японии, США и Англии. А затем случился Евромайдан, и дела у Honda как в России, так и на Украине пошли под откос.

Высокие цены сыграли с японцами злую шутку – к лету 2015 года в России в продаже осталось всего две модели – Honda Pilot и CR-V, а затем и вовсе было принято решение прекратить до конца года продажи не только автомобилей, но и мотоциклов и даже силовой техники. В 2008 году Honda продала в России почти 90 000 автомобилей, а в этом году вряд ли будет взята жалкая пятитысячная отметка. Меньше чем за десять лет Honda умудрилась скатиться до показателей какого-нибудь китайского автопроизводителя второго дивизиона. Теперь Honda советует дилерам, число которых стремительно сокращается, самостоятельно завозить автомобили, воскресив полудикие схемы девяностых годов прошлого века. Понятно, что будущего у такого автопроизводителя в России нет. Во всяком случае, пока.

Разумеется, конкуренты таким оглушительным провалам аплодируют стоя. Прекрасно понимая, что нокдаун российского рынка - явление временное и что через несколько лет всё может вернуться на круги своя. Пример: в отличие от своих недальновидных земляков из General Motors, концерн Ford открыл в России новый моторный завод, свое моторное производство открыл и Volkswagen и даже маленькая, но гордая фирма Mazda собирается начать выпускать в России моторы. Все эти компании работают на перспективу, и хотя 2016 год может оказаться одним из худших за всю историю российского авторынка, вслед за черной полосой неизбежно последует белая.

Когда?

Оптимистично настроенные эксперты называют 2017 год, а по самым пессимистичным прогнозам, российский авторынок не восстановится до конца этого десятилетия. Однако когда это наконец произойдет, весьма заметно поменяется расклад сил. Лидирующей группе – АвтоВАЗу, Hyundai/KIA и Renault-Nissan вряд ли что-то будет угрожать, но идущими за ними следом автопроизводителям, возможно, придется научиться играть по новым правилам и в иных условиях.

Что касается лидеров, то их позиции выглядят незыблемыми благодаря наличию в модельном ряду бестселлеров российского рынка. Renault обеспечил себе безбедное существование на годы вперед благодаря троице Renault Logan/Sandero/Duster; Hyundai/Kia надежно прикрыли тылы моделями Solaris и Rio, у которых попутно имеется хоть и немногочисленная, но серьезная «группа поддержки», а АвтоВАЗ кардинально усилится к началу 2016 года моделями Lada Vesta и XRAY.

Можно не сомневаться, что все вышеназванные автомобили будут в ближайшие два-три года возглавлять хит-парад российского автомобильного рынка и не исключено, что именно благодаря им отечественный рынок и возродится. И хотя до конца кризиса предстоит проделать очень долгий путь и свет в конце тоннеля ещё не виден, но в том, что этот путь будет пройден, не сомневается практически никто.

Например, тот же… General Motors! Который вроде и покидает российский рынок, но как выяснилось, при этом не прочь зайти на него через другую калитку, начав поставки автомобилей Chevrolet с завода GM-Uzbekistan под новообразованной маркой Ravon. Американцы могут делать сколь угодно громкие заявления, но считать деньги они при этом тоже умеют.

Остается только посочувствовать Opel, которому американские хозяева уже который раз с 1929 года перекрывают кислород, а переименованные в Ravon автомобили Chevrolet и дальше будут продаваться в России.

Комментарии читателей
01.11.2015, 18:47
Гость: Европеец

В автопроме не надо разбираться. Вполне хватит :
//
- почитать отзывы владельцев
- посмотреть сиденья Весты
- прочитать немного о 8 вентильных моторах Весты
- посмотреть статистику продаж дома и за гранцей
- посмотреть на ветерана Лада 4х4 - реликт еще тот
- подсчитать сколько человек изготавливает этот брак в Тольятти и сравнить с другими производителями
//
Вот и все. Вся наука.
То что Андерсон сделал это хорошо.

01.11.2015, 17:37
Гость: Европеец

Да, я слышал легенды о том как по понедельникам вместо все еще протрезвляющихся вазовцев к конвейеру ставят студентов. :-)

01.11.2015, 17:13
Гость: Горбачёв побойчее Вас был )))

а Вы какой-то скромник)))
Михал Сергеич обещал что мы станем законодателями автомобильной моды))
Ни больше, не меньше)))

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.