Стрельба из пистолета: почему бензин такой дорогой?
© KM.RU, Илья Шабардин
Так часто слышал этот вопрос за последние лет двадцать, что решил разобраться и найти ответ. Для удобства составил табличку. Сделать это оказалось непросто. В открытом доступе не так много внятной и достоверной информации о динамике цен. И ту, что есть, необходимо проверять, потому что источники противоречат друг другу. Отчасти из-за разных методик подсчета одного и того же параметра, отчасти — из-за внутренних хитростей «науки статистики». Это как «средняя зарплата» и «среднедушевой денежный доход» — не одно и то же. Да и саму среднюю зарплату вычисляют несколькими способами. В общем, данная таблица не очень точный инструмент, но вполне позволяет понять общие тенденции.
В скобках указан прирост относительно 2000 года. Приведены среднегодовые цены на нефть и бензин, потребительские цены на хлеб из муки высшего сорта, примерные средние цены для нового отечественного автомобиля, электроэнергия — среднегодовые московские тарифы для населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника. Источники: Росстат, ЦБ РФ, Минсельхоз, РБК, Московская топливная ассоциация, Региональная энергетическая комиссия г. Москвы.
Одна из них: розничная цена бензина очень слабо зависит от цен на нефть. Настолько слабо, что сравнения неуместны. Бензин ползет медленно, но верно и только в одну, хорошо предсказуемую сторону. Нефть же живет по своим законам и бурно реагирует на сиюминутные экономические и политические настроения. В 1999 году баррель оценивали в 10,4 долл., а в 2008-м — в 148,4 долл.! Реальная же стоимость нефти — какое-то совсем абстрактное понятие для людей без наивысшего экономического образования.
Из чего складывается ценник
Себестоимость самой нефти и ее добычи в цене российского бензина составляет около 6%. Суммарная прибыль продавцов бензина — оптовых и розничных — в диапазоне 18–22%. Еще около 22% — переработка нефти и транспортные расходы. Остальное — фиксированная величина, определенная суммой всех налогов и акцизов, начиная с налога на добычу полезных ископаемых и заканчивая НДС.
А вот расходы на переработку, транспортировку, содержание нефтебаз, АЗС и — да-да! — персонала неизбежно и ежегодно растут. Тогда как их доля в стоимости бензина в три раза больше и важнее, чем цена на нефть.
Из любопытства поинтересовался принципами ценообразования в хлебопекарной промышленности: стоимость муки — 20% от розничной цены батона, 45% — производство и доставка, торговая наценка — свыше 30%. Выходит, грешить на жадность продавцов топлива неуместно — три шкуры с нас они не дерут. Вернее, три шкуры с нас дерут не они.
Кто виноват?
Да, половина стоимости бензина — налоги и акцизы. Но они не подвержены сезонным изменениям в зависимости от каких-то факторов. Есть закон — есть налог, нет закона — нет налога. Можно топать ногами и плеваться, но такая же схема во всех странах планеты. Где-то берут больше, где-то меньше, так устроен мир.
Если же обратить внимание на переменную составляющую стоимости бензина, то бросается в глаза, что средняя зарплата (и у работников нефтеперерабатывающей отрасли тоже) растет существенно быстрее, чем стоимость топлива.
Не хочу сказать, что мы сами виноваты в том, что бензин дорожает из-за постоянного повышения зарплаты. Я клоню к тому, что повод для жалоб какой-то сомнительный. Просто посчитайте: в 2000 году на среднюю зарплату вы могли бы приобрести 273 л горючего. А в 2015-м — больше 900! Даже если предположить, что «статистика все врет» и реальная зарплата в два раза ниже официально объявленной.
И все равно не возьмусь определить, когда же бензин «ощущался карманом» дороже — тогда или сейчас? Подозреваю, тут не справится даже продвинутый экономист. Понадобятся данные какой-нибудь «расширенной потребительской корзины», а ее состав за эти годы многократно поменялся. Вместе с тарифами ЖКХ, стоимостью транспорта, медицины, образования и много чего другого. Прямое сравнение в разах или процентах утратило смысл. Но могу сказать совершенно точно: стреляться еще не время. И лично я дороговизной топлива возмущаться продолжу чуть менее громко.
Автор: Зиновьев Сергей
Комментарии читателей Оставить комментарий
вы взяли ник Торонто, а жизни там не знаете.
Вам для информации... я там как раз прожил несколько лет.
канада продает нефть сша (за доллары), а потом Покупает у сша нефть (опять за доллары).
потому что вся нефтедобыча находится в провинции Альберта.
это как в районе новосиборска от москвы.
на западе, нефть по трубопроводу сразу перекачивается в сша, а восточные провинции получают нефть Из сша.
своего трубопровода между западом и востоком у канады нет.
раньше не было на один товар толпы перекупщиков (эффективных менеджеров).
Производство литра спирта в СССР в начале 70-х стоило 6 советских копеек, пол литра спирта продавали в магазине по 5 р. 85 коп. Литр бензина продавали в то время за 6 копеек. Все что современные нувориши будут трепать языками о сложности и дороговизны производства бред. При отсутствии иного производства товаров высокие цены на бензин и на алкоголь это единственный способ обогащения владельцев этих предприятий, а для бюджета живые деньги в виде налогов.
Зачем сравнивать Норвегию, которая меньше Москвы и всю Россию? Вы еще с ОАЭ сравните. Это крайне некорректно.
Будем взращивать гроздья гнева и дожидаться урожая...