Госдума решила пустить беспилотники на дороги общего пользования
Беспилотный КАМАЗ. Фото с сайта kamaz.ru
Подготовлен проект решений, которые в будущем могут вылиться в законодательные акты, и дан ответ на главный вопрос — кто в случае аварии с БПТС должен нести за это ответственность.
Сегодня произошло событие по истине эпохальное — депутаты ГД РФ, представители профильных министерств и ведомств, субъектов РФ, предприятия-разработчики беспилотных транспортных систем, представители научных и общественных организаций собрались, чтобы обсудить нормативно-правовое регулирование использования беспилотных транспортных систем (БПТС) в Российской Федерации.
Законодательная проблема является сегодня главным препятствием эффективного развития направления БПТС. И не только у нас, но и во многих странах, где внедряют роботехнику. Пока практически везде беспилотники запрещено использовать на дорогах общего пользования, исключения сделаны лишь в США, где разработаны отдельные законодательные акты, регламентирующие испытания и передвижения автомобилей с автономным управлением в ряде штатов (например, Флорида, Невада, Мичиган).
У нас эту тему подняли не так давно. Ответственный секретарь комиссии ГД РФ по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров в своем выступлении отметил, что, к сожалению, Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. Поэтому сегодняшнее обсуждение имеет высокую важность для реализации дорожных карт НТИ AutoNet, а также программы создания отечественных БПТС в целом.
В ходе Круглого стола было принято несколько ключевых решений. Во-первых, дано поредение самому понятию беспилотное транспортное средство(БПТС). Предлагается изложить его в следующей редакции: «Беспилотное транспортное средство» — механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя». Разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования следует только в том случае, если в его кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим. Запрещается полностью передавать беспилотнику контроль за движением транспортного средства по дорогам общего пользования. Участники определили, что ответственность за ДТП в случае его возникновения, полностью лежит на водителе беспилотника. Это будет закреплено в соответствующих статьях ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», ФЗ 63 УК РФ, ФЗ 14 ГК РФ, правила дорожного движения, а также в КоАП.
На борту БПТС в обязательном порядке должен быть установлен самописец («черный ящик») для фиксации параметров движения автономного автомобиля, а также ведения видео и аудио записи дорожной обстановки. Автономный автомобиль должен иметь опознавательный знак «Беспилотное дорожное транспортное средство». Предлагается также добавить формулировку «доверенность на право управление БПТС» и указать, что она должна быть нотариально заверена.
Поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной Думой до конца 2016 года.
Также сегодня стало известно, что срок тестирования беспилотных КАМАЗов на дорогах общего пользования сдвигается на 2018–2019 гг. Об этом сообщила пресс-службе ПАО «КамАЗ». Ранее предполагалось, что беспилотные грузовые автомобили будут испытывать на платной трассе М11 «Москва-Санкт-Петербург» в 2016–2018 гг.
К Чемпионату мира по футболу в 2018 году обещают подготовить и первый российский беспилотный автобус. Этим сейчас занимается Волгоградский производитель Volgabus. Первые наработки компания собирается представить уже летом этого года.
Свои беспилотники готовит и Группа ГАЗ, о чем уже неоднократно заявляла. Уже есть первые наработки по созданию самоуправляемых автомобилей на базе грузовиков «Урал» и автобусов ЛИАЗ. Решение вопроса упирается лишь в финансирование — новые технологии требуют солидных денежных вливаний, и здесь ГАЗ рассчитывает на помощь государства.
Автор: Алексеева Елена
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вот ворам-бандюганам будет лафа: остановят грузовичок, освободят от груза и отправят дальше! А наши умельцы-хакеры программку разработают запросто. Ура техническому прогрессу!
БПТА на дороги пускать рано. Надёжность нашей техники недостаточна для таких технологий. Их следует разрабатывать в военных целях. А на дорогах они смогут безопасно ездить со скоростью до 40 км в час и тем самым полностью парализуют движение. Либо полностью запретить вождение живыми людьми и управлять ВСЕМИ машинами автоматически и из единого центра... Ну а то, что предлагает законодатель, называется круиз-контроль.
При всём моём уважении к новым технологиям не хотел бы я оказаться на дорогах, где будут тестировать беспилотные автомобили, особенно на наших российских дорогах, с нашим российским менталитетом и ответственностью....
(впрочем и на западных дорогах могут возникнуть непредсказуемые проблемы)
Пока это маниловщина. Похоже на очередную распиловку денег.
А так - пока российскип дороги не позволяют это осуществить.
Вот будут широкие 3 полосные или 4 полосные дороги в одну сторону. И отдельно выделенная правая полоса, причем изолированная для грузового транспорта. Тогда можно будет говорить об автопилотах и роботах для грузовиков.
Наиболее близки к осуществлению таких идей железнодорожный транспорт. Кати себе по рельсам. Но даже здесь необходим машинист.
Для этих устройств нужны специальные дороги только для них, пока их интеллект не буде равен хотя интеллекту пациентов психодиспансера, а визуальные датчики по надёжности-глазу слепого о9 человека