Финансовая разведка ужесточает законодательство

Многие эксперты полагают, что в результате не столько повысится эффективность борьбы с преступностью, сколько расширится арсенал спецсредств силовиков для вымогательства и рейдерства.
По словам Юрия Чиханчина, в прошлом году финансовая разведка провела 786 проверок соблюдения организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. После 723 проверок (92% от их общего числа) были возбуждены дела об административных правонарушениях. А всего «под колпаком» Росфинмониторинга находится почти 21 500 организаций – лизинговые и факторинговые компании, игорные дома, риелторские фирмы и т. д.
Нет оснований не доверять данным Росфинмониторинга. Но есть еще данные Росстата, которые рисуют несколько иную картину. К примеру, число фирм-однодневок, борьбу с которыми каждый год провозглашает власть, кратно выросло только за последний год, невзирая на достижения финансовых разведчиков.
Еще аналитики говорят, что за ворохом этих цифр не просматривается главное: нет свидетельств того, что в итоге той или иной проверки была раскрыта некая банда или обезврежены террористы. Может быть, более конкретную информацию Чиханчин предоставит в FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), перед которой Россия, как ее полноправный член, будет отчитываться со дня на день. «Я как руководитель российской делегации буду отчитываться в целом. Отчет готов, все положительно. Есть технические вопросы… Надо сделать поправки в закон, и мы до конца этого года все эти поправки сделаем», – доложил шеф финансовой разведки президенту страны.
Поправки в законодательство коснутся прежде всего ФЗ №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки получат право приостанавливать операции, если их характер выглядит сомнительным. Срок приостановки таких операций составит 30 дней, в течение которых правоохранительные органы смогут проверить их соответствие законодательству.
Кроме того, предполагается внесение поправок в Закон «О банках и банковской деятельности», в частности, предоставление силовикам права в ходе оперативно-розыскных мероприятий «вскрывать» банковскую тайну и контролировать движение финансовых средств по счетам.
«Антиотмывочный» пакет также включает изменения в Уголовный кодекс, которые позволят налоговикам приостанавливать работу предприятия, реального собственника которого не удается идентифицировать... В общем, понятный набор полномочий, которые при честном использовании помогут силовым органам более эффективно бороться с грязными деньгами. Но при недобросовестном подходе как минимум создадут условия для вымогательства взяток, а может, и для захвата чужого бизнеса.
Сам глава Росфинмониторинга настроен оптимистично: «За все годы работы, при всей сложности и конфиденциальности этой работы, из стен учреждения никогда не уходила информация, которая наносила бы ущерб бизнесу, ущерб экономике». Представители бизнеса видят перспективы применения новых полномочий силовиков более пессимистично.
Сегодня почти каждый предприниматель может потерять свой бизнес в результате сфабрикованного судебного дела по обвинению в отмывании доходов, считает председатель общественной организации «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, причем Генпрокуратура в подавляющем числе случаев поддерживает сторону обвинения.
Сужаются сами полномочия прокуратуры в сфере защиты бизнеса от проверок государственных органов. В Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», по словам вице-президента «ОПОРЫ России» Владислава Корочкина, недавно были внесены поправки, ослабляющие функции прокурорского надзора над проверяющими органами. «В результате правоохранительные органы часто чувствуют себя выше закона», – говорит Корочкин.
Вряд ли позицию Генпрокуратуры изменит выделение в ее структуре специального управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Возглавил ее Александр Буксман, печально известный участием в деле «ЮКОСа» и аукционной комиссии, занимавшейся продажей «Юганскнефтегаза» тверской фирме «Байкалфинансгрупп».
Основной удар новых поправок придется, конечно, по малому и среднему бизнесу, т. к. бизнес олигархов давно и плотно связан с чиновничеством. Сами предприниматели трезво оценивают риски от изменений правил даже не столько в их содержании, сколько в практике применения.
Они говорят примерно одинаково. Мол, можно не уходить от налогов, можно не пользоваться фирмами-однодневками, вообще многое можно решать иначе, чем сейчас, не «подставляясь» под преследование за нарушения. Но только при одном условии – если правила будут строго обязательны для всех игроков рынка. Иначе те, кто будет строго следовать букве и духу закона, оказываются в заранее проигрышном положении по сравнению с теми, кто имеет некую негласную лицензию от государства на нарушения. На деле же единых правил нет, требования предъявляются выборочно. И нет признаков того, что власть всерьез намерена изменить эту позицию.
А в сложившейся практике любые самые благие ужесточения послужат на деле только одному – устранению с рынка неугодных игроков в пользу угодных.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я тебя породил, я тебя и ... .