Когда бизнес не кошмарят, он кошмарит потребителей

Вскоре после того, как высшее руководство потребовало от контролирующих органов прекратить «кошмарить бизнес» постоянными проверками, «кошмарить» потребителей принялся уже сам бизнес. А «дикий рынок» еще раз подтвердил свою принципиальную неспособность к саморегулированию и цивилизованному ведению бизнеса. Дело в том, что количество контрафактной продукции на торговых прилавках резко выросло. Как заявил РИА «Новости» руководитель столичного Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, более трети товаров, реализуемых в нашей столице, являются контрафактными. «Около 35% товаров в Москве являются контрафактными. Самое печальное, что мы лишаемся возможности контроля над ввозом контрафактной продукции»,— посетовал чиновник столичного правительства. Для того чтобы иметь право проверять каждый вид продукции на отечественном рынке, необходимо специальное разрешение, сетует столичный чиновник. Такой порядок провоцирует рост смертности среди жителей города из-за употребления фальсификата. Понятно, что в первую очередь это касается некачественной алкогольной продукции. Таким образом, уменьшение чиновничьего беспредела автоматически обернулось беспределом производителей и продавцов контрафакта.
В связи с этим московский мэр Юрий Лужков уже высказал идею о возвращении столице функции контролирующего органа за ввозом контрафактной алкогольной продукции. Аналогичные права в этой сфере, по его мнению, следует вернуть и некоторым другим регионам. По данным издания ЦИФРА, с 2000-го по 2008 год около 30% рынка крепкого алкоголя составляла контрафактная продукция, 70% — легальная. Но с октября 2008 года пропорция стала смещаться в сторону контрафакта (согласно официальной статистике, акцизы были выданы на 121 миллион дал, в 2007 году — на 130 миллионов дал), и по итогам 2009 года теневой рынок вырос до 45%.
Инициативу столичных властей комментирует глава Союза потребителей России Петр Шелищ:
— С моей точки зрения, такие контролирующие функции вернуть нужно. Потому что в противном случае, защищая бизнес от административного давления и чиновничьих поборов, одновременно наши власти защищают — так уж получается — недобросовестный бизнес, которого сейчас становится все больше и больше. Причем по вполне естественным причинам. Если нарушение законов и прав потребителей не наказуемо, то любой предприниматель станет этим заниматься. Потому что иначе он окажется неконкурентоспособен.
Союз потребителей России и я лично (а также главы пяти существующих в нашей стране потребительских организаций) неоднократно обращались к руководству страны по этому поводу. Но никаких внятных ответов так и не получили, кроме отписок со стороны министерств. А речь идет о том, что положение потребителей с момента начала кризиса резко ухудшилось. Причем я бы не стал сейчас акцентировать внимание на контрафакте. Я думаю, что это слово Владимир Иванович Малышков употребляет как крепко запавшее ему в голову ругательное слово.
Сейчас наибольшие неприятности представляет не контрафакт. Последний — это нарушение прав обладателей товарных знаков. Когда вам под лейблом известной фирмы продают костюм, изготовленный на какой-нибудь подмосковной трикотажной фабрике. А вместо духов «Шанель № 5» продают нечто, изготовленное в соседнем подвале.
На самом деле, есть простые средства борьбы со всем этим, но их никто не заинтересован использовать. Например, установить в законе не только ответственность того, кто производит или распространяет контрафакт, но и того, кто, не имея для этого оснований, оказывает таким бизнесменам услуги, связанные с производством этой продукции. Например, изготавливает упаковку, этикетки или делает разного рода сопроводительные бумаги, без которых эта продукция просто не сможет обращаться на рынке.
Потому что совершенно очевидно, что упаковка для тех же французских духов делается у нас, а не во Франции. У нас же печатаются этикетки для бутылок паленой водки. Причем многие типографии занимаются этим вполне официально. Можно прийти и разместить заказ на печать 1 млн экземпляров этикеток, и никто даже не поинтересуется, есть ли у меня права на изготовление данной продукции.
Это что касается контрафакта. Но сейчас главная проблема для потребителя на рынке — это не контрафакт, а фальсификат. Когда вам вместо сливочного масла подсовывают маргарин или какую-то смесь растительных жиров, которые сейчас в большом количестве завозят из Африки и Азии (всякие кокосовые и пальмовые масла). У нас ГОСТЫ с 1992 года не являются обязательными (кроме требований по безопасности). А совсем недавно отменили и обязательную сертификацию пищевой продукции. Я уже много лет добивался, чтобы обязательными были не только требования по безопасности, но и идентифицирующие признаки. То есть те признаки, по которым можно определить, что это за товар. Например, сливочное масло не может включать себя растительные жиры и т. д.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Абсолютно не требуется быть гениальным управленцем,чтобы понимать элементарную вещь - отсутствие контроля за бизнесом(а сейчас именно это в России и произошло,благодаря нашим пионерам-президентам) приведет только к падению уровня качества и росту цен на продукцию.Потому что иначе-то как?Глупо было бы иначе.....
"Государство, основанное на рыночных отношениях" это гораздо более страшная утопия чем коммунизм. В условиях идеализированных рыночных отношений меланин и ртуть в детском питании, а свинец и кадмий в игрушках это норма. Западные учителя заставляют жить Россию по моральному кодексу XIX века, хотя сами живут в условиях столь плановой эконимики, что в СССР о таком могли только мечтать.
Цель бизнеса-получение прибыли,у него есть товар-он его должен продать,невадно каким путем.Поэтому все рассуждения об ответственности бизнеса перед покупателем,о моральных качествах-все вторично.А поскольку наша экономика находится на крайне низком уровне,то до вторичных признаках бизенса речи не доходят.Бизнес-лобби в Думе сняли сертификацию товаров и пошел вал некачственных товаров,даже опасных.Если раньше покупателю добиться правды было трудно:в лучшем случае вернут товар и даже не извиняться,то сейчас это стало невозможным.Простой человек бесправен и всегда крайний. А гражданин,который добивается правды всячески оскорбляется и обвиняется в сутяжничестве. Введите в РФ главенство закона и бизнес и чиновники будут нормально работать.
"вам под лейблом известной фирмы продают костюм, изготовленный на какой-нибудь подмосковной трикотажной фабрике."
Я буду только рад, если в России спустя почти 80 лет после "великого октября" смогу не китайцы и не Въетнамцы шить человеческую одежду, а не "голифе" для танкистов и не "детское пальто из сераго драпу" образца 1935г. если в РФ уже могут подделывать бренды так как это уже лет 30 делают китайцы, значит в РФ тихо тихо помаленьку начинает производство появлятся.
Ты даже здесь не догоняешь. Тебе это что, Аська что ли? Конечно же все цензура просматривает, а то бы я тебя такой образованностью обложил, что среди своих был бы просто тузом.