Александр Лукашенко примерит образ либерала?

Президента Белоруссии Александра Лукашенко с ходу не отнесешь к лидерам, любящим эпатировать общество как внутри страны, так и за рубежом, однако батька порой не гнушается определенного рода экстравагантности в своих заявлениях. Так, в интервью китайским СМИ Александр Григорьевич вдруг заговорил о возможной политической реформе в своей республике. Если быть точнее, не исключил ее проведения.
«Мы сегодня изучаем определенные тенденции в мире. И, конечно же, мы и приспосабливаться будем, и модернизировать нашу политическую систему... И думаю, что нам надо обратить серьезное внимание на политическую реформу, или реформу политической системы нашей страны... Надо всегда быть на шаг впереди тех процессов, которые будут у нас происходить. Я об этом впервые говорю, но обдумывал давно этот вопрос, обсуждал эти проблемы. И мы потихонечку будем в этом направлении двигаться», – цитирует Лукашенко белорусское агентство «Белта». А вот и «катарсис» для тех, кому уже прозвучавшего мало: «Главное – сохранить стабильность, дать возможность человеку нормально жить и выражать свое мнение, дать возможность сохранить его основные права, на которые он претендует и вправе иметь их».
Как видим, слова, в общем-то, из серии «за все хорошее против всего плохого». Кто против изучения «определенных тенденций»? Нормальный рабочий процесс. Кто против того, чтобы «быть на шаг впереди»? В конце концов, развивающаяся политика и так предполагает реформы, просто теперь батька озвучил эту нехитрую мысль, да еще не родному городу, а всему миру. Но самой стилистики высказывания, как можно было практически тут же убедиться, хватило для того, чтобы вогнать в некоторый ступор экспертное сообщество как в Белоруссии, так и в России. Комментаторов понять несложно. Людям, конечно, свойственно меняться, но батька как-то уж укорененно воспринимается «несокрушимой скалой», одиноко возвышающейся над бескрайними водами вязкой дипломатии. А тут – сенсация целой эпохи. Неужто Лукашенко поддался общемировой панике и всерьез стремится упреждающе предотвратить революцию, нареченную очередным цветом? И если нет (что очевидно), то чем тогда можно мотивировать это неоднозначное заявление?
Очевидно, что ключ к разгадке данного политологического ребуса даст лишь его автор. Наверняка в уже достаточно обозримом будущем (быть может, самом скором) появятся некоторые разъяснения со стороны Александра Григорьевича, что он, собственно, подразумевал под политической реформой как таковой, как в принципе видит ее реализацию, а главное – для чего вся эта каша была заварена. Пока что однозначно констатировать можно лишь то, что батька уже вошел в короткий перечень самых заметных ньюсмейкеров едва начавшегося года (подводя итоги 2012-го, это интервью Лукашенко вспомнят непременно!).
Заявление белорусского лидера также весьма удивило нашего эксперта – кандидата философских наук, заведующего кафедрой социологии международных отношений МГУ, лидера Международного евразийского движения Александра Дугина:
– На мой взгляд, белорусское общество устроено оптимально с точки зрения норм реальной демократии. Есть формальная демократия, которая в Белоруссии тоже соблюдается, а есть реальная демократия. Она представляет собой факт соучастия народа в собственной судьбе, в определении Артура Меллера ван ден Брука. Т. е. если народ чувствует, что власть и политическая система, в которой он живет, соответствуют его интересам, его ценностям, стратегическим ориентирам и взглядам на будущее, то это – реальная демократия. При этом реальная демократия может сочетаться с формальными демократическими процедурами, а может не сочетаться. В Белоруссии имеется счастливое сочетание формальной и реальной демократий. Поэтому мне представляется, что для политической реформы в Белоруссии просто не имеется никаких оснований: система легальна и легитимна. Лукашенко – лидер и легальный, и легитимный. Легальный с точки зрения формального соответствия внутреннему законодательству, легитимный – с точки зрения соответствия того, что от него ожидают, в т. ч. в Москве.
– Зачем же тогда Лукашенко понадобилось говорить о политической реформе?
– Ну, может быть, он хочет создать еще один инструмент обратной связи, заботясь о том, чтобы такое положение дел, которое существует по факту, совершенствовалось. Он прекрасно слышит свой народ, но хочет слышать его еще лучше. Отличие белоруской политической системы от прочих других систем – в том, что лидер любит свой народ, так же, как и в Казахстане. Президент Казахстана любит казахов и понимает их. К сожалению, во многих других странах ситуация отличается... Конечно, это – неформальный, но очень важный критерий духовной составляющей политики. Вот это и есть механизм легитимации. А какие дополнительные формальные институты сюда привлечь, каждый лидер решает сам. Я думаю, что и существующая сейчас в Белоруссии система прекрасно соответствует и требованиям внешней демократии, и ожиданиям в белорусском обществе.
– А Вы допускаете мысль, что белорусский лидер мог сделать это заявление «под обаянием» последних инициатив своего российского коллеги Дмитрия Медведева?
– Я не могу себе представить ни одного вменяемого человека, который может попасть под обаяние Медведева. Это исключено. К его словам и делам, полагаю, не только его противники, но и сторонники или безразличные относятся скорее как к недоразумению. В российской системе существует некое стремление сдать назад, вернуться в начало «нулевых» с точки зрения выборности губернаторов, демонтажа сурковской модели управляемой им демократии; тут нет никакого аналога с Белоруссией. Там нет такой зловещей фигуры «кукловода», который то создает искусственные партии, то разводит их, формирует псевдотренды в политике, в культуре, в идеологии... В Белоруссии все прозрачно. Там власть легальна и легитимна, в России – менее легитимна, хотя и легальна.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Во, всполошились... А Между тем глава ЦИК Ермошина проговорилась. Речь идет всеголишьо введении пропорциональной системы формирования парламента. Причем, как сказал на днях глава верхней палаты парламента Рубинов, по партийным спискам, вероятно, будет избираться 20-25%.
А зачем это надо? Ну, говорят, что для развития партий, хотя на партии Батьке наплевать - за 17 лет он не удосужился создать даже пропрезидентскую партию.
Скорее всего, хотят повторить российский фокус, когда федеральные партии, даже не прошедшие в парламент получают гос. финансирование, которое может быть прекращено в случае получения средств из-за рубежа. При таких условиях, "Яблоко", например, публично отказалось от грантов. Вот Лукашенко и белоппов хочет поставить перед таким нелегким выбором: либо стабильное госфинансирование, либо сладкие и привычные, но неверные гранты.
Хитер Александр Григорьевич!
Ты что ли "Екрал" и вывез? Верю-верю.А что про вечно засыпанные снегом города России, о медведях которые бродят по заснеженным и темным улицам российских городо, и мужиках в лаптях и с балалайками? Фантазии не хватило?
Eкрали и вывезли pf ,eujh около $1 трлн.
Скачай с инета.
Опять про любовь.Оставьте Вы детские причитания - ах меня президент не любит....(или любит).Президент должен исправно выполнять свои обязанности согласно Конституции.Это его обязанность.А любит пусть свою семью и детей.Этого вполне достаточно.Любит свой народ, не любит...это понятия абстрактные и недоказуемые. А вот добросовестное исполнение обязанностей главы государства это понятия конкретные.Вот Лукашенко своими непродуманными а в ряде случае популистскими действиями загнал экономику Белоруссии в кризис.Во что это вылилось для белорусского народа известно. Вот и гадайте любит Лукашенко свой народ или нет.Или у Вас по принципу - бьёт , значит любит? Так что оставьте эти причитания.Дугин ляпнул а Вы подхватили.