«ЗЕЛИГ» (Zeiig) США, 1983, 79 мин.
Философско-сатирическая комедия.
Если даже не восторгаться этой лентой в целом, все же придется признать, что она является триумфом актерского и режиссерского, да и вообще кинематографического, мастерства. Заурядный, «одномерный» (почти по Герберту Маркузе) человек по имени Леонард Зелиг становится самой знаменитой персоной в конце 20-х годов. Он обнаруживает уникальную способность физически и духовно перевоплощаться в любого из людей — толстяка, китайца, Ф. Скотта Фитцджеральда, Чарли Чаплина или в Гитлера. Человек-хамелеон сам по себе никого не интересует, но все восхищаются его умением непредсказуемо меняться, подделываясь под кого угодно. Эта история для режиссера Вуди Аллена — лишь повод для создания едкой сатиры на массовое сознание, процесс манипуляции отдельным индивидом в обществе. Картина клеймит конформизм и мимикрию, которые позволили в 20 веке, в эпоху научно-технической революции и немыслимого ранее прогресса, прийти к власти многим диктаторам, превратившим народы в послушную, нерассуждающую, «хамелеоновскую» толпу.
Фильм Аллена — философская антиутопия, опрокинутая в прошлое, или своеобразный антиэпос. Его собственный «Двадцатый век» — повествование, в сущности, не о времени, которое может быть выражено в частных судьбах героев. Речь идет о «человеке с миллионами лиц», который бесконечно тиражирует себя в разных обличьях, является своего рода «гутенберговой галактикой», маклюэновской mass media, безостановочно воспроизводящей, запечатлевающей само время. Не случайно режиссер использует старую хронику, потрясающе, умонепостижимо внедряя своего героя в когда-то законсервированную на пленке эпоху, словно документируя выдуманную жизнь никогда не существовавшего персонажа (заметьте, что это было сделано за одиннадцать лет до соответствующих компьютерных ухищрений в «Форресте Гампе»). Вымысел и реальность меняются местами, создавая ощущение, что заснятое прошлое — фикция по сравнению с метаморфозами Зелига, будто «чужака», засланного в минувшее. Пожалуй, Вуди Аллену и его оператору Гордону Уиллису также удалось в своей черно-белой ленте превзойти предшествующие достижения Питера Богдановича («Последний киносеанс», «Бумажная луна») и Мела Брукса («Молодой Франкенштейн») по стилизации, почти полной идентификации с давними фильмами.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Вуди Аллен, Миа Фэрроу, Гэррет Браун, Стефани Фэрроу, Уилл Холт, Сол Ломита.
Режиссер Вуди Аллен.
Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий