Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ФОРЕСТ ГАМП
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ФОРЕСТ ГАМП


Постер фильма «Форест Гамп».

«ФОРЕСТ ГАМП» (Forrest Gump) США, 1994, 142 мин.

Трагикомическая притча.

Лента Роберта Земекиса, всеамериканский феномен 1994 года, стала пятой по счету в списке общих рекордсменов США, превысив рубеж в $ 300 млн И это единственная не фантазийная картина в пятерке кассовых лидеров. Хотя рекламная кампания проводилась таким образом, что создавалось впечатление: постановщик трех серий фантастической супрезрелищной ленты «Назад в будущее» вновь снял нечто необычное, экстравагантное, связанное с путешествием во времени. Заглавный герой, выходец из южного (а в понимании многих — заведомо патриархального и консервативного) штата Алабама, действительно странствует по всей Америке в 1950—80-е годы, так или иначе оказываясь очевидцем исторических событий в жизни нации, буквально влезая в кадры кинохроники, запечатлевшие известных политических деятелей эпохи от Джона Кеннеди до Рональда Рейгана и популярных певцов от Элвиса Пресли до Джона Леннона. Как раз эти виртуозные по техническому исполнению моменты (авторы визуальных эффектов во главе с Кеном Релстоном, разумеется, получили «Оскар» — а всего их было шесть, включая призы за фильм, режиссуру и мужскую роль) крутились на ТВ, порождая иллюзию, что Форест Гамп — некий человек-хамелеон (как алленовский Зелиг), внедряющийся «вперед в прошлое».

Но предшественниками нового all american hero, в миг ставшего культовой фигурой середины 1990-х годов (даже престижные политические журналы посвятили несколько статей явлению «гампизма», а по всей Америке стали возникать клубы «гампоманов»), следует считать не комиксовых или фантазийных персонажей из других произведений «бейби-бумеров», включая самого Земекиса. Хотя нельзя не отметить, что Форест Гамп — как бы идеальный представитель этого поколения, вечный ребенок, не меняющийся в течение сорока лет жизни (его экранная биография завершается в середине 80-х), беспечное дитя нации, зря вырванное за пределы своего родного уклада, семейного очага. Притчевые бунтарские «кукушки» или философски мудрые «простодушные» из таких блистательных фильмов, как «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» Милоша Формана (по роману Кена Кизи), «Будучи там» Хела Эшби (по книге Ежи Косинского) и «Мир по Гарпу» Джорджа Роя Хилла (по бестселлеру Джона Ирвинга), все-таки принадлежат «бурным шестидесятым» или «горьким семидесятым». И даже ссылки на явную перекличку «Форреста Гампа» с социальными комедиями Френка Капры, воспевавшими в кино 30-х идеалы рузвельтовской программы «просперити», поверхностны и приблизительны. Капровские чудаки, сыгранные Гари Купером и Джеймсом Стюартом, легко поддавались на политическую демагогию и призывы к благоденствию, проповедуя с экрана любовь и заботу о «каждом Джоне Доу», живущем в Америке. А с наивного и глупого Фореста Гампа, имеющего IQ 75 (в школы США принимают детей с коэффициентом интеллекта не ниже 80), не по своей воле замешанного во многих крупных событиях третьей четверти 20 века, вся эта дребедень и шелуха сходит как с гуся вода.

В «Вэрайети» в первом отклике на еще не возвеличенную ленту не без основания назвали Фореста Гампа «самоимбецилом» и сравнили со страдающим аутизмом персонажем Дастина Хофмана из «Человека дождя».

Кстати, попутно заметим парадоксальное сходство между двумя лентами и в том, как нелегко они появились на свет. «Человек дождя» собирались снимать как минимум пять режиссеров, из-за этого сценарий постоянно переписывался. Продюсер Уэнди Файнермен девять лет мечтала экранизировать сатирический роман Уинстона Грума, прежде чем нашла поддержку на студии «Парамаунт». «Ближайшими родственниками» Гампа являются именно ущербные герои из фильмов, созданных в пострейгановские времена, на рубеже 1980-1990-х годов — кроме «Человека дождя» (4 «Оскара»), надо назвать «Рожденный 4-го июля» (лента об инвалиде войны во Вьетнаме награждена лишь двумя «Оскарами», но в том числе все-таки за режиссуру) и «Запах женщины» (как раз за роль слепого офицера в отставке выдающийся актер Аль Пачино получил, наконец, «Оскар» — с восьмой попытки). Да и сыгранный Томом Хэнксом в «Филадельфии» молодой адвокат, больной СПИДом, отмечен «Оскаром» по соображениям political correctness. Неудивительно, что второй год подряд он удостоился этой премии за роль «славного ненормального».

Картина Роберта Земекиса — в гораздо меньшей степени явление искусства или образец этического поступка автора. Она интересна как психологически-социологический тест, поскольку Форест Гамп стал словно выразителем подспудных настроений американцев, уставших от борьбы за существование, гонки за преуспеванием и двухвекового стремления к great american dream. Ведь он, остановившись после трех лет непрерывного бега по Америке (от океана до океана), так и заявляет растерянным последователям: «Я устал». Капровский мистер Дидс в пьяном виде провозглашал идею «Назад к природе». А так и не поумневший в скитаниях по свету Гамп возвращается назад к семье и будет растить более сообразительного, чем он сам, сына. Для американцев в середине 1990-х годов эта бесхитростная мысль оказалась чуть ли не откровением.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Том Хэнкс, Робин Райт, Гари Синиз, Сэлли Филд, Микелти Уильямсон, Майкл Хамфриз, Хенна Холл.

Режиссер Роберт Земекис.

Теги: Драмы | Зарубежные фильмы | Комедии | Оскар | Премии и фестивали

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Баку выразил протест в связи с задержанием азербайджанцев в Екатеринбурге
Захарова: глава MI6 должна оценить прошлое деда, связанного с нацистами
Пенсионеры © KM.RU, Илья Шабардин
У инфляции в России нашли виновных, ими оказались пенсионеры
Коллаж © KM.RU
«Газпром» в глубоком кризисе: Причины и прогнозы
Избранное
Lanskoy «Не запрещай себе мечтать» (EP + видеоклип)
Следующей жертвой Зеленского станет украинский язык
Тир для ВСУ: стрельба по мирным жителям городских агломераций ДНР и ЛНР
Кремлевские «враги народа» и «дураки народа»
Заводчане «Куплеты из электрички»
Ник Рок-н-Ролл завершил свою историю
Казус Навального
«Отечественные записки» – жертва царской цензуры
Лето без отравлений – возможно ли?
Секрет элегантности Тины Канделаки
22 совета для избавления от бессоницы
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.