Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Музыка → Энциклопедия → ДОДДС «БЭБИ»//DODDS BABY
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ДОДДС «БЭБИ»//DODDS BABY


Бэби Доддз за инструментом.

ДОДДС «БЭБИ» (Бэйби») (Dodds Baby) (настоящее имя Доддс Уоррен, Dodds Warren) (24 декабря 1898, Новый Орлеан, Луизиана — 14 февраля 1959, Чикаго, Иллинойс), американский джазовый музыкант (ударные, вокал), бэндлидер, руководитель ансамбля.

Прозвище «Бэби» ему дала мать (дабы избежать путаницы при обращении к сыну и к его отцу, которого тоже звали Уорен). Брат кларнетиста Джонни Доддса. Вырос в семье, в которой музыка и музицирование пользовались большой любовью. Отец и дядя играли на скрипках, одна сестра — на мелодионе, другая — на губной гармонике. Кроме того, отец мастерил разнообразные самодельные инструменты (бамбуковые свирели, ударные), широко применявшиеся в домашнем ансамбле, обладал неплохими вокальными данными и учил пению детей (основу репертуара, созданного им смешанного квартета составляли церковные гимны, спиричуэлы, блюзы). Дед Доддса увлекался игрой на африканских барабанах, в свое время выступал на негритянских культовых церемониях и праздниках, происходивших на знаменитой площади Конго-cквер в Новом Орлеане.

Желание серьезно заниматься музыкой братья проявили очень рано, однако профессиональное образование было недоступным для них (по расовым причинам). Джонни самостоятельно освоил кларнет (подаренный отцом), «Бэби» — флейту и ударную установку, изготовленную им из подручных материалов. Позднее, заработав денег (поденщиком, слугой в доме белых), купил себе настоящие инструменты. Обучался по слуху, а также по наставлению знакомых музыкантов, затем смог оплачивать частные уроки. Первым его кумиром был барабанщик из оркестра Джона Робишо, потом — Луис Котрелл, игравший в TUXEDO MARCHING BAND и охотно обучавший игре на ударных многих молодых негритянских музыкантов. Учителями Доддса были также Уолтер Бранди, Дэйв Перкинс, Мануэль Манетта, «Балтимор» Зено, Генри Мартин, «Табби» Холл.

Профессиональным исполнителем стал в 15 лет. Начал с выступлений в уличных парадах, на похоронах и праздниках, участвовал в рекламных процессиях и состязаниях уличных брасс-бэндов. Дебютировал в оркестре Уилли Хайтауэра, в дальнейшем играл и пел у Оскара «Папы» Селестина, работал по ангажементам у «Банка» Джонсона, Армана Пайрона, Сидни Девайна, Мануэля Манетты, Дж. Робишо, CRESCENT BAND Джека Кэйри, EAGLE BAND Фрэнка Дюзена (где заменил умершего «Балтимора» Зено) и других, выступал в ночных клубах и кабаре Сторивилла с собственным ансамблем (квартетом и трио), сотрудничал с «Маттом» Кэйри, «Кид Шотсом» Мэдисоном, Роем Палмером, Луисом «Биг Ай» Нелсоном.

В конце 1918 басист «Попс» Фостер помог ему устроиться на речные пароходы, курсирующие по Миссисипи и обслуживаемые первоклассными шоу-оркестрами (ривербот-бэндами). В одном из таких оркестров (под руководством «Фейта» Мэрэйбла) Доддс состоял в 1919—20, играл здесь с Луи Армстронгом и Джонни Сент-Сиром, в 1921 перешел к «Кингу» Оливеру и совершил с ним турне по Калифорнии (вместе с братом), в 1922—24 в составе его CREOLE JAZZ BAND концертировал в Чикаго (при участии Дж. Доддса и Л. Армстронга), записался с оркестром Оливера на пластинки в 1923 (это наиболее ранние записи нью-орлеанского классического негритянского джаза в Чикаго). Выступал у «Кида» Ори, в DREAMLAND SYNCOPATORS Лил Хардин (1924—25), JAZZ WIZARDS (также CHICAGO HOTTENTOTS) Ричарда М. Джонса, RED HOT PEPPERS «Джелли Ролла» Мортона (1926—27), в оркестре Кэрролла Диккерсона, в ансамбле HOT SEVEN Л. Армстронга (1927), с Джимми Блайтом, «Бадом» Скоттом, У. Хайтауэром, Хью Свифтом, Джеффри Тейверном, в клубе Берта Келли (до 1930). Совместно с братом играл в «фамильном» оркестре, пользовавшемся широкой известностью (1928—40).

В период экономического кризиса имел мало ангажементов, подрабатывал водителем такси и на фабрике, пока не устроился (вместе с братом) в китайский ресторан. Эпизодически сотрудничал с игравшими здесь же трубачом Фредди Кеппардом и пианистом Клео Брауном, в последующие годы — с Натти Домиником (довольно часто) и Полом Мэйрсом (осуществил с ним ряд записей при участии Билли Баттерфилда, Флойда ОБрайна, Джорджа Бруниса, Джека Тигардена, «Пи Ви» Расселла, Бойса Брауна, Эдди Кондона, «Неппи» Ламара, Боба Хаггарта, Джани Крупы и Джесса Стэйси). После смерти Дж. Доддса играл в квартете Джимми Нуна.

Обучал молодых свинговых музыкантов. Активно и плодотворно включился в ривайвл-движение. По инициативе Уильяма Расселла (одного из энтузиастов возрождения негритянского классического джаза), встретился в Новом Орлеане с «Банком» Джонсоном, помог ему восстановить утраченную профессиональную форму и организовать новый оркестр, в 1944—46 был членом этого оркестра, наиграл с ним немало пластинок, имеющих огромную историческую ценность. В 1945 переехал в Нью-Йорк для продолжения концертной и студийной деятельности. Выступал в клубе Эдди Кондона. Записал несколько именных пластинок для фирмы Blue Note (с участием Алберта Николса, Арта Хоудса, Уэллмена Брода) — это его первые качественно выполненные сольные записи (в 20-е годы из-за несовершенства микрофонной техники качество записи партии ударных инструментов было весьма низким, а кроме того, во избежание акустического баланса звучание ударных искусственно приглушалось, зачастую ударная установка заменялась деревянным брусом и тому подобное). В 1946 сделаны грамзаписи интервью с ним и его воспоминаний о музыкальной жизни Нового Орлеана и Чикаго в начале века. В 1947 Доддс успешно участвовал в посвященной истории джаза серии радиопрограмм This Is Jazz Руди Блеша, выпустил ряд записей инструктивного характера с показом и объяснением своей техники игры (в сотрудничестве с фирмами Folkways и Circle). Гастролировал в 1948 с «Меззом» Меззроу в Европе, выступил с ним на фестивале джаза в Ницце, некоторое время работал во Франции. Вернувшись в США, имел ангажементы в различных ансамблях, в том числе в трио А. Хоудса в Чикаго и в комбо Боба Уилбера.

С апреля 1949 опять обосновался в Нью-Йорке. В том же году пережил апоплексический удар и паралич, но, оправившись, возобновил концертную деятельность. В 1950 его постиг второй удар, но и после этого Доддс нашел силы победить болезнь и продолжать выступления (например в серии концертов с Н. Домиником в Чикаго в 1951, а также с Ли Коллинзом в 1952). В третий раз он оказался в больнице в связи с еще одним инсультом в декабре 1953. Однако, встав на ноги после длительного лечения, он не оставил джаз. Участвовал в концертах различных ривайвл-бэндов, сотрудничал с Н. Домиником (1954), Джорджем Льюисом и другими музыкантами, в 1957 попытался организовать в Чикаго свой оркестр. По его рассказам журналист Ларри Гара составил автобиографическую книгу The Baby Dodds Story, опубликованную в ряде музыкальных журналов (начиная с Jazz Journal, 1955); позднее вышло ее отдельное издание (Лос-Анджелес, 1959).

Принадлежит к ведущим музыкантам олд-тайм-эры. Признан — вместе с «Затти» Синглтоном — наиболее значительным представителем нью-орлеанской классической школы игры на ударных инструментах, одним из ее основоположников. Культивировал аутентичный негритянский хот-стиль, динамичный, не лишенный грубоватостей и варваризмов, ритмически интенсивный (в отличие от Синглтона, игравшего в более мягкой и утонченной манере). Оказал принципиально важное влияние на развитие перкуссивно-ритмической техники в джазе 1920-30-х годов, способствовал формированию функционально законченного инструментария джазового барабанщика (в частности, ударной установки), но нередко использовал и разнообразные индивидуализированные варианты инструментального оснащения исполнителя (например, в 1946 в его арсенал входили большой и малый барабаны, педальный механизм, 3 тамтама, большая и малая тарелки, колокольчики, гольстон, тим-тим, палочки, колотушки, вудблоки). Много сделал для возрождения классического джаза, занимал видное место среди инициаторов и активных участников ривайвл-движения. В противовес многим другим нью-орлеанским джазменам, в период экономического кризиса прекратившим музыкальную деятельность и сменившим профессию, продолжал выступать, несмотря на отсутствие выгодных ангажементов, даже в малоизвестных ансамблях, благодаря чему сохранил живое чувство стиля и традиций, закрепленных долголетней практикой, мировоззренческий и творческий опыт своего поколения, высокое мастерство.

Вместе с тем постоянно занимался самосовершенствованием, не останавливаясь на достигнутом и сочетая приверженность традиционализму с новаторством. Внес существенный вклад в подготовку перехода к свингу (сам прекрасно владел техникой свингования, офф-битом и драйвом, имел многочисленных учеников и последователей среди свинговых музыкантов), предвосхитил некоторые принципы современной трактовки ударных инструментов в джазе. Первым стал практиковать развернутые импровизации брейка, играть протяженные соло на ударных (яркие примеры — в записях с HOT SEVEN Л. Армстронга), сделал обязательным для ритмического бэкграунда органичное взаимодействие с партией солирующего мелодического инструмента (главная цель — помощь солисту в максимально полном индивидуальном самовыражении). Раньше других барабанщиков начал использовать в джазе шаффл-ритм, причем в более усложненной и гибкой форме, чем музыканты раннего свинга (один из образцов — запись Dippermouth Blues с «Кингом» Оливером). Всегда стремился к созданию в исполняемой пьесе единого динамического процесса, к разнообразию громкостных оттенков и тембровый качеств. Особую роль отводил большому барабану, соединенному с парой тарелок (предпочитал эту конструкцию чарльстону). На нем исполнял граунд-бит — энергетически мощный, импульсивный, остро акцентированный, поражающий исключительной четкостью. Годами тренировался, чтобы выработать устойчивое положение ноги на педали строго под углом 45° (Н. Доминик не без двусмысленности называл граунд-бит Доддса «сорокапятиградусным битом»). По мнению Дж. Уэттлинга, является первым музыкантом, в полной мере реализовавшим возможности большого барабана в джазе. Был весьма грамотным и эрудированным, справлялся с любыми техническими сложностями, свободно читал с листа, еще в молодости неоднократно участвовал в исполнении «серьезных» произведений. Вместе с тем, охотно вводил в игру юмористические трюки и эффекты, создал характерную гротескную исполнительскую манеру, которой дал название «шимми-бит» (во время игры совершал комические телодвижения, вертел головой, размахивал руками, притопывал, строил гримасы и тому подобное). По его инициативе в программах Р. Блеша была воссоздана «битва оркестров». Новинкой в джазе стали его дуэтные выступления с Джо Венути (ударные и скрипка).

Экспериментировал с африканскими ударными инструментами, однако не рискнул включить их в постоянный инструментарий джазового ансамбля, считая, что недостаточно знаком с традициями их исконного применения и с их ритуальными функциями. Среди музыкантов олд-тайм-джаза известен и как один из первых и лучших исполнителей на уошборде (стиральная доска с ребристой металлической поверхностью, на которой играют с помощью надетых на пальцы наперстков) — ударном инструменте, популярном в фольклорных скиффл-бэндах. Изобрел множество оригинальных приемов игры на ударных (наибольшую активность в этом направлении проявил начиная с 40-х годов, когда, приехав в Нью-Йорк, открыл для себя новый тип публики, умеющий по-настоящему слушать джаз, относящийся к нему не только как к музыке для танцев). К плеяде мастеров джаза, испытавших влияние Доддса, принадлежат такие именитые музыканты, как Рэй Бодюк, Дж. Уэттлинг, «Затти» Синглтон, Уолтер Бишоп, Бен Поллак, Джин Крупа, Дэйв Таф. Не будучи автором законченных и зафиксированных в нотной записи музыкальных произведений, Доддс, тем не менее, обладал очевидными композиторскими способностями и, по его признанию, намеревался основательно заняться композицией. Один из его неосуществившихся замыслов — создание многочастной симфонии для большого ансамбля ударных инструментов.

Валерий Озеров


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Россияне работают все больше, а получают все меньше
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров назвал условие для проведения встречи Путина и Зеленского
Минюст признал иноагентом политолога Сергея Маркова
В секторе Газа впервые объявили состояние катастрофического голода
Избранное
Горшенев, 6 февраля, ДК «Машиностроитель» (Петрозаводск)
Сергей Черняховский. Европа, Постмодерн и евронацизм
Кинопремьера «Елки 9»: как русская деревня встречает Джеки Чана
«Мы многое взяли у Третьего рейха»: в России процветает невольничий рынок младенцев
Латвия отбирает у Белоруссии чемпионат мира по хоккею
negative zero feat. Субурра «Не выходи из темноты»
Западный Фронт «Форма бытия»
Ешьте на здоровье! Мифы и реальность о питании в армейских столовых
«Сегодняшний "крестовый поход" группы священства против советского прошлого, против Красной России – это откровенная помощь врагам»
«Русский народ на них плохо влияет»: от кого хотят отгородиться мусульмане в своем поселении под Москвой
Вячеслав Бутусов, 9-10 марта, 1930 Moscow
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.