• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Музыка → Энциклопедия → МИНГУС ЧАРЛИ//MINGUS CHARLIE
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

МИНГУС ЧАРЛИ//MINGUS CHARLIE


Легенда джаза Чарли Мингус.

МИНГУС ЧАРЛИ (Mingus Charlie) (полное имя Чарлз, Charles) (22 апреля 1922, Ногэйлс, шт. Аризона — 5 января 1979, Кернавака, Мексика), американский джазовый контрабасист, пианист, композитор, бэндлидер.

Влечение к музыке проявил очень рано — под впечатлением от спиричуэлов и госпел-сонгов, которые он слышал, регулярно посещая церковь. Детство провел в одном из негритянских кварталов Лос-Анджелеса. Джазом заинтересовался, познакомившись с грамзаписями нью-орлеанских музыкантов, а также на концертах оркестра Дюка Эллингтона. Систематические занятия музыкой начал в 8 лет, освоив игру на тромбоне и флейте. В 16 лет перешел на виолончель и контрабас, изучал академическую композицию, кроме того, брал уроки фортепиано. Свои первые музыкальные сочинения написал в 1939 (What Love) и в 1940-41 (Half-mast, Inhibitions, обе записаны в 1960-е гг.). После дебюта в школьном ансамбле стал выступать как профессионал с оркестрами Ли Янга (1940), Луи Армстронга (1941-1943), Барни Бигарда и Кида Ори (1942), с танцевальным бэндом Элвино Рея, собственным трио, биг-бэндом Лайонела Хэмптона (1946-1948, первые записи), аккомпанировал ритм-энд-блюзовым певцам. В этот период получил от джазменов прозвище «барон Мингус».

В 1951 переехал в Нью-Йорк, где играл в трио «Реда» Норво (1950-51), но решил уйти из него в знак протеста против расовой сегрегации (ему не разрешали появляться с белыми в респектабельных клубах и участвовать с ними в телепрограммах), затем сотрудничал с Билли Тэйлором (1952-53), выступал в концертах филармонического джаза. В 1952 основал студию звукозаписи Debut. В дальнейшем примкнул к лагерю молодых революционно настроенных музыкантов бопа, принял участие в их программном концерте в Торонто («Jazz at Massey Hall: Quintet of the Year», 1953). Наступил период активных и плодотворных творческих контактов с самыми яркими представителями модерн-джаза Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи, Майлсом Дэйвисом, Телониусом Монком, и др.

В 1953 его пригласил в свой оркестр Дюк Эллингтон. Однако, первый значительный успех достигнут им был позднее в его самостоятельной практике как руководителя трио (MONEY JUNGLE, 1962). Первые успешные композиторские эксперименты Мингуса относятся еще к 1953-55, когда он вошел в состав неформального объединения музыкантов-новаторов Jazz Composers' Workshop. Стремление к полной самостоятельности в реализации своих замыслов побудило его к созданию собственно экспериментальной творческой мастерской — JAZZ WORKSHOP (1953-55). Здесь он мог более эффективно планировать и направлять работу с исполнителями своих произведений, апробировать новые методы композиции, сольной и коллективной импровизации. Мингус экспериментировал также в русле «Poetry And Jazz» синтеза джаза и поэзии (1959-60). В 1960-е гг. Мингус возобновил интенсивную работу как менеджер негритянских музыкантов и организатор студийных сессий, в связи с чем создал новую фирму звукозаписи. Как инструменталист и композитор принял участие в создании ряда фильмов Фрэнка Синатры («Higher and Higher»), Боба Хоупа и Бинга Кросби («Road To Zanzibar»), выступал на телевидении, руководил квартетом, писал аранжировки для Ньюпортского джаз-фестиваля. Блестяще выступил в нью-йоркском Таун-Холле и на фестивале в Монтерее. В 1964 совершил европейское турне с Э. Долфи, Дж. Байардом и К. Джорданом.

После участия в кинофильмах «Shadows» и «All Night Long» о нем самом был снят в 1968 документальный фильм на материале концертов в Бостоне. В 1969 Мингус дал в Нью-Йорке концерт с флейтистом Дж. Стейгом и валторнистом Д. Амрамом. Затем из-за финансовых затруднений и ухудшения здоровья вынужден был прервать музыкальную деятельность. В 1971 при поддержке фонда Гуггенхейма смог опубликовать свою автобиографическую книгу «Beneath The Underdog» (полную психоаналитических самооценок и драматичных пророчеств), после чего вернулся к творческой практике. Во время одного из турне с ним случился частичный паралич (связанный с болезнью крови), надолго нарушивший его планы.

В 1978 Мингус участвовал в концерте звезд джаза в Белом доме (по приглашению президента Дж. Картера). Сотрудничал с поп-певицей Джони Митчелл. Последние его записи были сделаны в январе 1978. В том же году состоялось исполнение его крупной композиции Revelations оркестром нью-йоркской филармонии под управлением Гюнтера Шуллера. Премьера еще одного произведения Epitaph была осуществлена Шуллером уже через 10 лет после смерти автора (1990, в 1991 в Москве).

Чарли Мингус — весьма сложный и противоречивый феномен в истории джаза. Его жизненный и творческий путь полон психологических и мировоззренческих изломов. Он, не избалованный славой и популярностью, подобно другим джазовым звездам, не желал угождать общественному мнению во имя наград и титулов. Его всегда отличали углубленная серьезность и склонность к драматической экспрессии в своей музыке. Несмотря на некоторый оттенок мистицизма в его взглядах, он по натуре реалист, желающий достичь правды выражения эмоций, отразить внутреннюю сущность человека в мире, разделенном политическими и расовыми барьерами, оторванном от природной почвы, ослепленном иллюзией технического и финансового могущества. Вот почему произведения Мингуса в большинстве своем лишены безмятежности, легкости, развлекательности.

В своих инновациях Мингус опередил и предвосхитил многие революционные идеи бибопа, кул- и фри-джаза, симфоджаза, оказав влияние на развитие всех основных современных джазовых стилей и направлений. Он создал новые типы композиции и многочастных оркестровых форм, ввел в практику нетрадиционные ладовые структуры, инструментально-тембровые комбинации, использовал приемы полистилистики, контрапункта, реформировал технику игры на контрабасе (в русле мелодического солирования). Однако при этом он всегда был далек от авангардистских экспериментов с «чистой» звуковой формой. Его главный метод работы как бэндлидера-композитора напоминает эллингтоновскую практику коллективного сочинения музыки в процессе предварительного отбора индивидуальных идей, предлагаемых участниками оркестра. Но есть и отличия: Мингус заранее создавал план композиции и в виде нотированных эскизов предлагал весь исходный материал оркестрантам для дальнейшей импровизационной разработки. За этим стоит принцип главенства композиторского замысла над личной инициативой и свободой отдельных музыкантов оркестра. Импровизацию в ансамбле Мингус приблизил к живому диалогу, дискуссионному обмену мнениями. Сам он определял данную манеру игры термином conversational improvising («диалогическая импровизация»). Стилистика произведений Мингуса отнюдь не абстрактна при всей ее неординарности. Он сохраняет, как и Эллингтон, верность фольклорным истокам, традициям негритянской евангелической музыки и блюза, раннего нью-орлеанского джаза и свинга, обнаруживает коренные связи с европейской академической классикой, идеями Шенберга и Штокхаузена, этническими культурами Латинской Америки, Азии и Африки. Значительна фигура Мингуса и как педагога, воспитавшего многочисленных учеников и преемников. Наиболее велики заслуги Мингуса в сфере композиции и развития джазового оркестра и, несмотря на то что он не реализовал всех своих возможностей и не достиг вершин славы, его роль в эволюции джаза трудно переоценить.

Валерий Озеров


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Евро-российская война
Больше, ещё больше – налогов, сборов и прочих поборов. Чиполлино отдыхает!
© KM.RU, Алексей Белкин
КПРФ утвердила смену официального названия партии
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В Госдуму внесен законопроект о запрете сноса Мавзолея
Избранное
Ник Рок-н-Ролл готов пожать руку убийце Джона Леннона
Александр Ф. Скляр поделился главным жизненным рецептом
Сергей Черняховский. Правила как абсолют некодифицированного права
Кинопремьера «Девятаев»: Герой или авантюрист?
«Крым нужен России на случай похолодания»: преподаватели в шоке от уровня знаний абитуриентов
Электропартизаны «Шум Земли»
«Потомучто» доказали в Саратове, что потусторонние силы существуют
«Моральный кодекс», 29 июня, VK Музыка Summer Stage
«Красные приливы»: Россию захлестнула волна экологических катастроф
«Монгол Шуудан», 5 апреля. «Урбан»
Спектакль «Легкое знакомство», 21 февраля и 2 марта, ДК Трехгорка
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.