Абсолютный эксклюзив – некоторые скандальные подробности, вроде разгрома гостиниц на гастролях и выходов на сцену...

Говорят, когда Пестову принесли похоронку на сына, он несколько часов стоял в ступоре перед иконами
Николай Пестов — видный богослов ХХ века, выдающийся церковный писатель.
Начинал как ученый-химик, добился заметных успехов в этой области, воевал за «красных», был окружным военным комиссаром. В 1921-м пережил духовный переворот, уверовал и вышел из партии. Автор книг «Путь к совершенной радости», «Современная практика православного благочестия», «Как победить сети диавольские» и замечательных статей по воспитанию.
Но всех этих трудов могло бы и не быть, если бы не тоненькая, но потрясающая по силе воздействия книжка «Жизнь для вечности». Посвящена она его горячо любимому сыну Николаю, геройски погибшему в 1942-м. Говорят, когда Пестову принесли похоронку, он несколько часов стоял в ступоре перед иконами, не в силах произнести фразу «слава Богу за всё». Но всё-таки вымолвил и переплавил свое неизбывное горе в книгу, посвященную памяти сына.
«Жизнь для вечности» - это исчерпывающий духовный портрет Коли Пестова. Несмотря на свой 20-летний возраст, он оказался настолько зрелым и цельным человеком, что мог бы дать фору многим опытным православным христианам. Так, в своих письмах он детально анализирует свои просчеты с точки зрения воздействия Божьего Промысла на свою жизнь. Сам Пестов-старший признается, что многому научился у сына. Нас же автор учит тому, как пережить потерю близкого человека, не утратив, а укрепив веру.
Будучи домашним мальчиком и попав в 1941-м ярославскую учебку, Коля Пестов стал неформальным лидером в своей среде. Сослуживцы доверяли ему самое сокровенное — дележку обеда в столовой. Зная, как ждут родные весточек от него, Коля описывал любые, даже самые незначительные события, посылая каждому члену семьи индивидуальные весточки.
Сестру Наташу он наставлял, брата веселил забавными случаями, бабушку ободрял, маму утешал. Находясь в невыносимых условиях, он, тем не менее, заботился о слоге своих писаний и долго настраивался, прежде чем взять в руки перо и бумагу. Отец постоянно требовал от коли подробного и вдумчивого самоанализа — и тот беспрекословно подчинялся.
Весь корпус писем Коли публикуется впервые — как приложение к книге. Из них мы черпаем немало бесценных свидетельств исторического характера. Подробно описан быт курсантов, их нравы, социальное расслоение, атмосфера в армии.
Военная цензура зорко следила о том, чтобы бойцы не сболтнули лишнего, поэтому парень был вынужден прибегать к шифру. Например, храм он называет «сходить к Елоховым», просьбу помолиться святителю Пантелеимону маскирует как «обратиться к доктору Пантелеймонову», а НКВД величает «Анной Григорьевной».
Некоторые наблюдения как Николая Пестова, так и его сына, претендуют на глобальные историософские обобщения. Закончить наш обзор мы хотели бы вот таким пассажем Пестова-старшего: «Много есть недостатков у русского народа: он еще малокультурен , беспорядочен, нечистоплотен и т. п., но в глубинах его души таятся такие душевные качества, которые в годы великих народных испытаний делают его народом героев, народом, перед которым преклоняются другие нации. Воспитанный веками в Православии, он скопил себе сокровища духа и готов жертвовать всем и мужественно сражаться и умирать, когда этого требует долг перед Родиной».
Комментарии читателей Оставить комментарий