Особое внимание автор уделяет теме исторической преемственности, недаром главный герой иногда ощущает связь с одним из...

Жизнеописание группы становится таким же произведением искусства, как и их песни, как обложки альбомов, как оформление концертов, как сценические костюмы
Уже под конец пандемийного года (хочется верить – не только первого, но и последнего пандемийного) столичное издательство АСТ порадовало очередной книгой, вышедшей под грифом «Легенды русского рока» и содержащей слово «Легенда» уже в самом названии своём. Это книга известного московского журналиста и филолога, много лет занимающегося изучением различных аспектов русского рока, Дениса Ступникова «Ария: Возрождение легенды. Архивные фотографии, документы, живой рассказ участников».
Но книга эта новая не только в связи с недавним появлением на свет (согласимся, что время выхода далеко не всегда является показателем новизны), а ещё по крайней мере по двум параметрам. Во-первых, перед нами новая книга об «Арии»; предыдущая, называвшаяся «Легенда о динозавре», вышла два десятка лет тому назад. Во-вторых, перед нами новая книга о русском роке Дениса Ступникова (предыдущие две были посвящены группам «Otto Dix» и «Северный Флот»; и первая из них уже давно стала раритетом). То есть книга «Ария: Возрождение легенды» должна заинтересовать всех тех, кто читал и «Легенду о динозавре», и прежние книги, а также многочисленные исследовательские статьи, рецензии и интервью Дениса Ступникова.
Однако в первую и главную очередь потенциальный читатель книги – это поклонник «Арии»; шире – поклонник Heavy Metal; ещё шире – рок-музыки; наконец – современного искусства как такового. Не отрицаю и того, что книгу возьмёт в руки читатель, далёкий от всего перечисленного, но книга произведёт на него такое впечатление (а она на это способна), что он захочет послушать и «Арию», и Heavy Metal, и рок-музыку, а возможно, заинтересуется и современным искусством.
В конце концов, для автора этих строк знакомство с The Beatles началось не с музыки, а с чтения печатавшейся в журнале «Студенческий меридиан» написанной Хантером Дэвисом авторизованной биографии ливерпульского квартета. А Денис Ступников с полным на то правом может быть назван арийским Хантером Дэвисом (как, впрочем, Хантером Дэвисом и «Otto Dix’а», и «Северного Флота»).
Но вернёмся к книге об «Арии». Главный концепт всего этого большого и серьёзного труда может быть представлен одним словом – «легенда». Не «миф», не «сказка», но и не «история» и уж тем более не такое страшное слово как «правда». Кто-то может возразить: как же так, ведь в книгах такого рода во главе угла должна стоять именно правда! Однако в ответ на это возражение кто-то другой непременно заметит: настоящей правды не знает никто, следовательно, её и нет; все же факты, предлагаемые нам как истинные, как реально бывшие, не более чем субъективные интерпретации личных воспоминаний. Так стараниями людей с хорошей памятью (а ещё – с замечательной фантазией) до нас дошли «правдивые» жизнеописания Сергея Есенина и Шарля Бодлера, Владимира Высоцкого и Джона Леннона, Виктора Цоя и Дэвида Боуи…
Так что же тогда остаётся? Для чего тогда вообще систематизировать и анализировать «воспоминания современников», если всё равно это не будет «объективная картина» того, как всё было «на самом деле»? Один из ответов на этот вопрос, как мне кажется, как раз и кроется в слове «легенда». Время из легендарной личности делает легенду для будущих поколений. И те, кто что-то помнит, интерпретируя свои воспоминания, становятся трансляторами этой легенды, а она, в свою очередь, уже плоть от плоти – искусство, которое, уж поверьте, важнее жизни со всей её мыслимой и немыслимой правдой. И настоящий художник творит не только свои шедевры; он и себя творит как шедевр. И «Ария» тут не исключение, а прямое подтверждение данного тезиса. Жизнеописание группы становится таким же произведением искусства, как и их песни, как обложки альбомов, как оформление концертов, как сценические костюмы…
И вот тут нельзя не сказать вновь об авторе, о Денисе Ступникове. Самым внимательнейшим и деликатнейшим образом относясь к тому, что говорят его собеседники (а книга основана на многочисленных интервью, взятых автором в разное время у арийцев разных призывов и близких к «Арии» и близких «Арии» людей), автор выступает не только и не столько медиатором, сколько качественным систематизатором и мыслящим аналитиком. И в итоге транслируемая из первых уст история «Арии», те или иные эпизоды, элементы этой истории, всё же преподносятся единым биографическим текстом; формируется та самая художественная легенда, которой поистине достойна легендарная наша группа и которую должны получить (а в итоге и получили) поклонники. И легенда эта правдивее, нежели любая объективная реальность. И ради именно такой правды – правды художественной, правды искусства – и стоит писать и, конечно, читать такие книги.
Добавлю к сказанному указание на превосходное оформление «Возрождения легенды» – и яркая, но при этом совсем не китчевая обложка, и фотографическая вклейка, визуально представляющая легендарную историю «Арии» от древнейших времён до наших дней, и – что особенно важно – комфортный шрифт.
И ещё. Очень хочется, чтобы автор «Возрождения легенды» не откладывал в долгий ящик работу над следующей своей книгой. Есть уверенность, что читатели вновь получат качественный рок-продукт, обретут метатекст, достойный своего объекта. Ну а мы с интересом и любопытством будем ждать, кто же станет в следующий раз таким объектом для нашего Хантера Дэвиса.
Комментарии читателей Оставить комментарий