Пришел, вложил, обогатился – но это не про нас

Мы привыкли ругать иностранные корпорации за их стремление подмять под себя российские отрасли, да что там: убить отечественную промышленность. На деле выходит, что жить без этих самых финансовых вливаний мы уже не в состоянии: чтобы поднять реальный сектор экономики, нужны прямые инвестиции. А взять их неоткуда: власти на местах давать не хотят, а бизнесмены боятся. А значит, остаются те, кто готов рискнуть и инвестировать с учетом отдачи в среднесрочной перспективе.
С таким дальним прицелом компания Volvo Construction Equipment запустила в Калуге очередную промышленную единицу – завод по производству экскаваторов. В год планируется собирать до 2000 тяжелых машин с эксплуатационной массой от 20 до 48 тонн. Все комплектующие доставляются из Южной Кореи и Швеции. Это означает, что пока рентабельность вложений (Volvo инвестировала в строительство завода более 35 миллионов евро) будет нулевая.
Как пояснил начальник по сборке ЗАО «Вольво Восток» Максим Павлов, на начальном этапе завод практически ничего не выигрывает. «Делаем мы экскаваторы здесь, в Калуге, или, допустим, собираем в Корее и везем сюда: по деньгам примерно одно и то же. Отдача будет только за счет локализации производства в России. На первом этапе планируется сваривать на заводе верхние и нижние платформы и противовесы. На втором – стрелы», – рассказал Максим Павлов.
«Новый завод даст области более 280 рабочих мест, – сообщил президент и главный исполнительный директор Volvo Construction Equipment Пэт Олни. – В перспективе при максимальной локализации можно говорить о почти 500 рабочих мест. Однако это годы, многое будет зависеть от спроса на нашу продукцию».
Впрочем, спрос (по крайней мере, на первое время) обеспечит сама Калуга. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, выступая на пресс-конференции, посвященной открытию завода, заверил шведских коллег, что без заказов они не останутся: «В области строят много, а с качеством «Вольво» мы уже хорошо знакомы, так что спрос на экскаваторы будет».
Говоря о модернизации экономики в целом, Артамонов заверил, что без привлечения инвестиций ничего сделать невозможно. За 2012 год область получила прямые инвестиции в объеме 110 миллиардов рублей. «Мы занимаем лидирующие позиции среди регионов по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения», – с гордостью констатировал чиновник, добавив, что рост инвестиций в область накладывает на его руководство большую ответственность, в том числе в сфере подготовки кадров для автопрома региона.
За последние пять лет на долю Калужской области пришлось 12% всех привлеченных инвестиций в обрабатывающую промышленность России, продолжил Артамонов.
По времени это примерно совпадает с формированием в области автомобильного кластера: в 2006 году в регион пришел немецкий Volkswagen, затем его примеру последовали Volvo, Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors. Кроме того, здесь активно формируется фармакластер: уже присутствуют такие фармацевтические компании, как германская «Хемофарм» и итальянская «Берлин-Хеми».
Иностранные инвесторы не только расширяют свое присутствие (завод грузовиков Volvo Trucks работает в Калуге более четырех лет, выпуская до 15 000 машин ежегодно), но и служат ориентиром для других иностранцев, а также отечественных предпринимателей.
«Предприятия новой экономики подают хороший пример, – говорит губернатор Артамонов. – Могу сказать, что если бы не этот пример, то мы бы гораздо дольше расплачивались за последствия массовой приватизации; именно этот пример создал условия для жесткой конкуренции, в которых приходится бороться».
Есть примеры увеличения иностранных инвестиций и в других регионах. Так, за прошлый год в лидеры вышли Свердловская область и Татарстан. По данным издания «Коммерсант», за 2012 год объем иностранных инвестиций в Свердловскую область вырос в три раза – до 5,2 миллиарда долларов, что стало самым высоким показателем с начала 2000-х. За последние пять лет в Екатеринбурге также зарегистрирован рекордный приток прямых заморских инвестиций: город регулярно выступает площадкой для крупнейших международных мероприятий и встреч на высшем уровне.
Впрочем, научились привечать иностранцев и в Приволжском ФО. По информации «Ведомостей», за последние годы Татарстан увеличил прямые иностранные инвестиции в шесть раз – с 99 миллионов долларов до 577 миллионов. Для активизации процесса в республике создали собственное агентство по привлечению инвестиций.
Получается, кто искуснее приманит иностранца, тот и в дамках, а нет – так борись за каждую бюджетную копейку.
Впрочем, эксперты считают, что без иностранных инвестиций регионы выжить способны. Другое дело, считают ли так власти в самих субъектах РФ.
«Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, – рассуждает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. – Инвестиции любого происхождения – это прежде всего появление новых рабочих мест, рост зарплат из-за конкуренции работодателей за рабочую силу и рост благосостояния этой самой рабочей силы. Кроме того, растет налоговая база регионов, и они могут в большем объеме финансировать программы развития и социальные программы».
По мнению эксперта, местные власти и не обязаны инвестировать, не царское это дело. Что касается отечественных бизнесменов, то они не то чтобы боятся, но имеют ограниченный инвестиционный капитал в силу относительной молодости капиталов. У них нет за плечами по десять поколений предков, последовательно накачивавших финансовые мышцы.
«Иностранные инвестиции позволяют пройти дорогу быстрее, ускоряют наше развитие. Поэтому, конечно, это благо», – резюмирует Михаил Корнелюк.
Впрочем, сегодня так думают не только эксперты. Профессионалы-практики также с большим уважением относятся к иностранному, нежели отечественному. Взять хотя бы ту же грузовую технику. Во время демонстрации больших машин фирмы Volvo один из присутствующих, спрыгивая с подножки большого самосвала, спросил: «Это ведь типа КамАЗа, только вид презентабельнее?»
«КамАЗа? – переспросил с усмешкой мужчина лет пятидесяти – один из российских сотрудников в каске с надписью Volvo и зеленом жилете. – Работал я на КамАЗе в те еще годы: нагрузишь, а он не едет. Или, бывало, разгонишься, груженный под завязку, а КамАЗ не тормозит... Нет, КамАЗу до них далеко!»
Комментарии читателей Оставить комментарий
пришел,украл,обогатился-вот это будет про нас.